Самый громкий скандал зимнего политического сезона, связанный с заявлениями нардепа Романа Забзалюка о его подкупе другим нардепом, главой депгруппы «Реформы ради будущего» Игорем Рыбаковым, ожидаемо, власть стала спускать на тормозах. Тем самым, подтверждая, что закон у нас - не один для всех. А отказ Генпрокуратуры расследовать возможный подкуп депутатов Верховной Рады – вообще вопиющий факт. Судя по заявлениям Генпрокурора Виктора Пшонки, «это не процессуальная деятельность ГПУ, это моральный вопрос». Мол, депутаты могут все свои проблемы решать в судебном порядке. Почему же в таком случае взятка любому другому должностному лицу преступление, а взятка одного законодателя другому лишь моральный вопрос? Это – во-первых.

Во-вторых, свое заявление Забзалюк сделал еще 8 февраля, сообщив на пресс-конференции о факте преступления. Согласно ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины по заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из решений: возбудить уголовное дело, отказать в возбуждении уголовного дела или направить заявление или сообщение по принадлежности. Сегодня уже девятый день, в прокуратуре, по словам самого Пшонки, лежат заявления всех сторон скандала, а также главы парламента Владимира Литвина, а в ГПУ ведут речь о морали. То есть, на лицо – бездеятельность прокуратуры как органа государственной власти.

В-третьих, решение Генпрокуратуры входит в конфликт с самой политтехнологией «отмазывания» власти от «тушечного» скандала. Ключевой момент этой политтехнологии – один депутат, избранный от БЮТ, якобы дал взятку другому депутату, также избранному от БЮТ, а Партия регионов тут - ни при чем. Если бы на самом деле из всей этой истории не торчали уши власти, то Генеральная прокуратура возбудила бы дело. Но такой доброй воли общество не увидело. Поэтому «регионалам», активно качающим тему «бютовских» взяткодателей», для приличия следовало бы своим авторитетом давить на прокуратуру и требовать справедливого наказания для парламентских «тушководов».  

В-четвертых, после своего заявления Забзалюк, по сути, превратился в парламентского изгоя, поскольку вынес сор из избы. Он нарушил неписанный закон украинской политэлиты – народ это что-то одно, а депутаты, министры и прочие – совершенно другое. Кто-то может назвать это «другое» словом «каста», а кто-то – «банда». О том, что депутаты перебегают из оппозиции в «тушки» не за спасибо, догадывались и раньше. Но «преступление» Забзалюка в том, что он рассказал обществу, во сколько ему обходится один депутат-перебежчик, то есть, сколько каждый гражданин платит за свою ошибку в день голосования. И стоит ли тогда вообще ходить на выборы, если в Раде «бабло» побеждает зло…

И, последнее. Из рубрики «их мораль и наша». Сегодня стало известно, что федеральный президент Германии Кристиан Вульф, которого обвиняют в злоупотреблениях полномочиями и статусом и получении финансовой выгоды, ушел в отставку. Такую цену он заплатил за попытки замять скандал, разразившийся вокруг ипотечного кредита, полученного им еще до избрания на должность. Сначала прокуратура также отказалась возбуждать дело, однако под давлением общества позиция прокуратуры кардинально изменилась и теперь в бундестаг отправлен запрос о снятии с Вульфа иммунитета. Да, что там Германия. Лидирующий кандидат в главы Гонконга Генри Танг вляпался в свой скандал, - выяснилось, что он нелегально построил себе подвал на 200 кв. метров. Кандидат начал извиняться, однако, скорее всего, из предвыборной гонки ему придется досрочно выбыть.

Можем ли мы подобную ситуацию представить в Украине? Нет, поскольку у нас взяточничество, мздоимство, «тушкование» депутатов и прочие грехи, оказывается, всего лишь «моральный вопрос»