На закрытой коллегии МВД 20 октября министр внутренних дел Арсен Аваков огласил масштабные планы реформы МВД после того, как 7 ноября вступит в силу новый закон «О национальной полиции». Прессы на этом мероприятии не было, сам Аваков общественности этот проект пока не представил — только отдельные проекты изменений по отдельным подразделениям. Но поскольку это первый проект системной реформы силового ведомства в Украине, который по сути уже осуществляется, то рассмотреть ее детали и высказать замечания представляется важным. Поэтому ZN.UA кратко изложит основные тезисы, озвученные министром МВД и руководителями подразделений, выступавшими на коллегии и в последующие дни, чтобы можно было представить масштаб предполагаемых изменений. А затем мы рассмотрим, какие спорные моменты есть в словах министра и его подчиненных, и какие критические проблемы содержит проект реформ. Итак, что запланировано сделать:
- Все сотрудники милиции будут выведены за штат. Прекращение трудовых отношений будет максимально упрощено — теперь никакие «больничные» и отпуска не будут иметь значения и не позволят удержаться на службе. Стать полицейским бывшие милиционеры смогут только после переаттестации. Министр Аваков заявил, что переаттестацию, по его мнению, 30% сотрудников не пройдет, и порекомендовал руководителям всех подразделений уже сейчас готовить списки на немедленное увольнение. «Увольнять придется вам. При условии, что вы сами не будете уволены».
- Аваков обещает значительные кадровые чистки на высшем уровне в МВД, в центральном и в областных аппаратах, в районных управлениях внутренних дел.
- Будет сокращен управленческий аппарат. В ходе реорганизации будут сокращены городские управления внутренних дел в целом ряде крупнейших городов — были названы Одесса, Днепропетровск, Харьков. Городские подразделения будут напрямую подчинены областным управлениям полиции.
- Будет реорганизован полицейский спецназ. Ранее в МВД функции штурмовых спецподразделений выполняли отряды «Сокола», «Омеги» и штурмовая рота киевского «Беркута». В качестве спецподразделений милиции общественной безопасности в областях действовал «Беркут». Теперь все спецподразделения МВД будут ликвидированы и набраны на новой основе в составе единой полицейской структуры — КОРД. В составе КОРДа анонсировано создание в каждой области штурмовых спецподразделений общей численностью 1200. Другое подразделение КОРДа будет выполнять функции защиты свидетелей и участников уголовных процессов. Кроме того, КОРД заменит «Беркут» также в качестве спецподразделений общественной безопасности. Набор сотрудников будет осуществляться на профессиональной основе. Требования по спортивной подготовке — жесткие. Сроки набора сотрудников указаны не были, задача набрать сразу и быстро весь штат не стоит. Будет действовать единый центр отбора кандидатов, и по результатам экзаменов они будут распределяться в одну из трех структур КОРДа.
- Быстрыми темпами продолжается развертывание патрульной полиции, в которую передаются участковые инспектора. В ближайшее время в состав полиции будут передаваться районные управления внутренних дел. Это превратит патрульную полицию в полноценную структуру обеспечения общественного порядка. Для проведения качественного отбора руководство МВД считает самыми успешными такие конкурсы на патрульную полицию в городах, где количество кандидатов достигает 15–20 человек на место. Конкурсы проходят с высокой конкуренцией. Проблемы с конкурсами есть только на Донбассе — там патрульная полиция рискует больше всего, она должна быть военизирована, и конкурс пока не так велик — 3–4 человека на место. Продолжается работа по привлечению на этот ответственный участок мотивированных кандидатов. Крупнейшие города свободного украинского Донбасса должны в ближайшие месяцы быть полностью охвачены созданием патрульной полиции.
- Создана киберполиция. Если до сих пор киберполиция числилась в областных и даже в районных управлениях, а среди сотрудников было огромное количество случайных людей с нулевым КПД, то теперь будет сделана вертикально интегрированная структура центрального подчинения. Причем зарплата специальным агентам киберполиции будет установлена по государственным меркам высокая — до 30 тыс. грн. Таких агентов будет на всю страну 39. Их задача бороться с организованной преступностью в киберсфере. Было заявлено, что основу борцов с киберпреступностью должны составить специалисты из гражданской сферы.
- Вместо Главка по борьбе с экономическими преступлениями будет создан Департамент защиты экономики в составе полиции — 3 тыс. сотрудников. Предполагается набирать гражданских специалистов в сфере аудита, финансов, прав собственности и т.п.
- Реорганизация департамента охраны не предполагает системных изменений. Хотя доклад начальника прозвучал.
- Главк по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ликвидирован полностью. Сократить планируется 90% сотрудников. Сейчас в ОБНОН свыше тысячи милиционеров. Они сидят в каждом районе и области и строчат фальшивую отчетность о своих мнимых успехах, чтобы начальство не портило нервы и не мешало «крышевать» организованную наркомафию.
