Думаю, предположение о том, что первой мыслью Андрея Клюева, оставшегося один на один с собой в кабинете секретаря СНБОУ, была: «Мамо, де я?» — не очень далеко от истины. И не потому, что для первого вице-премьера необходимость покинуть правительство стала неожиданностью. А потому, что метил он совсем на иную должность. Причем метил настолько уверенно, что даже в узком кругу сообщил о достижении с президентом соответствующей договоренности. Но Левочкин устоял.
О том, что Андрей Клюев — один из столпов Партии регионов и конфидентов президента, имеет высокие шансы не сохранить за собой место в меняющем кожу правительстве Януковича, ZN.UA писало с месяц назад. Похоже, экс-вице-премьер стал живой иллюстрацией народной мудрости, ведающей о том, как можно плыть-плыть и у самого берега разбиться. Долгое время, при наличии разных прочих конкурентов, Андрей Клюев казался наиболее вероятным сменщиком Николая Азарова. Он шел к этой цели сквозь тяготы, но не лишения. И в результате начал совершать ошибку за ошибкой. И карнавальные истории с «тушками» в ВР — дело десятое. От них выиграли больные дети, которым БЮТ передал 450 тыс.долл., но не проиграл Клюев.
Во-первых, когда мнение российского премьера все еще было значимо для Виктора Януковича, Андрей Клюев умудрился поссориться с Путиным. Рожденная антипатия корнями уходила в долевые вопросы в отношении Проминвестбанка, поглощенного Внешэкономбанком России. Впоследствии, в ходе частых чартерных налетов и приятельских отношений с Игорем Шуваловым — российским вице-премьером, Клюев пытался восстановить позиции в Москве, без которых претендовать на пост премьера в Украине якобы бесперспективно. Медведчук, наверное, научил? Но тренд в Украине сменился. Идиосинкразия, воцарившаяся в отношениях Путина и Януковича, снивелировала значение российского фактора в этом вопросе. Но Андрей Петрович все старался и старался. То внес в Верховную Раду законопроект, позволяющий изменение формы собственности украинской ГТС, что не обрадовало Януковича. То отдал команду направить на ратификацию подписанный Азаровым договор о зоне свободной торговли с СНГ, что также не входило в планы Банковой. В общем, потерялся. Президент выразил свое недвузначное отношение к этим шагам Клюева: «Со стороны могло показаться...»
Во-вторых, к Клюеву были претензии и другого рода. Виктор Янукович ведь не сразу стал интенсивно рекламировать колоссальный потенциал Украины в сфере выработки электроэнергии альтернативными источниками. Интересом к энергии клюевских солнца и ветра он проникся после серьезного и обстоятельного разговора с Андреем Клюевым, результаты которого полностью удовлетворили главу государства. А раньше — не удовлетворяли. Осадок остался, хотя ложечки и нашлись.
В-третьих, первый вице-премьер умудрился оперативно войти в конфликт с новоназначенным министром финансов. Выясняя во время переговоров с МВФ в Вашингтоне кто главный в делегации — Клюев или Хорошковский, оба украинских чиновника вызвали раздражение по отношению к себе и усилили его к Украине в целом. И опять — неприятный разговор с президентом. И не один ведь Валерий Хорошковский, вернувшись из Вашингтона, очень внимательно исследовал аспекты деятельности министра экономики. Ложечки опять ищут.
В основном именно эти причины свели на нет перспективы Андрея Клюева занять пост премьера перед парламентскими выборами. Но Клюев слишком ценный для Виктора Януковича кадр, чтобы от него избавляться. Подумаешь: у каждого свои недостатки!
Место Совета национальной безопасности и обороны в системе украинской власти формально определяется законом, а по сути — потенциалом человека, занимающего пост его секретаря. Соответственно формируется и тип использования СНБОУ. Какой из наработанных моделей воспользуется вчерашний первый вице-премьер? Легендарным секретарем СНБОУ был не первый обладатель сего места (фамилию Селиванов помнят лишь старожилы эпохи Леонида Кравчука), а второй его обладатель — Владимир Горбулин. Высокий интеллект, талант масштабной интриги и близкие, доверительные отношения с главой государства. Эти три качества предопределили серьезнейшее влияние Горбулина на процессы, происходившие в стране в первую кучминскую пятилетку. Андрей Клюев не бездарен в интриге. И давно уже не нуждается в посредниках при необходимости решения вопросов с Януковичем: в его кабинете президентский телефон два года стоял не для красоты. Но на этом сходство заканчивается. Различие же усугубляется еще одним обстоятельством: Горбулин работал с отточенной командой, никогда не превышавшей 100 человек. Не всех людей в состав СНБО отбирал лично Владимир Павлович. Однако «шо попало» на улице Каменева не водилось. Андрей Клюев не намерен довольствоваться секвестированным (реформой Сергея Левочкина) составом аппарата СНБО и, по данным ZN.UA, запросил у президента увеличение штата до 350 человек. Что позволяет предположить, что управлять структурой, представляющей собой «остров погибших кораблей» (как это было при А. Кинахе и Р. Богатыревой), либо устраивать из нее лобное место, превращая в департамент исполнения политических наказаний (как это было при Е. Марчуке), Клюев не собирается.
