Чем дольше Украина тянет с ратификацией Соглашения об ассоциации, тем сильнее разыгрываются аппетиты России, тем упорнее она пытается насовать толстых палок в колеса нашей евроинтеграции, дабы остановить сближение Украины с Евросоюзом. Как стало известно от источников в Брюсселе, Москва "выкатила" украинской и европейской сторонам внушительный список изменений к Соглашению об ассоциации и настаивает на их пакетном принятии. 60-страничный документ с длинным названием "Предложения российской стороны по внесению поправок Соглашения об ассоциации между ЕС и государствами — членами ЕС с одной стороны и Украиной с другой стороны в целях минимизации рисков, возникающих от вступления в силу указанного соглашения" имеется в распоряжении редакции, но к его анализу мы перейдем чуть позже.
Сначала короткий экскурс в новейшую историю. Напомним, что два месяца назад, 11 июля в Брюсселе состоялась первая трехсторонняя встреча на министерском уровне Украина—ЕС—Россия, посвященная вопросам имплементации Соглашения об ассоциации Украина—ЕС. Тогда стороны договорились, что не позднее 20 июля Россия предоставит список своих "обеспокоенностей", а до 1 сентября эксперты подготовят предварительный доклад, как эти "обеспокоенности" можно снять. На 12 сентября была намечена вторая встреча в Брюсселе на министерском уровне. По нашей информации, в Минске, на саммите в формате Украина—ЕС—ТС 26 августа, российская сторона прозрачно намекнула, что если брюссельские консультации пройдут "хорошо", то не исключено, что где-то в конце второй декады сентября президент Путин может еще раз лично встретиться с президентом Порошенко.
Что означает "хорошо" в российском понимании, было ярко продемонстрировано на трехсторонней экспертной встрече в Брюсселе 1 сентября. Как свидетельствуют наши источники, россияне, известные своей, скажем мягко, напористой и "честной" дипломатией, превзошли самих себя: они пытались убедить две другие стороны, что в Минске президент Порошенко пошел навстречу российским пожеланиям и пообещал, что текст Соглашения будет изменен.
Мы не знаем, о чем говорили Порошенко и Путин один на один. Однако все хорошо помнят о неоднократных заявлениях украинского президента (в т.ч. и в Минске), что Соглашение будет ратифицировано в середине сентября в том же виде, в котором было подписано. Более того, заявлялось, что Верховная Рада сделает это синхронно с ратификацией СА Европейским парламентом. Что же касается шагов навстречу, то, как утверждают наши источники, в Минске россиянам было сказано (во всяком случае, в широком кругу), что украинская сторона готова быть максимально гибкой — там, где это возможно.
Однако, по нашей информации, вплоть до последних дней россияне упрямо настаивали на том, что их "обеспокоенности" могут быть сняты исключительно внесением изменений в текст Соглашения — разумеется, до его ратификации Верховной Радой. Правда, по оценкам экспертов, с которыми мы консультировались, для удовлетворения всех предъявленных российских "хотелок" потребуется получение Еврокомиссией нового мандата на переговоры, а сами переговоры "о внесении изменений в СА" займут примерно года два. В этом, собственно, и заключается главная цель россиян на данном фронте — завалить Соглашение, не допустить его ратификации, уговорив Киев, как минимум, отсрочить этот акт, а еще лучше — убедить его и Брюссель пуститься в новые "долгоиграющие" переговоры. А за это время всяко может случиться…
Итак, чего же душа русская желает? Что ее, грешную, так беспокоит и мучит?
Несмотря на то, что 11 июля стороны договорились вести консультации по трем основным направлениям — техническому регулированию, санитарным и фитосанитарным мерам (СФС), таможенному администрированию, — свои предложения по изменению Соглашения об ассоциации Москва сформулировала в пяти сферах, добавив к вышеуказанным еще либерализацию тарифов и энергетику.
Кушать только российское?
