Слово «Украина» — опять на первых полосах мировых изданий. Наше государство вновь предстало в ставшей привычной роли пугала. Однако чувство стыда (возникающее всякий раз, когда родину немилосердно полощут иноземцы) в этот раз уступило чувству досады. В державе слишком многое, мягко говоря, не ладно, кто ж спорит. Но, ей-Богу, обидно выступать в незаслуженной роли признанного лидера в области футбольного расизма. Именно такую репутацию мы в одночасье обрели с легкой руки коллег из авторитетной Би-би-си. На днях, в рамках программы «Панорама» британский канал показал фильм журналиста Криса Роджерса «Stadiums of Hate»(«Стадионы ненависти»). Автор скандальной ленты несколько недель путешествовал по Украине и Польше, общался с футбольными фанами, обитающими в городах, принимающих Евро-2012, изучая нравы тамошних торсид. Вывод, который может сделать зритель после просмотра документальной картины Роджерса, напрашивается сам собой: болельщики обеих славянских стран, выступающих в роли хозяек грядущего первенства континента, являются патологическими расистами. Видеоряд впечатляет. Ультрас харьковского «Металлиста» воодушевленно «зигуют», а затем иступленно избивают болельщика с неевропейской внешностью. Фаны «Карпат» истерично имитируют крики обезьян при виде темнокожих футболистов. Молодчики, обряженные в бундесверовский камуфляж «Flecktarn», в лесу отрабатывают приемы рукопашного боя, хвастаясь навыками обращения с холодным оружием. А еще хвалятся, что мечтают о схватке с легендарными британскими «хулсами» 19 июня, в день поединка Украина—Англия в Донецке. Репортаж о кровожадных, пронацистски и прорасистски настроенных украинских болельщиках появился и в британском таблоиде The Sun.
Реакция не заставила себя долго ждать. Бывшая звезда сборной Англии Сол Кэмпбелл после просмотра скандального фильма Роджерса объявил без обиняков: «Останьтесь лучше дома и посмотрите матчи сборной по телевизору. Рисковать не стоит, в противном случае вы можете вернуться домой в гробу. УЕФА совершил ошибку, доверив Польше и Украине проведение чемпионата Европы». Семьи двух темнокожих игроков сборной Англии, хавбеков «Арсенала» Тео Уолкотта и Алекса Окслейда-Чемберлена, по информации СМИ, сообщили, что не поедут на Евро из страха перед футбольными расистами. Традиционно эмоционально отреагировал и Марио Балотелли, форвард английского «Манчестер Сити» и сборной Италии: «Если произойдет какой-то связанный с этой проблемой инцидент, я просто уйду с поля и отправлюсь домой». Кстати, к Балотелли за комментарием обратились неслучайно, ибо он был действующим лицом сразу нескольких футбольно-расистских историй, но об этом несколько позже.
Министр спорта Великобритании Хью Робертсон в эфире телеканала Sky Sports поспешил успокоить сограждан: «Все эти заявления абсолютно неверны. Мой совет всем фанатам — поехать и поддержать команду, сделать все, чтобы поддержать команду». Но осадок остался. Сенсационные материалы английских репортеров охотно растиражированы спортивными и бульварными медиа едва ли не всех государств Старого Света. Слово «Украина» в мировых новостях в последнее время неизбежно соседствует со словосочетаниями «сворачивание демократии», «политические преследования», «попирание свободы слова» и «масштабная коррупция». Привыкший к этому европейский потребитель информации с легкостью поверит в то, что здесь процветает «махровый расизм».
Есть ли повод ставить под сомнение правдивость британских журналистов? Наверное, нет. Есть повод сомневаться в полной объективности материалов, представленных ими на суд зрителей и читателей. Тема расизма в футболе не нова, и острота этой проблемы лишь возрастает год от года. Но готов согласиться (редкий случай) с Виктором Януковичем — мы в этом вопросе уж точно не среди лидеров.
