Парламентский комитет по вопросам ТЭК на заседании 15 октября 2013 г. единогласно одобрил проект закона №0916 "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" для принятия в целом. Документ предусматривает внедрение прогрессивного опыта в этой сфере стран Европы, а также России. Старт исторической реформе Верховная Рада может дать еще до Вильнюсского саммита Украина—ЕС.
Отработанная модель
Нынешняя модель Оптового рынка электроэнергии была принята в 1996 г. На то время она была одной из самых прогрессивных в мире. Введение единого оператора расчетов в лице государственной компании "Энергорынок" помогло решить проблему неплатежей в отрасли.
Но на сегодняшний день Украина отстает по уровню развития энергетики от европейских стран и России, где уже давно производители и потребители электроэнергии могут работать напрямую. Отсутствие конкуренции и чрезмерное регулирование энергорынка фактически закрыли доступ отрасли к инвестициям. Запас прочности энергетических объектов, построенных еще в советское время, уже на исходе. Износ сетей электропередачи достигает 60%, энергоблоков ТЭС — около 80%. Возникли проблемы с продлением сроков эксплуатации блоков атомных электростанций. Страна на пороге нового кризиса долгов за электроэнергию, достигших рекордного уровня в 13,6 млрд грн. Объем перекрестного субсидирования в отрасли в 2000 г. составлял 2 млрд грн. По расчетам специалистов, в 2013 г. он достигнет 39 млрд грн.
О необходимости коренного изменения правил игры в энергетике задумались еще десять лет назад. В 2002 г. правительство утвердило концепцию реформирования энергорынка. Были созданы несколько рабочих групп. Приезжали международные эксперты. Но для решающего шага к реформе отрасли не хватало политической воли.
Энергетика объединяет
На сегодняшний день в политикуме достигнут консенсус о необходимости реформирования энергорынка. Показательно, что на заседании парламентского комитета по вопросам ТЭК за реформу высказались представители всех депутатских фракций и групп.
Законопроект поддерживает и Европейское Энергетическое сообщество. "Я с нетерпением ожидаю принятия закона во втором чтении в ближайшее время", — подчеркнул директор секретариата этой организации Янез Копач в письме премьер-министру Николаю Азарову.
В представительстве Евросоюза в Украине напомнили, что страна взяла обязательства реформировать энергорынок. Причем срок выполнения этого "домашнего задания" истек 1 января 2012-го. "Мы очень рады, что профильный комитет ВР единогласно одобрил законопроект на заседании 15 октября и рекомендовал принятие во втором чтении", — заявили в представительстве Еврокомиссии.
Эксперты Всемирного банка также тщательно проанализировала проект закона. Они признали, что "в нем адекватно определяются основные элементы и субъекты модели рынка международного образца, который может быть практически создан в Украине". Как заявил специалист по внедрению проектов по энергетике и инфраструктуре представительства Всемирного банка в Украине Дмитрий Глазков, "закон приблизит рынок электрической энергии Украины к внешним рынкам электроэнергии, повысит конкуренцию и простимулирует инвестиции в этот сектор".
Позиция власти
Задачу по реформированию энергорынка поставил президент Виктор Янукович. Этот пункт стоит в его программе экономических реформ на 2010–2014 гг. Чтобы донести важность реформы до депутатов, президент в своем ежегодном послании к Верховной Раде от 6 июня 2013 г. среди основных задач на текущий год назвал и "принятие проекта закона "Об основах функционирования рынка электрической энергии". В этом же послании отмечалось, что Украина переходит к лучшей европейской практике построения рынка на основе модели прямых договоров между производителем и потребителем энергии без административного вмешательства государства.
На открытии третьей сессии парламента VII созыва 3 сентября президент еще раз подчеркнул, что "принятие законов по реформированию экономики станет решающим шагом на пути построения Европы в Украине".
Кроме того, законопроект поддержали в Минэнергоугольпроме, Минфине, Министерстве экономического развития и торговли и Антимонопольном комитете Украины.
В то же время на заседании парламентского комитета по вопросам ТЭК 15 октября первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович предложил в очередной раз доработать закон, мотивируя это наличием рисков банкротства НАЭК "Энергоатом". Однако эта проблема у названной компании существовала и раньше. За последние десять лет против НАЭК несколько раз возбуждали дела о банкротстве. Вопрос в том, состоит ли этот риск в модели энергорынка или же в качестве управления государственной компанией, в частности НАЭК "Энергоатом"?
Реформа рынка предполагает право производителей и потребителей электроэнергии заключать прямые договоры. Согласно обсуждаемому законопроекту, украинцы смогут свободно выбирать или менять поставщиков электроэнергии, если их не устраивает качество услуг, поскольку конкуренция на рынке энергопоставок значительно возрастет в связи с разделением функций нынешних монополистов — облэнерго. Новая модель рынка предполагает сохранение системы предоставления льготных цен на электроэнергию для граждан, которые в этом действительно нуждаются.
Кроме того, новая модель рынка предполагает создание единых и прозрачных правил ведения бизнеса. Это создаст действенные механизмы инвестирования в обновление всех видов генерации — "зеленой", гидро-, тепловой и атомной. Особенно это актуально для АЭС, которые хронически испытывают проблемы с недофинансированием, а в новом рынке смогут получить источники дополнительного дохода.
Кто может быть против реформы? Кто может быть против установления единых и прозрачных правил работы энергорынка? Кто может быть против обеспечения свободы и защиты прав потребителей электроэнергии? Это покажет предстоящее голосование за законопроект в зале Верховной Рады.