От смелости полета российской фантазии просто дух захватывает. Пунктом первым Украине предлагается исключить из взаимной либерализации торговли с ЕС ряд товаров. Список прилагается — на 45 страницах документа из 60. В нем и чистопородные племенные животные, и грудки куриные, и молоко для младенцев, и вино бургундское, и рокфор с горгонзолой, и спаржа с артишоками, и ямс с бататом, и… — в общем, всего 2376 тарифных линий. Из 11 600, указанных в Соглашении об ассоциации. Т.е. Москва предлагает Киеву и Брюсселю изъять из их свободной торговли более 20% товаров! Вот уж, поистине, "углубленная и всеобъемлющая" ЗСТ у нас получится, если удовлетворить россиян. Такую торговлю и язык не повернется "свободной" назвать. В то время как весь мир все больше либерализируется в торговле (напомним, что в том же СА предусмотрена отмена или значительное уменьшение импортных пошлин по более чем 95% товарных позиций), Россия не представляет ЗСТ без масштабных изъятий, она не может отказаться от протекционизма, она закрывается и снова ощетинивается. При этом ее постоянно гложут какие-то "обеспокоенности". Хотя эксперты в сфере международной торговли не могут припомнить других случаев в истории ВТО (членом которой является и Россия), чтобы какая-то страна заявляла о гипотетическом грозящем ей колоссальном ущербе от соглашения, готовящегося двумя другими договаривающимися сторонами.
Ущерба не будет. То, о чем вот уже больше года твердит Москва — от истеричного Глазьева до обиженного на весь мир Путина — это не заговор против России, это обычная конкуренция. Как считают специализирующиеся на постсоветской экономической интеграции исследователи Бирмингемского университета профессора Катарина Вольчук и Рилка Драгнева, многократно озвученные российские "обеспокоенности" относительно влияния будущей ЗСТ Украина—ЕС на Россию являются "типичными конкурентными вызовами в современной глобальной либеральной экономике, которые будут лишь содействовать повышению конкурентоспособности российской экономики".
В любезно предоставленном в распоряжение ZN.UA исследовании британские эксперты подчеркивают: часть Украины в международной торговле РФ относительно невелика и в 2010 г. составляла 4,3%. В то же время часть ЕС в российском международном товарообороте — 46,8%. Таким образом, резюмируют К.Вольчук и Р.Драгнева, принимая во внимание превосходящие объемы торговли между РФ и ЕС, малоубедительными выглядят утверждения, что внедрение Украиной законодательства ЕС создаст препятствия для украино-российских торговых отношений.
Каковы основные озвучиваемые страхи Москвы? Там считают, что после снижения или отмены импортных тарифов европейские товары хлынут в Украину и заполонят наш рынок. Отсюда два "страшных" последствия — якобы значительно ухудшатся условия для российского экспорта на украинском рынке, а вытесненная с него же европейскими товарами украинская продукция в свою очередь заполонит рынок российский.
Реальной экономической основы для этих страхов нет (а иррациональные странности или геополитические цели наших северо-восточных соседей мы в данной статье не исследуем). Важно понимать:украинские тарифы не упадут до нуля из заоблачной выси. Украина уже давно либерализировала свою торговлю. Наша страна вступила в ВТО в 2008 г. Безрезультатно приложив немало усилий, дабы сие событие не состоялось, Москва достаточно быстро успокоилась. Последующие несколько лет тот факт, что Украина либерализировала торговлю для более чем 150 (!) стран мира, никаких "обеспокоенностей" у Белокаменной не вызывал.
Украинские тарифы будут снижаться не с 40–50%. На сегодня средний импортный тариф на подавляющее большинство (почти 90%) ввозимых в нашу страну промышленных товаров уже достаточно низкий — 3,8%. Следовательно, даже после его дальнейшего снижения или отмены резкого прироста импорта в Украину не будет. Значит, и вытеснения украинских товаров на российский рынок не случится. И конкуренция для российских товаров на украинском рынке не сильно возрастет. Тем более, как подчеркивают исследователи из Бирмингемского университета, изучившие структуру европейского и российского экспорта, уровень конкуренции между товарами из РФ и ЕС на рынке Украины и сегодня невысок, поскольку они занимают там разные ниши. По оценкам экспертов, либерализация торговли с ЕС может повлиять на импорт около 230 категорий товаров. Среди которых импорт из РФ составляет лишь 5%! О каком "значительном усилении" конкуренции для российских товаров после начала работы ЗСТ Украина—ЕС тогда может идти речь?