Обходить вниманием наличие расистских настроений в футбольной среде — глупо. Преувеличивать масштаб этих настроений — нечестно. Была неприглядная история с львовскими фанами: в 2009-м, если память не изменяет, УЕФА на 25 тысяч евро оштрафовала «Карпаты» за выходку болельщиков клуба, вывесивших во время матча с «Галатасараем» баннер с надписью по-турецки «Турецкие свиньи, убирайтесь вон из Европы». Еще свежо в памяти «дело Безуса». Несколько месяцев тому полузащитник днепропетровского «Днепра», ганец Дерек Боатенг обвинил хавбека полтавской «Ворсклы» Роман Безуса в расизме. Мол, тот сказал что-то по поводу цвета его кожи. Инцидент рассматривался дисциплинарным комитетом премьер-лиги, и Безус был оправдан. Находившийся рядом боковой арбитр подтвердил, что ничего оскорбительного своему противнику кандидат в сборную Украины не говорил. Мнения болельщиков по этому поводу, естественно, разделились. Однако, знакомые спортивные журналисты говорили, что скандал был и в самом деле, скорее всего, дутый. Ганец в том матче заработал справедливую красную карточку — сначала чуть не оторвал ноги одноклубнику Безуса Ахмеду Янузи, а потом ударил в лицо самого Романа. Полагают, что Дерек просто пытался найти оправдание своей чрезмерной агрессивности. И, кстати, несколько раз менял показания: в прессе фигурировали, как минимум, три версии того, что именно украинец сказал африканцу, и все три приводились со ссылкой на прямую речь Боатенга.
Околофутбольный расизм для Украины, пока, слава Богу, скорее исключение, чем правило. Это не значит, что с расистскими выходками не стоит бороться. Пока это не перешло в традицию, как, например, в России. Там выпады против футболистов-легионеров стали едва ли не общим местом. «Любимым героем» тамошних фанов оказался легендарный бразилец, чемпион мира-2002 Роберто Карлос, до недавнего времени выступавший за махачкалинский «Анжи». Темнокожий, выступающий за кавказский клуб, да еще бывший там капитаном, — слишком серьезный раздражитель для российских ультрас, где (по известным причинам) националистические и ксенофобские настроения стали острой проблемой. В ходе первенства 2011/2012 Карлос дважды удостоился «повышенного внимания» российских болельщиков. В Санкт-Петербурге перед игрой с «Зенитом» местный фан попытался вручить бразильцу банан. В Самаре «инчас» «Крыльев Советов» бросили этот плод с трибуны прямо под ноги защитнику дагестанского клуба. Карлос попросту ушел с поля, на ходу вытирая слезы. Баннер «Бананы любят обезьяны», украшенный фотографиями темнокожих футболистов, — увы, не редкость на трибунах российских городов. Вагнер Лав, Это’О, Думбия, Самба, Одемвингие — неполный перечень футбольных звезд, испытавших на себе «радушие» болельщиков.
Особенно «любят», если верить прессе, темнокожих футболистов ультрас московского «Спартака» и питерского «Зенита». Фаны последнего, входящие в легендарный «Невский фронт», гордятся «белоснежной репутацией» клуба и любят щеголять в футболках с надписью «В цветах „Зенита" нет черного». Президент официального фан-клуба питерцев Сергей Подгайный как-то на вопрос журналиста, что будет, если в составе питерцев появится игрок-африканец, замахал руками: «Я даже не возьмусь предсказать возможный эффект от такого приглашения». «Зенит» за расистские выходки болельщиков клуба неоднократно штрафовали и местная федерация, и УЕФА, но говорить о том, что санкции возымели действие, едва ли приходится.
По словам Кэмпбелла (приведенным выше), у нас футбольная ксенофобия и бытовой расизм приобрели настолько угрожающий характер, что предоставить нам право проводить Евро — преступление. Что уж тогда говорить о России с ее Кондопогой и бойней на Манежной в декабре 2010-го? С ее скинхедами, погромами в День десантника и «бананами для Карлоса»? Или ФИФА (где так любят говорить о борьбе с расизмом), принимая решение о проведении первенства мира 2018-м в России, об этом не знала? Российский блогер, болельщик «Зенита» Павел Осовцов как-то поделился откровением: «Я считаю, что борьба ФИФА и УЕФА с расизмом — такая же фигня, как и глобальное потепление. Ни того, ни другого не существует». Бойко. Но точнее было бы сказать иначе: пока мировое футбольное начальство не знает, как победить расизм на стадионах. Точно так же, как политики не знают, как победить расизм за пределами спортивных арен.
Наберите в поисковике «расизм, футбол». И ужаснитесь. «Римский „Лацио" наказан за проявление расизма болельщиками». «Римская „Рома" оштрафована за расизм». «Варшавская „Легия" понесла наказание за поведение болельщиков, вывесивших плакаты и скандировавших лозунги расистского и антисемитского содержания». «УЕФА наказал португальский клуб „Порту" за расистские выходки его болельщиков». «Болельщик „Челси" пожизненно лишен права посещать футбольные матчи лондонцев за расистские выкрики». «Болельщику дортмундской „Боруссии", ответственному за вывешивание оскорбительного баннера, на три года запретили посещать домашние матчи команды». «Полузащитник чемпиона Германии позволил себе расистские высказывания в адрес противника».