Привлекательной для Клюева может быть модель Петра Порошенко, при которой СНБО пытались сделать альтернативным Кабинетом министров. Попытаться Андрей Петрович, конечно, может. Но вряд ли это входит в планы президента. Всем понятно, что президентская команда вступила в активный период дворцовых интриг и без перстня с ядом по Банковой уже никто не ходит. Семья наступает на властное и, соответственно, бизнес-поле со скоростью и аппетитами татаро-монгольской конницы. Поэтому Януковичу как никогда нужна не разбалансировка, а балансирование интересов на не занятом им лично пространстве. Создавать альтернативный Кабмин, усугубляя сложность внутрикомандных процессов, Янукович не позволит. Да и не тянет Клюев на роль консильери. А вот отвечать за боевиков и полевых командиров — сможет вполне.
Многие считают назначение Андрея Клюева секретарем СНБО списанием на берег. Ропот пробежал по фракции и коридорам Кабмина: «Ну если с ним так можно...» Ряд регионалов усомнился в том, что за Клюевым останется пост главы избирательного штаба Партии регионов. Где, мол, рычаги? У него их нет. Держа под пальцами исполнительную власть, он мог решить вопрос любого мажоритарщика, любого списочника, любого депутата. А что теперь? Теперь он бесправный посредник между человеком, которому нужно решить вопрос, и премьером, министром финансов, «Укравтодором», Минэнерго и т.д. и т.п. А, учитывая отношения Клюева со всеми этими людьми, ожидать, что они бросятся выполнять его команды, вряд ли стоит — их начнут перепроверять, уточнять, волокитить. Кто теперь Клюев для министров? Кто он такой для губернаторов? Достаточно влиятельные люди в ПР даже гадают, кто же займет клюевское место начальника штаба: Борис Колесников или Сергей Левочкин? В отношении же силовиков, которые якобы будут переданы в управление новоназначенному секретарю СНБО, многие также высказываются скептически. Ибо силовики находятся в безальтернативной собственности президента. Может, Андрею Петровичу еще ключ от Межигорья?
Резон в таких рассуждениях, безусловно, есть. Но есть и другие резоны. Клюева убрали из правительства подальше от соблазнов, с которыми Андрею Петровичу сложно бороться. Но это не значит, что он абсолютно лишился доверия президента; что ему найдена замена с точки зрения эффективной коммуникации по горизонтали и вертикали; и что бизнес Андрея Клюева стал для его босса чужим.
Выпускать из рук силовиков Януковичи не собираются. Но одно дело — подбирать и контролировать руководителей, и совсем другое — проводить целостную политику по реформированию и изменению условий обеспечения силового блока. В этом плане для Клюева существует ниша, ибо с момента захода действующего президента на Банковую этим вопросом комплексно вообще никто не занимался. Ни бывший начальник соответствующего подразделения АП Геннадий Васильев; ни во времена отсутствия куратора силовиков; ни сейчас, когда этот пост пытается занять экс-министр обороны Михаил Ежель. А ведь в складывающихся условиях лояльность и эффективность личного состава не менее важны, нежели преданность соответствующих министров...
Что касается финансовых рычагов Клюева как главы штаба избирательной кампании, то с приходом Хорошковского в правительство он лишился свободного доступа ко многим из них. Валерий Иванович свою часть работы на выборы выполнит — аккумулирует средства для поднятия минимальных пенсий до прожиточного минимума, увеличения на 700—800 грн. выплат бюджетникам и даже попробует изыскать средства для людей в погонах (той их части, которая останется после обсуждаемого ныне радикального сокращения). А если же говорить о «живых», рабочих деньгах, чье практическое значение для выборов является не меньшим, если не большим, то они аккумулировались для этой цели с первого дня прихода Януковича к власти. Всеми. И распоряжаться их судьбой из-за стен закрытого офиса СНБОУ даже удобнее, нежели принимая толпы курьеров, кандидатов, оппозиционеров и полевых командиров в «проходном дворе», коим является здание на Грушевского.
Андрей Клюев ранен, но жив. Вот только есть у меня подозрение, что его желание показать, что он «живее всех живых» сильно скажется на стиле избирательной кампании, и без того обещающей быть чрезвычайно жесткой. На это и был президентский расчет?..