Весьма примечательно, что, призывая Киев сохранить в одностороннем порядке импортные тарифы в торговле с ЕС, Москва сама хочет торговать с нами в рамках ЗСТ СНГ с нулевой пошлиной на эти товары. Т.е. европейцам — тарифные преграды, а сами — бегом на украинский рынок с максимальными преференциями. Вот только любопытно, зачем россияне включили в список товаров, которые они хотят исключить из ЗСТ Украина—ЕС, например, пармезан и бургундское вино? Ведь Россия не может производить их по определению! Эти географические названия защищены, и настоящий пармезан может производиться только в Парме, а бургундское — в Бургундии, как и шампанское — в Шампани. Или Россия — страна гуав и манго? Тогда почему в длинный список включены соки из этих тропических плодов? А пальмовая сердцевина? А кофе? А чай? А многое другое, чего Россия не выращивает и не производит?
"Выкатив" огромный список и вызвав у Киева и Брюсселя "глубокое недоумение", Москва, похоже, сдала чуть назад. Буквально за пару дней до трехсторонних министерских консультаций в Брюсселе В.Путин на совещании с членами правительства РФ 10 сентября призвал главу Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева проявить гибкость на переговорах по ассоциации Украины с ЕС: "Будем надеяться, что на министерском уровне удастся достичь каких-то компромиссов, которые были бы приемлемы для всех участников — и для Евросоюза, и для Украины, и для России. Во всяком случае, я попрошу вас такие компромиссы искать и проявлять предельную гибкость, но, разумеется, до определенных пределов, до определенных границ, через которые мы не можем переступать, имея в виду интересы наших товаропроизводителей, нашей экономики". В свою очередь А.Улюкаев сообщил, что Москва предлагает Киеву и Брюсселю отложить обнуление пошлин по 144 товарным позициям, "наиболее чувствительным" для России.
В принципе, как считают некоторые эксперты в Киеве, вопрос тарифов, по большому счету, — это дело ЕС и России. Если россияне так хотят, чтобы их товары имели лучшие конкурентные условия на украинском рынке, нежели европейские, то это решать Евросоюзу — соглашаться или нет. Если Европе хочется чем-то умиротворить Москву — пожалуйста, пусть оставляет импортные тарифы по всему предъявленному ею списку. Один из услышанных нами в Киеве вариантов решения создаваемых Россией проблем — не включать в перечень разделов СА, которые будут временно применяться до ратификации Соглашения всеми государствами ЕС, торговую часть документа. Но при этом договориться, что Евросоюз продлит еще, скажем, на год, режим односторонних торговых преференций, действующих в настоящее время. По мнению авторов идеи, такое решение и некоторые "обеспокоенности" Москвы снимет, и смягчит для Украины начало временного применения Соглашения об ассоциации в суровых условиях военного времени, когда снижение таможенных поступлений в бюджет будет более чувствительным, чем предполагалось ранее.
Законсервируем Советский Союз?
"Ухудшает", "препятствует", "наносит ущерб" — это основные глаголы, используемые россиянами применительно к СА. В п. 2 своих Предложений они расписали, каким образом следует "подправить" украинско-еэсовский документ, препятствующий, по их убеждению, "дальнейшему участию Украины в иных, помимо ЕС, интеграционных объединениях.
"В Соглашении (ст. 39) об ассоциации необходимо предусмотреть, что данное соглашение не препятствует сохранению или созданию таможенных союзов, зон свободной торговли или договоренностей о приграничной торговле, и не является основанием для выхода Украины из таких союзов, объединений и соглашений, а также для пересмотра ранее достигнутых договоренностей и соглашений в таких объединениях и союзах.
Таким образом, в Соглашении будет обозначено, что целью ассоциации Украины с ЕС не является причинение прямого или косвенного ущерба интересам иных объединений и позволит сохранить за Украиной суверенное право участия в иных объединениях. Ассоциация Украины и ЕС не должна препятствовать принятию и применению национального законодательства Украины и законодательства интеграционных объединений, участником которых Украина является (или может являться)", — сказано в п. 2.1. документа.
Также, считают в РФ, "необходимо скорректировать положения, относящиеся к безусловной отмене на территории Украины межгосударственных стандартов (ГОСТ) и применению исключительно стандартов EN (ст. 56)" (п. 2.2).
По мнению россиян, "ввиду добровольности применения стандартов, межгосударственные стандарты должны действовать параллельно с иными документами по стандартизации (в том числе европейскими стандартами), поскольку их отмена приведет к нарушению сложившихся связей в рамках взаимных поставок".