География подобных случаев обширна. Частота появления подобных сообщений впечатляет. В 1990-м на поле сцепились две звезды футбола — немец Феллер и голландец Райкаард (плевок последнего в Руди по телевизору видели миллионы). Позже свой поступок защитник сборной Нидерландов пояснил тем, что соперник обозвал его черной обезьяной. В свою очередь форвард сборной ФРГ объявил, что противник обозвал его нацистом. Тогда подобная история выглядела дикостью. Ныне — почти нормой.
За расистские выкрики своих болельщиков в адрес Марио Балотелли поплатились сразу три клуба — «Порту», «Лацио» и «Ювентус». В римском баре темнокожему форварду пытались вручить банан. «Надеюсь, это не повторится в будущем, потому что, если кто-то бросит банан в меня на улице, мне придется сесть в тюрьму, потому что я убью его», — заявил Балотелли в интервью France Football. В Англии его машину регулярно забрасывали яйцами….
Если говорить о проблемах околофутбольного расизма, то самой проблемной страной является как раз Англия. Та самая страна, журналисты которой поведали миру так много нового о расизме в Украине.
Утверждают, что первым футболистом, пострадавшим от расизма, стал нападающий ливерпульского «Эвертона» Дикс Дин. В 1930 году темнокожий форвард потерпел от рук лондонских болельщиков, а когда обратился за помощью к полисмену, тот смерил его презрительным взглядом и равнодушно сообщил, что он вполне заслужил такое наказание. Англичане первыми создали действительно масштабную структуру по борьбе с расизмом в спорте, которая называется Kick It Out. Специалисты высоко отзываются о ее работе. А работы — непочатый край.
А теперь о свежих скандалах. Два разразились совсем недавно. Уругвайский форвард «Ливерпуля» Луис Суарес наградил расистской кличкой французского защитника «Манчестер Юнайтед» Патриса Эвра. Отбыв 8-матчевую дисквалификацию, Суарес после очередного матча с «МЮ» отказался пожимать руку Эвра. Под аплодисменты болельщиков. Как тут не вспомнить, что незадолго до этого глава ФИФА Блаттер заявил: в пылу борьбы игроки не всегда осознают, что говорят, и поэтому все конфликты должны разрешаться после финального свистка дружеским рукопожатием…
Капитан сборной Англии, защитник «Челси» Джон Терри позволил себе лишнее в общении с темнокожим защитником «Куинз Парк Рейнджерс» Энтони Фердинандом. За это британская футбольная ассоциация лишила Терри повязки капитана национальной команды. Тренер сборной, итальянец Фабио Капелло посчитал подобное решение вмешательством в его дела и ушел в отставку. «Львы» остались без наставника перед самым Евро. Британская прокуратура выступила инициатором возбуждения уголовного дела, и теперь Терри предстанет перед судом, который состоится вскоре после завершения чемпионата Европы. Брат Энтони Фердинанда, защитник «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд заявил, что не будет играть за сборную, в которой выступает Терри. Однако новый тренер сборной Рой Ходжсон взял на себя инициативу возвращения Фердинанда и его примирения с Джоном Терри. Кстати, одно из объединений болельщиков «Челси» Chelsea Headhunters считают весьма опасной расистской группировкой.
Еще одной жертвой расизма болельщиков стал защитник сборной Англии, одноклубник Балотелли по «Манчестер Сити» Мика Ричардс. Темнокожий футболист закрыл свой аккаунт на Twitter из-за волны расистских оскорблений.
После всех этих событий премьер-министр Дэвид Кэмерон вынужден был созвать масштабный антирасистский форум и разразился гневной речью: «Расизм вновь оказался в центре внимания. Я хочу ясно дать понять всем: мы не допустим, чтобы эти события вернули нас к дурному прошлому».
Одновременно с футболистами объектами обвинений в расизме стали британские полицейские. Несколько недель назад лондонская полиция сообщила подробности десятка уголовных дел, заведенных в отношении более чем двух десятков офицеров, которым инкриминируют расистские преследования и неоправданное применение насилия…
В отличие от наших английских коллег, мы не пытаемся убедить читателей в том, что Британские острова — место компактного проживания патологических расистов. Мы просто хотели заметить, что указанная проблема носит глобальный характер. И что в нашей стране (где правозащитники за прошлый год насчитали 26 случаев нападения на иностранцев, в которых пострадали 48 человек) эта проблема еще не приобрела угрожающего характера. У нас пока есть «другие любимые авторы…».