До выборов 25-го мая – ровно месяц. И, чем ближе дата, тем больше сомнений – состоятся ли они? Если даже пройдет голосование, удастся ли получить результат? Какова будет его легитимность? Какие риски сопряжены со вторым туром? Будет ли президент избран на один год или на все пять? Последуют ли за президентскими также парламентские?
Юго-восток: расщепление электоральных молекул
На этих выборах, впервые за долгие годы, у юго-востока нет единого лидера. Харизматичный претендент, на котором сходились бы симпатии большинства избирателей, отсутствует. "Разброс" очень велик – от Симоненко и Добкина до Царева с Тигипко.
Это – номер раз.
Номер два. Нынешние выборы – первые, за долгое время, на которых голос юго-востока не будет решающим.
Судите сами. Структура электорального поля Украины неизменна уже долгие годы. Из кампании в кампанию, демократы собирали 45 процентов симпатиков, их оппоненты – 55. Плюс-минус, но в целом рамка такова.
Теперь – считаем с оглядкой на день сегодняшний.
В одном только Крыму – миллион восемьсот тысяч избирателей. Сколькие из них уже получили российские паспорта, оставим за скобками. Тем, к кого сохраняются украинские - ЦИК предоставляет возможность проголосовать. Для этого, разумеется, придется выехать за пределы Крыма.
Как именно следует действовать крымчанам, желающим поучаствовать в выборах нового президента Украины, LB.ua подробно рассказал глава ЦИК Михаил Охендовский. Большое интервью с ним ожидайте на нашем сайте на будущей неделе.
Пока же резюмируем коротко: для того, чтобы проголосовать в двух турах выборах, сознательным крымчанам придется четыре (!) раза покинуть пределы полуострова. Первый и третий разы – написать "на материке" соответствующее заявление, чтобы оперативно "закрепиться" за тем или иным округом (удобным для себя, тут у граждан есть право выбора). Второй и четвертый – собственно для голосования.
Реально ли это? Ответ ясен.
Крымчанам, сторонникам единой Украины, технически довольно сложно будет участвовать в выборах. На фото - митинг в Симферополе
При этом ЦИК нельзя обвинить в бездействии, саботаже или нежелании помочь. Тут делают все, что могут, но, конечно, строго по закону. Получается, формально условия для голосования крымчан создаются. А уж как они ими не/воспользуются – иной вопрос.
Ситуация, аналогична "зарубежному избирательному округу". За пределами Украины, как известно, проживают сотни тысяч наших соотечественников (точной цифры нет, но она явно больше, чем численность тех же крымских избирателей). Но голосовать могут лишь те, кто состоит на консульском учете. Таких немного, голосует - еще меньше.
Идем дальше.
Крымом перечень "проблемных" территорий, увы, не исчерпывается.
На Донбассе ситуация не лучше. А то и хуже.
Простые вопросы:
А) как поведут себя "зеленые человечки" и боевики в день выборов?
Б) как – местные сепаратисты и идейные сумасшедшие?
В) могут ли люди, приходя на участки, быть вполне уверены в своей безопасности? В том, что их не побьют по дороге туда или обратно? Не убьют? Или – в "лучших" традициях российской демократии – не взорвут вместе с участком? А, что? Отличная "картинка", между прочим. Киевская власть, мол, настолько слаба, что не в состоянии защитить собственных граждан, а сами граждане так не хотят выборов, что взрывают участки. "Северные братья" здесь, конечно, совершенно ни при чем;
Г) предыдущий пункт вдвойне актуален для членов избирательных комиссий. Которым, после закрытия участков, голоса еще считать. Затем – везти в центр.
Профильные чиновники – в МВД, ЦИК, на уровне самой области – конечно, успокаивают. Мол, на каждом участке будут милиционеры, потенциально проблемные – возьмем под усиленную охрану и т.д.
Милиционеры против до зубов вооруженных грушников – это, конечно, сила, спору нет. С другой стороны, контингент украинских силовиков всех мастей очень ограничен. Очень. Большинство из них сегодня задействованы на тех или иных участках обороны. Это надо понимать. И вести себя ответственно – не сеять панику и не лить воду на пропагандистскую мельницу врага.
Кроме Донецкой, в зоне риска – Харьковская, Одесская, Николаевская, Херсонская области. Харьковская и Одесская – особенно. Это четко просматривалось на военных картах, продемонстрированных Александру Туричнову Александром Лукашенко в ходе их последней встречи. Лукашенко сам публично рассказал о существовании этих карт, так что теперь LB.ua, обладавший данной информацией и ранее, но не желавший – исходя из понятных соображений – ее разглашать, внесет ясность.
План агрессии против Украины разрабатывался Россией еще в конце прошлого года. Все очень детально просчитывалось и моделировалось. Предполагалось, что использован он будет для подавления Майдана – в ответ на "миротворческий призыв" тогда еще действительно легитимного Виктора Федоровича, чтоб он был здоров, Януковича.