"Озабоченность" также вызывают "положения Соглашения, предусматривающие выполнение Украиной обязанностей для полноправных членов Европейской организации по стандартизации (ст.56)". Поэтому "данные положения необходимо исключить, поскольку это может привести к выходу Украины из участия в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС)" (п. 2.3).
А "после завершения корректировки соглашения", уверены россияне в п. 2.4., "целесообразно разработать базовое соглашение об устранении технических барьеров в торговле между Евразийским экономическим союзом и Украиной".
Российская сторона обеспокоена, как ей кажется, неминуемыми "негативными последствиями" несовместимости технических стандартов Украины и РФ и стран Таможенного союза в результате реализации СА. Однако напомним, что сама Россия уже начала сближение технических стандартов ТС и ЕС. В 2013 г. соответствующие договоренности были подписаны между Росстандартом и Европейским комитетом стандартизации CEN/CENELEC.
На переговорах россияне еще со времен Януковича—Азарова настаивают на переносе сроков внедрения в Украине европейских технических регламентов. Однако заметим, что Соглашение об ассоциации предусматривает постепенное принятие Украиной европейских стандартов как национальных и отмену конфликтных стандартов. Наша страна вот уже 10 лет как проводит гармонизацию национальной системы техрегулирования под требования Евросоюза. И, как известно, на сегодня внедрено уже 27 техрегламентов ЕС, что не создавало никаких препятствий для российских товаров на украинском рынке. По оценкам экспертов, объем продукции, подпадающей под технические регламенты во взаимной торговле Украина—РФ, не превышает 5%. Кроме того, по нашей информации, и украинская, и европейская стороны готовы проявить гибкость при определении графика внедрения Украиной техрегламентов ЕС. Разумеется, после ратификации Соглашения.
И если межгосударственные стандарты, о сохранении которых так пекутся россияне, не будут противоречить европейским, принимаемым Украиной как национальные, они продолжат свое действие в нашей стране. Что же касается ГОСТов, то многие из них работают по сей день, а принятые до 1992 г. пересматриваются и отменяются, если их требования уже не актуальны. И Соглашение об ассоциации не запрещает Украине сотрудничать с ТС в модернизации применяемых и поныне ГОСТов. В конце концов, ведь и Россия наверняка заинтересована в том, чтобы межгосударственные стандарты были идентичны международным и европейским. Иначе, как она собирается выходить со своей продукцией на мировые рынки?
По информации ZN.UA, соглашение об устранении технических барьеров в торговле (ТБТ) украинская сторона с Евразийским экономическим союзом подписать готова. Но документ должен быть разработан на симметричной основе и определять механизмы взаимного признания результатов оценки соответствия. Безусловно, это соглашение должно базироваться на Соглашении ТБТ ВТО, а также не противоречить Соглашению об ассоциации Украина—ЕС и Договору о ЗСТ СНГ.
По чьим правилам коров кормить будем?
Россияне противоречивы в своих желаниях и требованиях. С одной стороны, мы постоянно слышим, что та или иная украинская продукция не допускается на российский рынок, поскольку не соответствует санитарным и фитосанитарным нормам РФ. Украинские конфеты и сыры, курятина и картофель — что только не тормозилось на российской границе якобы по этой причине (но без деталей и пояснений, в чем же конкретно заключается проблема). А товарищ Онищенко, экс-глава Роспотребнадзора, долгое время был одним из главных ньюсмейкеров в украино-российских отношениях.
Но Украина работает над собой. И над своим законодательством тоже. Если наш санитарный и фитосанитарный (СФС) контроль будет соответствовать строгим европейским правилам, мы сможем продавать свою продукцию не только в Европу, у россиян также не должно будет возникать никаких вопросов к ее качеству.
Но с другой стороны, РФ страшно боится, что сближение украинского законодательства с европейским в сфере СФС-контроля усложнит доступ российской сельхозпродукции и продуктов питания на наш рынок. Ведь россияне знают, что эпизоотическая ситуация у них на порядок хуже, чем в Украине. А контроль будет строгим. А работать над собой не хочется. Хочется — над другими. Вот и вносят в п. 3 своих Предложений множество поправок в текст целого ряда статей 4-й главы Соглашения об ассоциации.