- Будет полностью реорганизована экспертная служба. Будет создана независимая от областных и районных начальников вертикально интегрированная структура в прямом подчинении министру.
- На коллегии были обнародованы и планы реформирования Национальной гвардии. В Гостомеле создана новая бригада специального назначения 3018, которая комплектуется на основе профессиональных требований, исключительно из добровольцев. Комбриг озвучил ее цели и задачи — это борьба с российскими батальонно-тактическими группами, которые РФ для войны в Украине полностью комплектует «контрактниками», а также контртеррористические операции против диверсионных подразделений противника в зоне АТО.
- Добровольческие батальоны МВД, которых осталось сейчас 24, будут сохранены. Однако Аваков заявил, что по мере создания профессиональных структур полиции и Нацгвардии бойцы добробатов должны будут решить, какую дальнейшую карьеру выберут. Кто хочет воевать — в профессиональные части Нацгвардии. Кто хочет заниматься полицейской работой — переходит в полицию. В любом случае придется пройти экзамены с жесткими профессиональными требованиями. Аваков определил срок существования добробатов в 1,5–2 года, чтобы все бойцы смогли за это время сделать выбор и подготовиться к экзаменам.
Какие вопросы возникают при рассмотрении проектов реформы?
- То, что было озвучено по реформе МВД, — радикальный шаг, но такая реформа не является системной и целостной. Сложно критиковать отдельные проекты реформирования. Сами-то по себе эти проекты безусловно полезны. Однако очевидно, что стратегия реформирования опирается на изменения только в некоторых самых проблемных подразделениях, работа которых наиболее заметна для общества. С другой стороны, понятно, что стратегия реформы в виде единого документа, наверное, стала бы камнем преткновения для всех политических сил. Коалиционная природа украинской власти, на которую наложен отпечаток феодально-клановой психологии многих лидеров — это основная проблема любых структурных реформ в Украине. И на примере МВД можно будет увидеть, будут ли перемены на этом поле по-настоящему последовательными. Целостной стратегии реформы в качестве единого документа не представлено. Не все указанные проекты изменяют качество людей и системы управления в самом руководстве МВД. А это не может не вызывать вопросы к срокам и качеству реализации. Скорее всего, это можно назвать осторожным процессом начала профессионализации, оптимизацией и упорядочиванием. Но в любом случае, реформу стоило бы начать с аналитического доклада об основных целях, задачах МВД, основных внутренних проблемах и вызовах, которые должна решать система. И если отсутствие единой стратегии реформ еще можно объяснить, то отсутствие стратегии и анализа — это настоящая проблема, которая не позволяет определить горизонты реформы, уровень проблематики, сформировать критерии целесообразности тех или иных действий.
- Главным врагом реформы МВД и главной проверкой на жизнеспособность станет вопрос замены начальников областных управлений внутренних дел и руководства главков в центральном аппарате. Как известно, значительное количество назначений в УВД проводится на основе политического компромисса, а не по профессиональным критериям. Профессионализм и политическая незаангажированность, независимость от партийных и милицейских кланов —такие требования должны быть основными для руководящих кадров. Очевидно, что руководствуясь интересами участников парламентской коалиции, провести кадровые изменения в областях и районах — самая сложная задача. И профессионализация на этом уровне стала бы серьезным двигателем реформ.
- Главное следственное управление, внутренняя безопасность — эти ключевые структуры нуждаются в реформах прежде всего и должны быть реформированы не менее решительно, чем спецназ и патрульная полиция. Непонятно, когда будет реформирована служба тыла. Хотелось бы услышать, что изменяются основы — система профессионального образования и подготовки, система научной работы, полностью реформированы учебные центры. Хотелось бы услышать о сроках внедрения электронного документооборота, обеспечении всех сотрудников электронной подписью, чтобы вместо бумажного моря система управления была по-настоящему реформирована согласно требованиям XXІ века.
- Менять надо не только людей — менять надо систему управления — сокращать функции, переписку и контроль, усиливать самостоятельность руководителей и прозрачность принятия решений, обеспечивать гибкость управления. Надо принимать на вооружение не только западные принципы отбора, но и западную модель управления. Нормативная база должна быть адаптирована под задачи и цели. Это кропотливый труд, который является составной частью реформы и должен быть приоритетом.
Реорганизовать МВД — гиперполитизированную структуру, которая является одним из предметов торгов между коалицией, будет невероятно сложно, и большой вопрос — получится ли вообще. В Украине нет борьбы между хорошими и плохими методами проведения реформ. Есть борьба между феодально-собственническим отношением политических лидеров к власти на всех уровнях и попытками выстроить профессионально организованные государственные структуры. Это противоречие не исправишь одними документами — должно быть необратимое изменение сознания правителей, которое общество должно жестко навязать власти.