"Без добавления растительных жиров" — надписями подобного содержания производители молочных продуктов пытаются защититься от недобросовестных конкурентов. Их усилия тщетны. На "молочных" полках ритейла прочно обосновались всевозможные растительно-жировые смеси, по сути не имеющие ничего общего с молоком (содержание молочного жира в них часто колеблется у отметки 10%). Однако они ассоциируются у потребителя с продуктами из цельного молока, да еще и привлекают своей доступной ценой.
В результате страдают не только обманутые потребители и добросовестные переработчики молока, но и его производители. А подсчитывают прибыли поставщики заменителей и производители спредов, растительных смесей, сырных продуктов и паст.
Стоит ли удивляться, что законопроект №2172 "О внесении изменений в Закон Украины "О молоке и молочных продуктах" и прочие законодательные акты об усилении мер борьбы с фальсификацией молочных продуктов", которые должны навести порядок в этих вопросах, так раздражают производителей псевдомолочных продуктов?
Законопроект №2172 уточняет определение "молокосодержащих" продуктов и регулирует их оборот. Также он запрещает выпуск и продажу молокосодержащих продуктов, в которых замене подверглось более 50% какой-либо составляющей молока. Если же производитель честно указывает, что продает растительно-жировую или животно-жировую смесь с добавлением молока, которую называет маргарином, спредом, пастой или еще чем-то, то действие законопроекта на него не распространяется.
Чтобы потребитель мог легко отличить молокосодержащий продукт от молочного и других разновидностей подобной продукции, законодатель обязал производителей размещать на упаковке соответствующую информацию, а розницу — раздельно экспонировать на торговых полках молочные и молокосодержащие продукты с указанием, на какой именно полке размещены продукты с заменителями составляющих молока.
Казалось бы, вполне адекватные меры, позволяющие сделать прозрачным рынок молочных продуктов.
Так, молокоперерабатывающие предприятия, входящие в ассоциацию "Укрмолпром", уже выразили свою поддержку норм законопроекта, направленных на ограничение использования растительных жиров. Ведь популяризация потребления натуральных молочных продуктов создаст условия для большей востребованности молока-сырья с целью переработки на промышленной основе, а в конечном счете — для развития молочной отрасли.
"Сегодня согласно действующим нормативным документам в молокосодержащем продукте должно быть не менее 25% молочных компонентов. Являясь верной по сути, эта норма оставляет лазейку, позволяя недобросовестным производителям практически полностью замещать молочный жир и белок и продолжать называть продукцию молокосодержащей, хотя в действительности это уже растительная паста или смесь жиров, в которую добавлены отдельные составляющие молока", — считает председатель правления Национальной ассоциации молочников Украины "Укрмолпром Василий Бондаренко". Стоит заметить, что и эти требования стали лишь рекомендацией, после того как Украина вступила в ВТО и положения ГОСТов утратили обязательную силу. С тех пор производство и продажа молокосодержащих продуктов не регулируется ничем.
К слову, законодатель в
своей инициативе не запрещает все эти "творения" современных пищевых технологий. Он намерен лишь создать такие условия, чтобы потребитель мог делать осознанный выбор. Тем более что Украине для этого не нужно изобретать велосипед. В соседней России уже почти три года действует более жесткий закон, предусматривающий, что доля молочного жира в молокосодержащем продукте не должна быть меньше 50% от общего содержания жира в нем, а замена молочного белка запрещается.
Прозрачные правила игры и конкуренция, говорит Бондаренко, приведут к повышению качества продукции и снижению цен, поскольку продукт с более чем 50%-ным содержанием растительного жира придется называть растительной смесью, а значит, и продавать по более низкой цене.
Однако похоже, что в данном вопросе не все так гладко. Вторая по величине отечественная молочная ассоциация — Союз молочных предприятий Украины — напротив, ушла в жесткую оппозицию к законопроекту. Глава совета директоров СМПУ Вадим Чагаровский утверждает, что принятие законопроекта будет способствовать увеличению импорта молокосодержащих продуктов примерно наполовину, то есть на 150 млн долл., а украинские производители потеряют от запрета на их выпуск 100 млн долл. "Статистика подтверждает, что качественного молочного сырья на промышленную переработку не хватает, особенно в зимний и весенний периоды. Если на полках не будет молокосодержащих продуктов, цены на молочные продукты будут, соответственно, повышаться. Изменение конъюнктуры рынка приведет к существенному увеличению импорта. По нашим оценкам, он возрастет приблизительно на 50%, — подчеркивает Вадим Чагаровский. — В целом растительные жиры при производстве молочной продукции используются с целью удешевления, поскольку рынок требует более дешевых продуктов. Все компании используют сегодня растительные жиры. Насколько широко, можно судить по ассортименту. А что смущает? Это что, синтетика? Химия? Это натуральный продукт!"
Однако, как уверяют эксперты, в законопроекте нет ни слова о запрете выпуска продуктов на основе растительных жиров с добавлением молока. Зато остаются вне закона практики обмана потребителя: производители и продавцы обязаны показать ему прямо, где он может купить молочные продукты, где — молокосодержащие, а где — растительно-жировые смеси с символическим добавлением молока. "Если в пищевом продукте содержится менее 50% молочных жиров, он не должен называться "молочным продуктом". Он может называться "пищевой продукт с содержанием молока" или как-то по-другому. То есть его нельзя будет продавать как молочный продукт. Вопрос в том, захочет ли потребитель
покупать пищевой продукт с элементами молока, если в названии будет четко указано, что это не молочный продукт, а нечто другое, и пойдут ли на это производители", — поясняет руководитель аналитической службы консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник.
В чем же причина разногласий между молочниками и экспертами? Возможно в том, что руководитель Союза молочных предприятий Вадим Петрович Чагаровский — главный оппонент нововведений — по совместительству является гендиректором Белоцерковского молочного комбината группы компаний "Терра Фуд". По собственной информации, основанной на заключениях Euromonitor, Международного торгового центра (ITC), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), "Терра Фуд" занимает 4-е место в Европе, 12-е — в мире, 2-е — в России и 1-е — в Украине по объемам продаж спредов, то есть тех самых молокосодержащих продуктов и растительно-сливочных смесей.
Не пытается ли руководитель Союза молочных предприятий всеми имеющимися средствами спасти доходы "родного" предприятия, которые ему, видимо, ближе, чем право потребителя на информированный выбор? "Уверен, что реальной причиной появления критических высказываний в адрес законопроекта являются опасения крупнейшего украинского игрока на рынке спредов потерять часть доходов от производства и продажи продуктов, в которых доля молока составляет лишь 10—15%", — высказывает свои подозрения руководитель Центра независимых потребительских экспертиз "ТЕСТ" Валентин Безрукий.
Что ж, похоже, момент истины наступит тогда, когда после вступления в силу антифальсификационного закона потребители молочных продуктов придут в магазин и узнают, что же они покупали на самом деле. И если им покажется, что тот или иной производитель все это время водил их за нос, то не факт, что они смогут ему это простить.