И "иной" механизм доступа на внутренний рынок Украины им подавай. И обязательство нашей страны "не передавать какие-либо из полномочий своих компетентных органов (в сфере санитарного и фитосанитарного надзора. — Т.С.) национальным или интернациональным институтам". А еще Украина и ЕС должны записать в СА, что они "обязуются взаимодействовать по вопросам сближения законодательств и создания возможностей для этого таким образом, который позволит странам — членам Таможенного Союза ознакомляться с черновиками нормативных актов и предоставлять комментарии к ним. Стороны должны рассматривать эти комментарии и избегать принятия нормативных актов, которые создают менее благоприятные условия торгового режима между Украиной и странами — членами Таможенного Союза". А в случае изменений в законодательстве ЕС, Украина, по мнению россиян, должна вносить соответствующие правки в свои законы, только "если эти изменения не влекут препятствий для торговли между Украиной и странами Таможенного союза". Касательно процедур сертификации товаров нам Москвой предписывается зафиксировать в СА, что "Украина может использовать в торговле с третьими странами двусторонние сертификаты", отличающиеся от оговоренных Украиной и ЕС единых шаблонов сертификатов.
Ну, во-первых, никакие свои полномочия никаким международным наднациональным органам Украина не передает, это запрещено ее Конституцией, и в Соглашении таких ее обязательств нет. Изучайте матчасть, господа россияне. Подкомитеты ассоциации Украина—ЕС по вопросам СФС-мер будут работать, основываясь на принципе консенсуса, т.е. решения сторонами будут приниматься совместно. Во-вторых, Украина уже давно меняет свое СФС-законодательство. И до сих пор никаких предметных замечаний со стороны РФ по этому поводу не было, что, видимо, свидетельствует об отсутствии негативного влияния данных изменений на российский экспорт в Украину. Кроме того, для внедрения европейских стандартов в сфере контроля безопасности и качества пищевых продуктов в Украине предусмотрен достаточно длительный переходный период. Что мешает российским экспортерам достойно подготовиться за это время вместе со своими украинскими партнерами?
Вот смотрите. Украинские производители, например, молочной продукции, стремятся вывести свой товар на европейский рынок. Но придирчивые европейцы хотят все знать не только об условиях, в которых делаются сыр или сметана, но и о коровах, дающих молоко для производства этой продукции, в том числе и о том, чем питались буренки. И если корма, поставляемые к нам из РФ, будут соответствовать российским, а не европейским стандартам, то продать "молочку" от коров, потребляющих российский корм, в Европу будет невозможно. Нужен ли украинским производителям такой бизнес? Россиянам есть над чем задуматься.
Но в то же время, что касается сертификации, то соответствующие процедуры, предусмотренные Соглашением, применяются только для двусторонней торговли Украины и ЕС. За Украиной сохраняется право применять иную систему сертификации в торговле с третьими странами, в том числе и с РФ.
По поводу пожеланий Москвы предоставлять ей все проекты нормативных актов в сфере СФС заметим, что Украина и так это уже делает согласно положениям раздела SPS Соглашения ВТО. Соответствующая информация предоставляется всем государствам — членам ВТО, в том числе и РФ. Правда, Россия, как утверждают наши источники, не спешит с ответами. И уж раз россияне так настаивают на своевременном информировании украинской стороной, было бы справедливо, чтобы и сама Россия вместе с партнерами по Таможенному союзу взяла на себя такие же обязательства. Чтобы об их новациях в СФС-законодательстве Украина не узнавала только тогда, когда ее товары тормозят на границе с ТС.
Что для Армении хорошо, для Украины — грех?
