В украинских госведомствах стало своеобразным трендом назначать руководителями выходцев из бизнеса. Логика подобных кадровых решений ясна: от таких людей ждут гораздо большего, чем от «хозяйственников» эпохи 1980-1990-х годов. От них требуют свежего взгляда на старые проблемы и европейских подходов к их решению, реформ и революционных идей по борьбе с коррупцией.
Одно из последних назначений подобного формата - новый глава Государственной фискальной службы Роман Насиров. Бывший инвестбанкир, который работал в инвесткомпании Concorde Capital в Лондоне, а позже - в украинском представительстве «Ренессанс капитал», экс-глава парламентского комитета по налогам и таможенной политике прошел сложный конкурс и опередив несколько десятков конкурентов.
Министр финансов Наталья Яресько, представляя Насирова, очертила первоочередные задачи, стоящие перед ним.
Сюрпризов не было, поскольку Яресько вменила новому главе ГФС борьбу с коррупцией, усиление кадрового состава ведомства и ускорение налоговой реформы.
Однако аналогичные задачи стояли и перед экс-главой ГФС Игорем Билоусом, который с ними не совсем справился, покинув пост почти со скандалом. А ведь Насиров получил ГФС в значительно худшем состоянии, чем его предшественник, и работы у него в разы больше, чем у Билоуса.
Поэтому и риски потерпеть крах у новоиспеченного руководителя службы очень высоки. Особенно если он будет идти вразрез с интересами налогоплательщиков и не прислушиваться к их мнению.
Разумеется, первоочередным вопросом для Насирова должна стать коррупция и кадровый потенциал фискальной службы. Именно из-за непрофессионализма, как правило, начинаются поборы со стороны инспекторов, которые видят в своем рабочем месте исключительно источник дополнительного дохода.
Причем зачистку или, как принято говорить, «люстрацию» нужно начинать даже не с центрального аппарата ГФС, а с региональных подразделений, где жалобы бизнеса и граждан на неуемность фискалов особенно сильны.
Слабые кадры - это именно то, на чем в свое время обжегся Билоус, и продуктивную работу над его ошибками ожидают от Насирова. Огромный пласт проблем связан с запутанностью налогообложения и непредсказуемостью внесения изменений в налоговое законодательство.
Достаточно вспомнить, сколько раз с начала 2014 года пересматривались ставки и механизм налогообложения физлиц, как спешно вводились НДС-счета, как вслед за ликвидацией старых налогов появлялись новые сборы и платежи.
Пока 28 стран Евросоюза вырабатывают общие стандарты налогообложения, Украина придумывает свои. Пока фискальная политика страны направлена на «отжим» денег из рядовых налогоплательщиков и работодателей.
Справится ли с этой закостенелой идеологией Насиров? Большой вопрос, однако новый глава ГФС должен к этому стремиться.
Требования очевидны: снижение налогового давления, уменьшение количества налогов, установление моратория на возможность криминального производства по несогласованным налоговым обязательствам, из-за чего страдает весь бизнес.
Таможня - еще одна задача со многими неизвестными. По разным оценкам, доля контрабанды колеблется от 20% до 30% ввозимых в страну товаров. Какими путями попадает в Украину «белая» продукция, тоже говорить не нужно. Важнее понять, как справиться с тотальной коррупцией на таможне.
Эта задача тоже ложится на плечи Насирова. Он уже отрапортовал об успехах, рассказав о колонне из ста нелегальных фур, задержанных по дороге в Россию. Была это показательная акция или начало большой чистки, покажет время.
Не меньше сложностей связано с прозрачностью работы ГФС и недоверием к службе. Как их решить? Садиться, слушать и договариваться с бизнесом и обществом, дискутировать с другими органами исполнительной власти.
Идеальный вариант для этого - создание общественной коллегии, как это было в 2005 году. Ее делегаты - общественники и представители малого и среднего бизнеса - могли присутствовать на заседании комитета и обсуждать инициативы депутатов или планируемые изменения в Налоговый кодекс.
Насиров, будучи главой парламентского комитета, пытался возродить коллегию, но потерпел неудачу. Сейчас у него есть еще один шанс, и он, хочется верить, им воспользуется. Иначе кристально чистой налоговой реформы в Украине, на чем настаивают Яресько и весь Кабмин, не будет.
Сама реформа - тоже предмет споров. Они касаются не только количества налогов, размера ставок, проверок и штрафов, а в большей степени - обманутых обещаний, которыми кормят население и бизнес. В итоге принимаются спорные нормы, которые лишь усложняют жизнь налогоплательщикам.
Яркий пример - изменения в механизм взимания ЕСВ, презентованные как благо. Налогоплательщикам никто не рассказал, что применение понижающего коэффициента к ставке соцвзноса возможно лишь при выполнении целого ряда условий. Большинству работодателей эти условия оказались не под силу.
Это же касается и сокращения перечня налоговых льгот, и сомнительного механизма взимания налога на недвижимость, ставки которого регулируют местные советы, и скрытой «реформы» единого налога, вследствие которой аграрии с 2015 года отчисляют в бюджет в 15-20 раз больше, чем ранее.
Поэтому работы у Насирова - хоть отбавляй. Ему придется использовать весь свой опыт финансиста, чтобы реформировать ГФС, лоббировать интересы налогоплательщиков на комитетских слушаниях, собраниях парламентских фракций и коалиции, а также как можно быстрее запустить налоговую реформу.
Времени на это у нового главы ГФС мало, ведь Минфин уже к осени ждет кардинальных изменений в налоговое законодательство. Кредита доверия у Насирова еще меньше, поскольку от него ждут не обещаний, а конкретных шагов.
В слова, увы, налогоплательщики уже не поверят.