Но бегство отважного Виктора Федоровича (да, и другие события) внесло свои коррективы.
План отложили, но от него не отказались вовсе. Один из его пунктов предусматривал – одновременно с аннексией Крыма – скапливать войска вдоль сухопутных границ. Где именно – на картах обозначали красными стрелочками. Так вот, эти стрелочки – направления вторжения – один в один совпадают с нынешней диспозицией российских войск у наших границ.
Ранее – о чем мало кто знает – полноценной демаркационной линии между Украиной и Россией не существовало. В районе пограничных постов – да, но не более того. Всего протяженность сухопутной границы между Украиной и РФ – свыше двух тысяч километров. И количество неведанных "лесных тропок", по которым могут пробраться диверсанты, неисчислимо. Собственно, они и сейчас ими пробираются. Небольшими – до пяти человек максимум – группами, плотно укомплектованные оружием.
Оттого украинская сторона и взялась, перво-наперво, за укрепление кордонов государства. Тут сейчас сооружают траншеи, обустраивают блок-посты из бетонных блоков. То есть, история с братом Сергея Таруты, который за свой счет обкопал весь периметр Донецкой области со стороны России четырёхметровым рвом – не шутка. Выкапывание подобных траншей – эпопея, как оказалось, весьма проблемная и затратная. Вот местные активисты и взяли на себя. Сейчас возле траншей уже ставят противотанковые ежи.
Однако, "приз зрительских симпатий", несомненно, уходит луганским контрабандистам, которые сами (!) перегородили все ключевые приграничные "лазы" бетонными блоками. Те самые, с которых они много лет кормились и существование которых держали в строгой тайне. Родина им, контрабандистам, дороже. Они тоже граждане Украины.
Один на один
Конечно, все эти "приготовления" не способны остановить российскую армию в случае, если ей будет отдан приказ "наступать!". Но притормозить на какое-то время – вполне.
- С какой стороны они ударят, неважно абсолютно. Все равно их в разы больше, чем нас. Ну, вот когда они стартанут, мы – "між крапельками, між крапельками" - и на Москву! - шутил один из высших чинов новой украинской власти несколько недель тому, живописуя происходящее.
Улыбка его, равно – всех присутствующих на встрече в узком кругу – была натянута, а шутки – вымучены, но это – единственный способ сохранять здравый рассудок в условиях, когда на твою родную страну направлены сотни танковых стволов.
Сейчас, когда АТО в Славянске в самом разгаре, вероятность вторжения еще больше возросла.
По информации LB.ua, в ходе своего недавнего - наполовину засекреченного - визита в Киев, глава ЦРУ гн. Бреннан выразился ясно: если, де, в случае антитеррористической "зачистки", погибнет хоть один паршивый агрессор, русские введут войска.
Последнее заявление главы МИД РФ Лаврова - тому подтверджение.
И США тогда, конечно, не поможет. Ну, максимум пайками – консервированной тушонкой.
Собственно, во время Евромайдана американцы говорили то же: только, мол, без жертв. "Вас бьют? В лес вывозят? Убивают? Ой, как неприятно! Очень неприятно, конечно, но вы терпите; такова, знаете ли, цена демократии".
Так что украинским чинам к подобным спичам не привыкать.
Равно как к тому, чтоб пропускать их мимо ушей. В конечном счете (как бы кому не хотелось верить в обратное), мы остаемся с врагом один на один. Справимся – отлично! Честь нам и хвала.
Нет – очень жаль. В таком случае, Запад, пожалуй, выразит "глубокую обеспокоенность", "встревоженность" и – может быть, мы даже это заслужим – "сожаление".
"Русская весна"
Вернемся, однако, к главной нашей теме – выборам. Электоральное поле, как мы уже выяснили, демонстрирует сейчас существенные деформации. Что не сказаться на результате не может.
Каким он будет? По словам главы ЦИК Михаила Охендовского, для подведения итогов гонки, тематический закон не налагает ограничений относительно того, на каком количестве участков она должна быть признана состоявшейся.
То есть, даже если, условно говоря, "зеленые человечки" разгромят 70% всех участков по стране, данных оставшихся 30% вполне хватит для формализации результата.
Это – юридически.
Политически, конечно, вопросы останутся.
Но состоятся ли сами выборы?
"Безусловно, состоятся. Ведь они необходимы для нашей страны", - твердят политики и сами участники забега.
Конечно, ведь факт избрания нового президента:
- окончательно прекратит разговоры о "легитимности" (хотя бы даже относительной, - С.К.) Виктора Януковича;
- закрепит позиции новой украинской власти и создаст условия для комплектации полноценной власти в Киеве (которая в 20-х числах февраля складывалась "из того, что было");
- сформирует базис для внешнеполитического позиционирования.
То есть, выборы действительно архиважны. Но их результат, как известно, определяется по итогам второго тура. Логично предположить: основные провокации "русских братьев" придутся именно на эту дату, а не на 25-е мая, как большинство из нас ожидает.