"Обеспокоенности" России в таможенной сфере сводятся к подозрению, что "украинские дельцы", пользуясь ЗСТ с ЕС и одновременно ЗСТ в рамках СНГ, начнут массово заменять наклейки на европейских товарах на украинские, подделывать сертификаты происхождения и беспошлинно гнать европейский импорт в РФ под видом украинского. И вообще, по их мнению, имплементация СА может негативно сказаться на таможенном сотрудничестве Украины и России. Поэтому, гласит п. 4 московских Предложений, Соглашение должно "гарантировать право Украины на сохранение и углубление имеющихся форматов сотрудничества с Россией по таможенным вопросам". И не должно "препятствовать заключению новых двухсторонних соглашений и договоренностей между Украиной и Российской Федерацией по таможенным вопросам без проведения консультаций и разрешений со стороны ЕС". Т.е., получается, России вмешиваться в дела Украины и ЕС, вплоть до навязывания своих беспардонных поправок в основополагающее Соглашение об ассоциации — можно, а вот Украине консультироваться с Евросоюзом относительно заключаемых с РФ даже технических документов — низ-з-я-а-а. В этом — вся российская дипломатия…
Ах, да, для "минимизации рисков для России, возникающих от ассоциации Украины и ЕС", "целесообразно заключение дополнительного соглашения между таможенными службами России и Украины". Оно среди прочего должно подразумевать "предоставление таможенным органам Российской Федерации права проводить предотгрузочную инспекцию и выездные проверки в местах формирования экспортных грузов из Украины в РФ (в том числе, их производства или переработки, осуществления с ними иных операций, связанных с изготовлением, переработкой, упаковкой, таможенными, транспортными или грузовыми операциями". Здесь сразу заметим, что желание россиян контролировать в Украине все и вся в данном случае неосуществимо. Соглашение, касающееся проблем проверки происхождения товаров и взаимной административной помощи в таможенных делах, Киев, вполне вероятно, и не против подписать. Но даже если он вдруг и согласится на фиксирование в документе возможности предотгрузочных инспекций, то осуществлять их, как поясняют эксперты в данной области, будут уж никак не таможенные органы РФ. Поскольку этим должна заниматься третья, незаинтересованная, сторона. На подобных инспекциях в мире специализируются всего несколько международных компаний. Так что если россиянам так хочется проверить, как в Украине формируются экспортные грузы, пускай готовят деньги — и немалые.
Украина и ЕС уже устали хором убеждать Россию, что Соглашение об ассоциации не ухудшит, а, напротив, улучшит работу украинской таможни. Что СА никоим образом не влияет на правила происхождения товаров, применяемых в рамках ЗСТ СНГ. Напоминать, что Россия сама идет на сближение собственного таможенного законодательства с европейским и гармонизирует свои таможенные процедуры с еэсовскими, участвует в совместных с ЕС проектах в данной сфере, адаптирует работу национальной транзитной системы к требованиям Новой компьютеризированной транзитной системы ЕС (NCTS).
И еще один факт, который отмечают в своем исследовании эксперты Бирмингемского университета К.Вольчук и Р.Драгнева. В свое время Армения получила значительные выгоды от постепенного внедрения стандартов ЕС и реформ в сфере таможенного контроля и администрирования. Так вот, представители органов Таможенного союза отмечали, что подготовка Армении к созданию ЗСТ с ЕС впоследствии значительно облегчила реализацию дорожной карты относительно присоединения этой страны к ряду секторальных соглашений ТС, в частности, в сфере таможенного контроля, миграции, ветеринарных и фитосанитарных норм, технических стандартов. Т.е., подчеркивают эксперты, внедрение Арменией стандартов Европейского Союза было признано как позитивная предпосылка для экономической интеграции с РФ. Так почему же переход Украины на европейские рельсы воспринимается в Москве с таким негативом? Значит проблема для России — не в "рельсах", а в направлении движения Украины по ним…
А это тут при чем?
Пятым пунктом, превращая, как водится, "обязательную программу" в "произвольную", россияне всунули в свои Предложения вопросы энергетики. Как же без нее? Статью 274 Соглашения об ассоциации российская сторона видит с дополнением, выделенным жирным курсивом: "…Принимая во внимание перспективы дальнейшей интеграции рынков энергоносителей, каждая из Сторон учитывает данные об энергосистемах и мощностях другой Стороны, [а также обязательства каждой из Сторон перед третьими сторонами в данной сфере], при принятии программных документов, касающихся сценариев развития спроса и предложения, стыковочных узлов, стратегий в области энергетики и планов развития инфраструктуры".
Глава 11 Соглашения, по мнению российской стороны, должна быть дополнена в конце статьей следующего содержания: "Положения настоящей Главы применяются без ущерба для договоров в сфере торговли энергоносителями между хозяйствующими субъектами Украинской стороны и хозяйствующими субъектами третьих стран, заключенными до вступления в силу настоящего Соглашения и до окончания срока их действия".
