В этом году впервые все без исключения старшеклассники сдавали государственную итоговую аттестацию по украинскому языку и литературе в виде внешнего независимого оценивания (ВНО). У выпускников, которых традиционно «тянут на медаль», возник повод для беспокойства, связанный с перспективами поступления в вуз. Ведь в отличие от предыдущих лет в практике внешнего тестирования появился порог «сдал/не сдал» — то есть для получения сертификата ВНО необходимо набрать определенное количество баллов.
Опубликованные результаты тестирования показали, что опасения эти не были напрасными. Около 19% выпускников провалили тест, получив оценку от 1 до 3 по двенадцатибалльной шкале. Большинство учеников получили в результате теста 150–180 баллов, то есть продемонстрировали знания «удовлетворительного» уровня. Впрочем, самой большой проблемой, которую вскрыло тестирование, оказалась неспособность украинских школьников письменно излагать свои соображения о той или иной теме, приводить аргументы, обосновывающие свою позицию, и т.д. В этом году выпускникам предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере стоит прислушиваться человеку к мнению окружающих о себе?». Результаты по этому заданию оказались удручающими. «Каждый пятый школьник, то есть 20% от общего числа тех, кто принимал участие в тестировании, не написали ни единого слова. Многие дали ответы, никак не связанные с поставленным вопросом, — просто набор фраз. Было заметно, что дети либо заучили один текст «на все случаи жизни», либо пытаются слепить воедино несколько домашних заготовок, готовых шаблонов, которые их заставили заучить репетиторы, — рассказал «k:» директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Игорь Ликарчук. — Дошло до того, что в Винницкой области почти каждый третий в этом задании цитировал одни и те же места из произведения Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?». Явно какой-то центр подготовки к тестам поработал». Кроме того, немало оказалось школьников, продемонстрировавших незнание государственного языка, — они написали свои ответы, но на русском и венгерском.
«Подобные задания относятся к когнитивному типу. Они требуют не простого воспроизведения приобретенных знаний, а применения их на практике. Будь то умение грамотно и последовательно ответить на поставленный вопрос или способность внимательно вчитаться в текст и проанализировать его. Тестирование всех наших выпускников показало, что с подобной задачей ни школа, ни репетиторы пока не справляются», — говорит Ликарчук.
C ним согласен Владимир Ковтунец, координатор Программы содействия внешнему тестированию в Украине (USETI): «Учебные программы и государственные стандарты мало внимания уделяют умению школьников пользоваться языком, думать, излагать свое мнение. Основное время в школе уделяется тому, чтобы вложить в головы детей как можно больше информации — правил и фактов — и проверке этих знаний путем тестирования. Это относится ко всем предметам. Если посмотреть на сборники итоговых аттестаций, которые спускали педагогам последние годы методисты из Минобразования и Национальной академии педагогических наук, то они на 70% состоят из тестовых форм контроля.
А это в корне неправильный подход, который дискредитирует этот метод!». По его словам, тестированием целесообразно пользоваться лишь в двух случаях: когда проводится массовый замер знаний вроде ВНО или когда учителю нужна экспресс-проверка того, как школьники усвоили новый материал. Но и в этих случаях они должны состоять в большей мере из заданий открытого типа — без готовых вариантов ответов. «В наших школах злоупотребляют тестированием, причем закрытого типа. Дети годами тренируются хорошо писать тесты, в том числе угадывать. В итоге мы получили ситуацию, когда тестовый блок старшеклассники сдали, а блок с проверкой компетенций, который должен показать их реальный уровень владения языком, — провалили. Но в итоге и позитивную оценку, то есть прошли «порог», — объясняет Ковтунец.
Переломить ситуацию, при которой школы и репетиторы штампуют «ходячие справочники» вместо думающих членов общества, могло бы реформирование системы тестирования путем увеличения числа открытых заданий и повышения их значимости для итогового балла. Однако ни государство, ни педагоги, ни родители к этому явно не готовы. «В случае, например, с математикой проще увеличить число заданий открытого типа — когда требуется привести решение уравнения, а не выбрать готовый ответ из вариантов. Компьютер считает такой ответ, и дополнительных затрат из госбюджета на проверку не потребуется. Другое дело украинский язык. Для проверки изложений в форме полноценных эссе потребуются дополнительные экзаменаторы, финансировать которых государство вряд ли захочет», — объясняет Владимир Ковтунец.
УЦОКО тоже пока вряд ли может стать локомотивом этого процесса. «Мы планировали постепенно сокращать число традиционных заданий, на которые успешно натаскивают школьников, а вместо этого увеличивать число когнитивных заданий. Но пока мы сталкиваемся с большими проблемами в этом плане. Еще в прошлом году схожее задание по биологии было точно так же завалено выпускниками. И этот факт вызвал множество нареканий и попыток дискредитации тестирования как такового. Просто резонанс был поменьше», — вздыхает Ликарчук.