RozhaСогласно данным Секретариата президента Украины, ежемесячно туда поступают десятки тысяч обращений. Обработать такое количество документов не под силу ни одному органу власти, поэтому обрабатывается Секретариатом в среднем менее половины поступивших на имя президента писем. Наверняка, без внимания остаются послания обиженных на жизнь граждан, опусы профессиональных жалобщиков и просителей лучшей жизни для себя лично. Но одно письмо, которое смело можно отнести к любой из вышеперечисленных категорий, Секретариатом было все же рассмотрено.

Речь идет о письме бывшего и.о. директора харьковского завода «Турбоатом» Евгения Белинского. Вкратце предыстория появления письма такова. Евгений Белинский возглавлял завод до 24 апреля 2007 года, когда на должность исполняющего обязанности директора завода был назначен Виктор Субботин. Руководил Белинский заводом до этого год, и за это время многое не успел довести до конца. Например, Евгений Белинский не успел... довести завод до банкротства. Согласно цифрам, которые обнародовал Виктор Субботин после своего назначения, за год руководства заводом Белинский сумел наделать долгов предприятию на сумму, превышающую 70 млн грн., скопить на складах завода неотгруженной продукции на 200 млн грн., «вымыть» с завода оборотные средства. По оценке Виктора Субботина, завод при таком руководстве протянул бы еще максимум год. Казалось бы, Виктор Субботин – сторона заинтересованная, но информацию нового руководителя Белинский так и не стал опровергать в суде, и это при том, что судится Белинский с Субботиным практически постоянно.

Еще одну комбинацию Белинский не успел довести до конца. Подконтрольное ему ООО «Ресурс», зарегистрированное в Москве, должно была стать представителем интересов ОАО «Турбоатом» в России. Учитывая торговый оборот завода с российскими потребителями (а это десятки АЭС, ГРЭС и ТЭС), посредничество ООО «Ресурс» должно было приносить Белинскому около двух миллионов долларов в год, и это по самым скромным подсчетам. Введение посредника в налаженные еще с советских времен отношения между «Турбоатомом» и российскими энергетиками настолько озадачило россиян, что завод был завален письмами с просьбой подтвердить полномочия невесть откуда взявшегося ООО «Ресурс». Ответы за подписью Белинского уходили в Россию исправно. В них подтверждалось, что отныне и впредь ООО «Ресурс» будет представлять интересы украинского промышленного гиганта. Уже были подписаны соответствующие договоры на поставку оборудования через подконтрольное ООО, но сделка не состоялось – на завод пришел Виктор Субботин, который, конечно, исключил ООО «Ресурс» из всех схем поставок и снова начал работать с россиянами напрямую. Кстати, эта информация уже была опубликована в СМИ, но так и не опровергнута Белинским.

А вот что успел сделать Белинский – так это начислить себе 800 тысяч отпускных. Ранее в прессе была опубликована информация о том, что отпускных Белинский себе насчитал миллион. Эти сведения бывший руководитель опроверг уверенно – не миллион, а всего 800 тысяч. Разница, конечно, существенная.

Казалось бы, двери директорского кабинета закрыты для Белинского навсегда. Но тут фортуна преподнесла Белинскому пусть и небольшой, но шанс. Шансом этим стали притязания российского олигарха Константина Григоришина. Последний, владеющий через подконтрольную структуру около 14 % акций ОАО «Турбоатом», с назначением Виктора Субботина был не согласен, поскольку в связи с этим фактически утратил контроль над заводом.

21 мая была предпринята рейдерская атака на «Турбоатом», организованная по всем канонам: было абсурдное решение суда (впоследствии, естественно, отмененное), были «братки», пытавшиеся блокировать коридоры административного здания завода и ворваться в кабинет генерального директора. Был и полевой руководитель «операции» – Евгений Белинский. Своеобразность ситуации заключалась в том, что собственником 75 % акций ОАО «Турбоатом» является государство, то есть была предпринята попытка захвата государственного предприятия. Рейдерская атака сорвалась, но Белинский еще не единожды возникал «на горизонте», всегда в одной и той же роли гневного обличителя Виктора Субботина. Впрочем, эта роль так и не помогла Белинскому даже приблизиться к заветному креслу директора завода – третьего июля этого года, когда на внеочередном собрании акционеров Белинский был выдвинут на должность генерального директора, за его кандидатуру проголосовало всего три акционера (включая самого Белинского), а 59 акционеров, проголосовали против.

Письмо, направленное Белинским Виктору Ющенко, по сути, продолжает серию лживых обвинений бывшего и.о. директора «Турбоатома».

