На закрытой коллегии МВД 20 октября министр внутренних дел Арсен Аваков огласил масштабные планы реформы МВД после того, как 7 ноября вступит в силу новый закон «О национальной полиции». Прессы на этом мероприятии не было, сам Аваков общественности этот проект пока не представил — только отдельные проекты изменений по отдельным подразделениям. Но поскольку это первый проект системной реформы силового ведомства в Украине, который по сути уже осуществляется, то рассмотреть ее детали и высказать замечания представляется важным. Поэтому ZN.UA кратко изложит основные тезисы, озвученные министром МВД и руководителями подразделений, выступавшими на коллегии и в последующие дни, чтобы можно было представить масштаб предполагаемых изменений. А затем мы рассмотрим, какие спорные моменты есть в словах министра и его подчиненных, и какие критические проблемы содержит проект реформ. Итак, что запланировано сделать:

  1. Все сотрудники милиции будут выведены за штат. Прекращение трудовых отношений будет максимально упрощено — теперь никакие «больничные» и отпуска не будут иметь значения и не позволят удержаться на службе. Стать полицейским бывшие милиционеры смогут только после переаттестации. Министр Аваков заявил, что переаттестацию, по его мнению, 30% сотрудников не пройдет, и порекомендовал руководителям всех подразделений уже сейчас готовить списки на немедленное увольнение. «Увольнять придется вам. При условии, что вы сами не будете уволены».
  2. Аваков обещает значительные кадровые чистки на высшем уровне в МВД, в центральном и в областных аппаратах, в районных управлениях внутренних дел.
  3. Будет сокращен управленческий аппарат. В ходе реорганизации будут сокращены городские управления внутренних дел в целом ряде крупнейших городов — были названы Одесса, Днепропетровск, Харьков. Городские подразделения будут напрямую подчинены областным управлениям полиции.
  4. Будет реорганизован полицейский спецназ. Ранее в МВД функции штурмовых спецподразделений выполняли отряды «Сокола», «Омеги» и штурмовая рота киевского «Беркута». В качестве спецподразделений милиции общественной безопасности в областях действовал «Беркут». Теперь все спецподразделения МВД будут ликвидированы и набраны на новой основе в составе единой полицейской структуры — КОРД. В составе КОРДа анонсировано создание в каждой области штурмовых спецподразделений общей численностью 1200. Другое подразделение КОРДа будет выполнять функции защиты свидетелей и участников уголовных процессов. Кроме того, КОРД заменит «Беркут» также в качестве спецподразделений общественной безопасности. Набор сотрудников будет осуществляться на профессиональной основе. Требования по спортивной подготовке — жесткие. Сроки набора сотрудников указаны не были, задача набрать сразу и быстро весь штат не стоит. Будет действовать единый центр отбора кандидатов, и по результатам экзаменов они будут распределяться в одну из трех структур КОРДа.
  5. Быстрыми темпами продолжается развертывание патрульной полиции, в которую передаются участковые инспектора. В ближайшее время в состав полиции будут передаваться районные управления внутренних дел. Это превратит патрульную полицию в полноценную структуру обеспечения общественного порядка. Для проведения качественного отбора руководство МВД считает самыми успешными такие конкурсы на патрульную полицию в городах, где количество кандидатов достигает 15–20 человек на место. Конкурсы проходят с высокой конкуренцией. Проблемы с конкурсами есть только на Донбассе — там патрульная полиция рискует больше всего, она должна быть военизирована, и конкурс пока не так велик — 3–4 человека на место. Продолжается работа по привлечению на этот ответственный участок мотивированных кандидатов. Крупнейшие города свободного украинского Донбасса должны в ближайшие месяцы быть полностью охвачены созданием патрульной полиции.
  6. Создана киберполиция. Если до сих пор киберполиция числилась в областных и даже в районных управлениях, а среди сотрудников было огромное количество случайных людей с нулевым КПД, то теперь будет сделана вертикально интегрированная структура центрального подчинения. Причем зарплата специальным агентам киберполиции будет установлена по государственным меркам высокая — до 30 тыс. грн. Таких агентов будет на всю страну 39. Их задача бороться с организованной преступностью в киберсфере. Было заявлено, что основу борцов с киберпреступностью должны составить специалисты из гражданской сферы.
  7. Вместо Главка по борьбе с экономическими преступлениями будет создан Департамент защиты экономики в составе полиции — 3 тыс. сотрудников. Предполагается набирать гражданских специалистов в сфере аудита, финансов, прав собственности и т.п.
  8. Реорганизация департамента охраны не предполагает системных изменений. Хотя доклад начальника прозвучал.
  9. Главк по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ликвидирован полностью. Сократить планируется 90% сотрудников. Сейчас в ОБНОН свыше тысячи милиционеров. Они сидят в каждом районе и области и строчат фальшивую отчетность о своих мнимых успехах, чтобы начальство не портило нервы и не мешало «крышевать» организованную наркомафию.
  10. Будет полностью реорганизована экспертная служба. Будет создана независимая от областных и районных начальников вертикально интегрированная структура в прямом подчинении министру.
  11. На коллегии были обнародованы и планы реформирования Национальной гвардии. В Гостомеле создана новая бригада специального назначения 3018, которая комплектуется на основе профессиональных требований, исключительно из добровольцев. Комбриг озвучил ее цели и задачи — это борьба с российскими батальонно-тактическими группами, которые РФ для войны в Украине полностью комплектует «контрактниками», а также контртеррористические операции против диверсионных подразделений противника в зоне АТО.
  12. Добровольческие батальоны МВД, которых осталось сейчас 24, будут сохранены. Однако Аваков заявил, что по мере создания профессиональных структур полиции и Нацгвардии бойцы добробатов должны будут решить, какую дальнейшую карьеру выберут. Кто хочет воевать — в профессиональные части Нацгвардии. Кто хочет заниматься полицейской работой — переходит в полицию. В любом случае придется пройти экзамены с жесткими профессиональными требованиями. Аваков определил срок существования добробатов в 1,5–2 года, чтобы все бойцы смогли за это время сделать выбор и подготовиться к экзаменам.

