На прошлой неделе вице-премьер-министр, министр культуры Украины Вячеслав Кириленко провел совещание с представителями художественных кругов. Как следует из официального сообщения Министерства культуры, вокруг отдельных участников этого совещания должны образоваться рабочие группы, каждая из которых разработает стратегию развития отраслей культуры — кино, театра, музеев, библиотек и т.д. Руководство Минкульта, очевидно, рассчитывает, что, слепив эти документы в один, оно автоматически получит стратегию развития культуры в целом. На подготовку текста, как рассказывали в социальных сетях участники совещания, отведен чуть ли не месяц.
Этот факт весьма обескуражил общественную платформу «Культура 2025», которая до сих пор в сотрудничестве с Минкультом занималась разработкой стратегии. Она опубликовала заявление о том, что отныне будет действовать автономно, поскольку, по ее мнению, министерство решило подойти к делу в худших традициях отечественной бюрократии — «спустив сверху» написанный на скорую руку документ. Тем временем собственную концепцию реформирования культурной сферы Украины презентовал парламентский комитет по вопросам культуры и духовности.
Это не полный перечень субъектов, активно занявшихся стратегированием в культурной сфере. Так, свой проект стратегии развития кинематографа уже представило Госкино, интерес к разработке предложений по преобразованиям в культуре проявляет инициатива «Реанимационный пакет реформ»; кроме того, мысли о том, как обустроить сферу, индивидуально высказывают эксперты отрасли. Подобный «брейнсторминг» для сферы культуры далеко не лишний. Проблема лишь в том, что хорошие, продуманные, согласованные со всеми заинтересованными сторонами стратегии пишутся медленно. А реформы нужны уже сегодня. Поэтому так сильно желание предложить для культуры какой-нибудь простой и быстрый рецепт «спасения» — например, принять закон о меценатстве или о национальном культурном продукте, ликвидировать национальные творческие союзы и само Министерство культуры и т.д. Но быстрые рецепты не действуют. Свежий пример — сохранение льгот по НДС и налогу на прибыль для издателей. Последние, конечно, поблагодарили за них Верховную Раду и правительство, но тут же заявили, что выпуск книг в Украине в нынешнем году может сократиться в четыре-пять раз, что будет означать фактически крах отрасли. Причина не только в необходимости повышать цены в связи с подорожанием полиграфических материалов (они в основном импортные), но и в низком спросе на книгу в целом.
Похожая проблема и с «быстрыми стратегиями», которые создаются исходя из очень узкого, не выходящего за традиционные рамки понимания роли сферы культуры для страны и механизмов ее поддержки. Например, в президентской Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» реформа государственной политики в сфере культуры вписана в так называемый вектор гордости. Цель движения в соответствии с этим вектором заключается в том, чтобы общество гордилось своим государством, своей историей и культурой. Неудивительно, что среди индикаторов реализации этой стратегии непосредственно с культурой связан лишь один — в 2020 году в широкий прокат выйдут двадцать фильмов украинского производства.
В свою очередь, парламентская концепция реформирования культурной сферы Украины, изобилующая протекционистскими новациями, подходит к культуре не как к индустрии, способной давать экономический эффект и служить фактором развития человеческого капитала, а скорее как к сфере, которую априори следует перманентно защищать. Причем защищать, как говорят ее авторы, в том числе и… от государства, от его влияния на управление объектами культурной сферы.
Одно из оригинальных предложений — создание специальной экономической зоны (!) на базе Киностудии им. А. Довженко и Одесской киностудии.
Цейтнот, в котором оказался процесс «культурного стратегирования», не позволяет провести полноценный анализ текущей ситуации в сфере культуры, выработать видение того, как эта ситуация должна в идеале измениться. Но без этого не обойтись, иначе любая из разработанных стратегий или концепций развития отрасли окажется очередным планом «недореформ».