Представим себе, что сотрудник Секретариата президента, на чей стол легло письмо опального руководителя, с ситуацией вокруг «Турбоатома» не знаком совершенно, кто такой Белинский не имеет ни малейшего понятия, а интернетом, где без труда можно найти всю информацию по конфликту, пользоваться не умеет. Но даже в этом случае более-менее опытного чиновника должны были насторожить некоторые моменты. Во-первых, бывший и.о. генерального директора, а ныне, фактически, частное лицо, к заводу отношения не имеющее, пишет письмо на фирменном бланке ОАО «Турбоатом». Во-вторых, на письме частного лица стоит какой-то исходящий номер. И в-третьих, перед подписью, там, где обычно указывается должность, Белинский, очевидно, затрудняясь определить свой статус, выходит из положения, написал «З глибокою повагою». Только эти признаки должны были стать основанием для того, чтобы письмо Белинского отправилось туда, где ему самое место, – в мусорную корзину.

Содержание письма вообще вызывает сомнения в том, что автор адекватно воспринимает действительность. По мнению Белинского, Валентина Семенюк назначила Виктора Субботина и.о. генерального директора завода, «используя свое служебное положение», как будто Валентина Семенюк может назначить кого-нибудь не как председатель Фонда госимущества (ФГИ) Украины, а как некое частное лицо. Правда, по версии Белинского, сделано это было с нарушением законодательства, но какой именно закон нарушила Семенюк Белинский умалчивает. Зато ссылается на решение суда, по которому ему, Белинскому, возвращена должность, при этом «забыв» о том, что это решение суда давно оспорено юристами «Турбоатома». Далее по тексту идет колючая проволока, которой Субботин опутал завод, вольеры для собак, которые построил Субботин, и сотни охранников, якобы нанятых для охраны то ли завода, то ли себя лично от Белинского. Затем Белинский упоминает собрание акционеров ОАО «Турбоатом», на котором Виктор Субботин был избран генеральными директором. По мнению Белинского, собрание прошло по поддельному реестру акционеров. Еще одним «юридическим аргументом» Белинского стал тот факт, что ФГИ прислал представлять интересы государства на собрании акционеров должностное лицо «Укратомпрома», который на момент проведения собрания был «практически ликвидирован» указом президента.

Последние два пункта «обвинительного» письма Белинского являются формальными «зацепками», которые сейчас используются группой Григоришина в судах с целью признать собрание акционеров ОАО «Турбоатом» недействительным. В последнем абзаце Белинский применяет ставший расхожим термин «политическое рейдерство», видимо, имея в виду то, что Виктор Субботин является членом СПУ и однопартийцем Валентины Семенюк. И уже в самом конце, исчерпав все возможные аргументы, намекает главе государства на то, что Виктор Субботин, который резко увеличил финансовые показатели «Турбоатома», заключил новые контракты на поставку продукции завода, загрузив предприятие работой до 2015 года, является… некомпетентным.

По идее, прочтя сомнительное по форме и содержанию обращение Белинского, сотрудники Секретариата президента должны были приобщить письмо Белинского к письмам полоумных жалобщиков, дать Белинскому расплывчатый ответ и забыть о его существовании навсегда. Но произошло невероятное. Секретариат президента Украины дал письму Белинского «ход». В Кабинет министров Украины было направлено письмо с требованием «по поручению президента Украины» разобраться с обращением Белинского и проинформировать Секретариат.

Секретариат президента загружен обращениями граждан, и незавидной выглядит доля тех его сотрудников, в обязанности которых входит вычитывание десятков тысяч поступающих на имя президента писем. Но в данном случае речь идет о судьбе крупнейшего промышленного гиганта Украины. Пустив «гулять по инстанциям» откровенную ложь вместо того, чтобы дать адекватный ответ автору письма, Секретариат президента невольно выступил на стороне тех, кто всеми силами пытается отобрать у государства «Турбоатом».

Дирекция ОАО «Турбоатом» направило письмо Виктору Ющенко, в котором аргументировано изложила свое видение проблемы и просьбу разобраться в ситуации. Все сотрудники крупнейшего промышленного гиганта Украины, от рабочего до генерального директора, ждут того, что Президент проявит себя как гарант конституционных прав, поставив точку в затянувшемся конфликте. От мудрости и взвешенной позиции Виктора Ющенко в вопросе «Турбоатома», во многом будет зависеть, будет ли «Турбоатом» оставаться государственным предприятием и, в конечном итоге, быть ли в Украине энергетическому машиностроению.