Однако, поскольку энергетика — предмет совсем других переговоров, и изначально, на первой трехсторонней министерской встрече два месяца назад, было условлено обсуждать российские "обеспокоенности" касательно Соглашения об ассоциации в трех сферах (напомним, что это техническое регулирование; санитарные и фитосанитарные меры; таможенное администрирование), то вряд ли в пятницу в Брюсселе украинская и европейская стороны поддержали инициативу россиян расширить тематику встречи.
Тем более что и обсуждать здесь особо нечего. Основные обязательства наша страна взяла на себя, вступив в Энергосообщество. Напомним, что, присоединившись к Договору Энергетического сообщества (ДЭС), Украина имплементирует Второй и Третий энергопакеты ЕС. Поэтому все отношения с субъектами из третьих стран должны быть приведены в соответствие с ними, как это делается и в ЕС. В Соглашении об ассоциации (ст. 278) четко зафиксирован примат ДЭС: в случае конфликта между положениями СА и Договора Энергетического сообщества 2005 г. или положениями права ЕС, применяемого согласно ДЭС, преимущество будет у положений ДЭС и соответствующего законодательства ЕС.
"Если пристать на предложения россиян, то дальше автоматически потянется цепочка последствий, — считает президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар. — Окажется, что изменений и дополнений только в текст Соглашения об ассоциации недостаточно, поскольку базовым для энергетических отношений Украина—ЕС является Договор Энергосообщества. Так что на следующем этапе можно ожидать, что Россия предложит нам и ЕС пересмотреть членство Украины в ДЭС. Именно это она настоятельно рекомендовала сделать Януковичу в 2011 и
2012 гг. Поскольку членство в ДЭС — это имплементация энергопакетов, которые категорически не устраивают Москву и разрушают ее монополию на поставки газа. Так что можно сделать вывод (и не только в сфере энергетики), что предложения РФ — это механизм деконструкции не только Соглашения об ассоциации, но и отношений Украина—ЕС как таковых".
Пора завершить процесс
Чем глубже Киев увязает в переговорной трясине, куда его вместе с Брюсселем пытается затянуть Москва, чем дольше тянет с ратификацией, тем напористее натиск Москвы, тем абсурднее становятся ее требования, тем сильнее ее "обеспокоенности", тем больше сфер они начинают охватывать.
По информации ZN.UA, ратификационный пакет документов передан МИДом в АП еще 1 сентября. Европарламент уже прошел все необходимые процедуры и планирует ратификацию СА на 16 сентября. В пятницу, выступая на открытии Ялтинской европейской стратеги (YES), президент Порошенко подтвердил готовность Украины провести ратификацию синхронно с ЕП. Как сообщил накануне спикер Верховной Рады А. Турчинов журналу "Фокус", по его информации, президент должен внести Соглашение об ассоциации на ратификацию в ВР 16 сентября, "и парламент этот вопрос сразу же проголосует". Все готово.
Тем же, кто еще, возможно, колеблется, кого гложут сомнения (особенно после очередного визита г-на Суркова в Киев), напомним, что Соглашение об ассоциации Украина—ЕС уже ратифицировано четырьмя государствами Евросоюза (Румынией, Латвией, Литвой и Мальтой), остальные члены ЕС готовятся к ратификации. Согласно Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров, вносить изменения в Соглашение на данном этапе уже нельзя.
Изменения в СА, будь то пересмотр сроков внедрения техрегламентов, тарифов, квот и т.п., можно (если кому-то крайне нужно) вносить только после ратификации документа. В соответствии с Соглашением, его стороны имеют право вносить изменения в приложения к этому документу путем принятия решений Советом ассоциации Украина—ЕС. Лишь этот орган наделен полномочиями вносить уточнения в режим зоны свободной торговли Украина—ЕС. И никто другой.
Соглашение об ассоциации должно быть ратифицировано Верховной Радой на следующей неделе. Затягивать процесс больше нельзя. Тысячи украинцев сейчас борются за независимость, суверенитет и европейское будущее своего государства, сотни заплатили за них собственной жизнью. Нынешняя власть не имеет права предать народ Украины, как это сделали ее предшественники. Соглашение об ассоциации должно стать нашей общей первой большой победой.