Старая добрая бюрократическая машина показала себя уже на организационном этапе. Найти списки добровольцев на сайтах профильных министерств и ведомств невозможно. Кажущееся легкомыслие руководителей ведомств понятно, поскольку идет о налоговых льготах для широкого спектра товаров и услуг, предоставляемых волонтерскими организациями. И отсутствие утвержденного перечня получателей фискальных привилегий до неприличия расширяет список бенефициаров схемы. Это значит, что махинаторы получают очередную возможность для «оптимизации» налогообложения.
Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи» был подписан президентом Петром Порошенко 2 сентября текущего года. Он избавляет волонтеров и меценатов от уплаты налогов на сумму, пожертвованную на нужды участников акций массового неповиновения, бойцов АТО и членов их семей.
Президент обязал Кабинет Министров Украины в течение двух недель со дня вступления в силу закона принять сопутствующие нормативно-правовые акты, привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с новыми нормами, обеспечить порядок формирования и ведения Реестра волонтеров АТО. Кроме реестра, центральный орган исполнительной власти обязан предоставить доступную анкету и форму регистрации, позволяющую меценату, без лишней бюрократической волокиты, за сутки, утрясти формальности. Но не тут-то было.
Закон вступил в силу 29 сентября текущего года, но ни на сайте Министерства Финансов Украины ни на сайте Государственной Фискальной Службы ничего подобного не видно и в помине. Пресс-служба Минфина сообщила, что необходимый нормативный блок для действия данного закона уже передали по назначению, а за налоговиков они не в ответе. Видимо, в глазах некоторых чиновников, подобные законы либо имеют меньшую, чем того заслуживают, ценность, либо низведены до популизма, который можно игнорировать. Иначе как объяснить, бесплотность попытки найти Реестр Волонтеров на сайте Государственной Фискальной Службы и абсолютное неведение сотрудников этого учреждения о данном законе?
В гостях у сказки
Мотивы такого формального подхода к национально-патриотическим чувствам очевидны. Государство не может самостоятельно, без активации внутренних стимулов, справиться с проблемами, которые возникли из-за ухода российских денег из отечественного товарооборота и их же участия на стороне донбасских милитаристов. Но в то время, когда льется кровь, а львиная доля нагрузки обеспечения бойцов продуктами питания по-прежнему приходится на частный сектор, такое нежелание помогать благотворительным инициативам выглядит крайне как опасный и нелицеприятный шаг.
Ведь этот закон распространяется и на лиц, которые оказывали помощь участникам массовых акций гражданского протеста в Украине, подвергшихся ранениям, контузии или иным повреждениям здоровья во время участия в этих акциях в период с 21 ноября 2013 по 28 февраля 2014 года, а также 2 мая 2014 в городе Одессе. Также он работает в пользу членов семей тех участников, которые погибли или умерли в результате полученных в этот период ранений, контузии или иного повреждения здоровья либо признаны безвестно отсутствующими в установленном порядке. К членам семьи погибшего или раненого патриота, равно как и к семьям участников боевых действий, на которых распространяется действие данного закона, относятся: жена, муж, не вступившие в повторный брак, родители, дедушка и бабушка (если родители умерли), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети-инвалиды.
Граждане, которые поиздержались, помогая беженцам из зоны АТО и Крыма, также будут иметь право на налоговую льготу. Тем же, кто участвует в оказании материально-технической помощи воинским формированиям для нужд АТО, доходы не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщиков. Эта норма должна действовать до 31 декабря того года, который последует после года завершения АТО. Деньги, которые потрачены на средства спецзащиты, технические средства наблюдения, лекарства, медицинскую реабилитацию, лечение, средств личной гигиены, продукты, предметы вещобеспечения или другие товары (работы, услуги) по перечню, который определяет Кабмин, теперь будут объектом налоговых льгот. Более того, если налог уже был уплачен, то эту сумму налогоплательщику вернут из бюджета.
Однако здесь есть и свои «но». «Льготная» налоговая помощь ограничена тысячей минимальных зарплат - то есть суммой в 1,2 миллиона гривен. То есть те благотворительные структуры, которые не успели вовремя освоить денежные фонды, должны будут перечислить остаток средств в госбюджет.
Получится как всегда
Настороженность в отношении закона вызывает не только несерьезное отношение органов власти, но и слишком длинный список возможных бенефициаров и очень широкий спектр товаров и услуг, подлежащих конвертации в налоговую льготу. На ум приходит сравнение с легендарным ленинским субботником, когда изначально небольшое количество людей, лично носивших бревна с Ильичом, двадцать лет спустя превратилось в более чем пятитысячный ворох официальных монографий, с описанием личного участия автора. В воображении скептиков оживают картинки ветеранов и сирот, неожиданным для себя образом, проевших миллионные сумы. Более того, отсутствие единого стандарта расчетов, в условиях допустимой разницы в закупочных ценах на товары и услуги создаст благодатную почву для махинаций и ухода от объективного налогообложения. Грубо говоря, появится класс дельцов, превративших аккумулированную помощь от безымянных граждан в персональные миллионы, которые нужно будет вернуть из госбюжета.
Но как бы то ни было, когда говорят пушки - закон молчит.