Какие вопросы возникают при рассмотрении проектов реформы?

  1. То, что было озвучено по реформе МВД, — радикальный шаг, но такая реформа не является системной и целостной. Сложно критиковать отдельные проекты реформирования. Сами-то по себе эти проекты безусловно полезны. Однако очевидно, что стратегия реформирования опирается на изменения только в некоторых самых проблемных подразделениях, работа которых наиболее заметна для общества. С другой стороны, понятно, что стратегия реформы в виде единого документа, наверное, стала бы камнем преткновения для всех политических сил. Коалиционная природа украинской власти, на которую наложен отпечаток феодально-клановой психологии многих лидеров — это основная проблема любых структурных реформ в Украине. И на примере МВД можно будет увидеть, будут ли перемены на этом поле по-настоящему последовательными. Целостной стратегии реформы в качестве единого документа не представлено. Не все указанные проекты изменяют качество людей и системы управления в самом руководстве МВД. А это не может не вызывать вопросы к срокам и качеству реализации. Скорее всего, это можно назвать осторожным процессом начала профессионализации, оптимизацией и упорядочиванием. Но в любом случае, реформу стоило бы начать с аналитического доклада об основных целях, задачах МВД, основных внутренних проблемах и вызовах, которые должна решать система. И если отсутствие единой стратегии реформ еще можно объяснить, то отсутствие стратегии и анализа — это настоящая проблема, которая не позволяет определить горизонты реформы, уровень проблематики, сформировать критерии целесообразности тех или иных действий.
  2. Главным врагом реформы МВД и главной проверкой на жизнеспособность станет вопрос замены начальников областных управлений внутренних дел и руководства главков в центральном аппарате. Как известно, значительное количество назначений в УВД проводится на основе политического компромисса, а не по профессиональным критериям. Профессионализм и политическая незаангажированность, независимость от партийных и милицейских кланов —такие требования должны быть основными для руководящих кадров. Очевидно, что руководствуясь интересами участников парламентской коалиции, провести кадровые изменения в областях и районах — самая сложная задача. И профессионализация на этом уровне стала бы серьезным двигателем реформ.
  3. Главное следственное управление, внутренняя безопасность — эти ключевые структуры нуждаются в реформах прежде всего и должны быть реформированы не менее решительно, чем спецназ и патрульная полиция. Непонятно, когда будет реформирована служба тыла. Хотелось бы услышать, что изменяются основы — система профессионального образования и подготовки, система научной работы, полностью реформированы учебные центры. Хотелось бы услышать о сроках внедрения электронного документооборота, обеспечении всех сотрудников электронной подписью, чтобы вместо бумажного моря система управления была по-настоящему реформирована согласно требованиям XXІ века.
  4. Менять надо не только людей — менять надо систему управления — сокращать функции, переписку и контроль, усиливать самостоятельность руководителей и прозрачность принятия решений, обеспечивать гибкость управления. Надо принимать на вооружение не только западные принципы отбора, но и западную модель управления. Нормативная база должна быть адаптирована под задачи и цели. Это кропотливый труд, который является составной частью реформы и должен быть приоритетом.

Реорганизовать МВД — гиперполитизированную структуру, которая является одним из предметов торгов между коалицией, будет невероятно сложно, и большой вопрос — получится ли вообще. В Украине нет борьбы между хорошими и плохими методами проведения реформ. Есть борьба между феодально-собственническим отношением политических лидеров к власти на всех уровнях и попытками выстроить профессионально организованные государственные структуры. Это противоречие не исправишь одними документами — должно быть необратимое изменение сознания правителей, которое общество должно жестко навязать власти.