Данное предположение подтверждается и последней информацией высокопоставленных российских источников. Именно: довольно миролюбиво настроенный на этапе Женевы, ныне Владимир Путин опять радикализировался.
Хорошая новость. Радикализация не подразумевает введения войск (пока, во всяком случае. Как и Янукович в "лучшие годы", Владимир Путин подобен обезьяне с гранатой. Что именно он предпримет и в какой момент точно предсказать не может никто, - С.К.).
Плохая новость. Радикализация подразумевает:
- дальнейшее нагнетание ситуации на юге востоке страны;
- усиление контингента диверсантов (данные сведения подтвердили сразу три источника с российской стороны и один – с украинской);
Тактика: выборов допустить нельзя. Любой ценой. Особенно – второго тура.
В случае, если полноценные выборы – по тем или иным причинам – не состоятся, повторно они будут назначены на осень 2014 (не лучший для РФ вариант) или же на начало 2015-го.
Для РФ чем позже, тем лучше.
Выигранное время – равно:
А) ухудшению экономической ситуации в Украине (а оно – как бы правительство не старалось – неизбежно. Элементарно: в силу ряда объективных причин);
Б) возможности "раскрутить" нового полноценного лидера юго-востока. В случае достаточного его возвышения, РФ получит в Украине контроль не над несколькими растерзанными юго-восточными регионами, но установит – через него – представительство в политикуме общенационального уровня.
И вот тут возникает еще несколько любопытных аспектов.
Именно:
- сроки президентства;
- перспективы досрочных парламентских выборов.
Теперь – подробнее.
Полная перезагрузка
"Президент Украины избирается сроком на пять лет", - говорит нам 103-я статья Конституции Украины.
Здесь возникает вопрос: будет ли избранный в 2014-м году (если будет, - С.К.) глава государства работать до 2019-го или же его термин ограничится годом?
Данной проблемой озаботились, в частности, депутаты фракции "УДАР", обратившиеся соответствующим запросом в Конституционный суд Украины.
- Ответ должен был однозначен: термин работы главы государства, избранного в 2014-м – пять лет. Как и предусматривает Основной закон, - заявили LB.ua сразу несколько экспертов-конституционалистов (среди них – бывшие и нынешние члены ЦИК, - С.К.), комментируя данную проблематику.
Сама природа вопроса упирается в следующее: насколько легитимно был отстранен от власти четвертый глава Украины Виктор Янукович.
- 21-го февраля Виктор Федорович подписал соглашение, положениями которого, в частности, предусматривалось досрочное проведение президентских выборов. Само соглашение – этакий надконституционный договор. На подобие того, что был принят в 1995-м. Если помните, он де-факто отменил положения прежней советской конституции на период, пока в 1996-м не была принята новая полноценная Конституция Украины, - прокомментировал один з ведущих юристов-конституционалистов, - Конституция не может регулировать абсолютно все нюансы правоотношений в стране. Особенно – аномальные прецеденты (на подобии бегства президента, когда он – де-факто – сам слагает с себя полномочия главы государства и верховного главнокомандующего, - С.К.). В таких случаях и используется практика конституционных договоров.
Запрос в КСУ был направлен 22-го апреля.
- Уведомления о том, что он уже расписан на конкретного судью-докладчика пока не поступало. Вместе с тем, мы надеемся, что КСУ не станет затягивать и быстро внесет ясность в данный вопрос, - заявил в эксклюзивном комментарии LB.ua один из инициаторов обращения Валерий Карпунцов, - Мы считаем, что президент должен работать пять лет, но ясность, повторяю, должен внести КСУ, - добавил нардеп.
При желании, Конституционный суд может справиться достаточно быстро – за пару недель. Главное, чтобы этого не случилось уже после 25-го мая. В "полной независимости", так сказать, от результатов первого тура.
И еще один аспект. Тем более актуальный, раз уж мы упомянули об "УДАРе".
Мало кто помнит, но одним из основных предвыборных лозунгов Виталия Кличко (в ту пору, когда он еще собирался идти в президенты, - С.К.) был немедленный роспуск парламента.
- Это – одно из основных требований Майдана, - обосновывал тогда Виталий Ковальчук (он же – правая рука г-на Кличко).
С тех пор утекло – как по нынешним временам – немало воды, Ковальчук стал руководителем штаба Порошенко и о перевыборах, вроде как, забыли. На самом деле, договоренность относительно организации "перезагрузки" Рады была одной из ключевых, на которых основывался, союз Кличко и Порошенко.
Нет оснований сомневаться: в случае, если Петр Алексеевич станет президентом, она будет выполнена.
Конечно, новоизбранному главе государства куда проще "перепрошить" под себя уже действующую Раду, но договоренность есть договоренность. И действующим нардепам, которые размышляют о том, кого из кандидатов поддержать, также - воспроизводстве себя, любимых, в политикуме - очевидно, стоит об этом помнить.