«При нынешней власти госслужащие в основном не думают... У людей исчезло «чувство закона», чувство достоинства». Ответственность за провал евроинтеграции и насилие со стороны милиции никто из чиновников никто на себя не берет. В знак протеста уволился один-единственный госслужащий - Вадим Трюхан.
С 2001 года Вадим Трюхан отвечал за европейскую интеграцию Украины - сначала в МИД Украины, затем в Кабмине. Во главе Координационного бюро европейской интеграции он в 2008 году начал переговоры по Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
После избрания президентом Виктора Януковича перешел на общественную работу. А несколько месяцев назад, когда правительство Азарова взял курс на евроинтеграцию вернулся на госслужбу. Его пригласили возглавить Департамент внешнеэкономических связей при Министерстве аграрной политики - готовить аграрную отрасль к зоне свободной торговли с ЕС.
Впрочем, правительственный «камбэк» завершился очень скоро - во вторник, 3 декабря, Вадим Трюхан уволился. До сих пор он стал единственным правительственным чиновником, который оставил правительство в знак протеста против провала саммита в Вильнюсе и силового разгона демонстрации на Майдане.
Deutsche Welle: Господин Трюхан, почему Вы уволились из министерства?
Вадим Трюхан: Провал саммита в Вильнюсе заставил меня задуматься. Но когда в субботу утром на Майдане жестоко избили 17-летних детей - это был просто шок. Я понял, что не смогу работать в любой структуре, связанной с этой властью. В воскресенье я вышел на площадь, прочувствовал этот подъем и увидел эти провокации - это стало предпоследней каплей.
Но в понедельник, в восемь часов, когда у нас проходило совещание руководящего состава в министерстве и первый заместитель министра (Иван Юрьевич Бисюк - А.) назвал мирных демонстрантов, которые вышли на Майдан, уродами - я даже не могу это передать в интервью - просто крыл матами, я вынужден был громко об этом заявить - я там был и многие мои коллеги там были.
- Вы за последние месяцы увидели правительство Азарова изнутри. Там есть какая-то внутренняя оппозиция, которая не разделяет курс на срыв европейской интеграции и протестует против подавления демонстраций?
- Вся вертикаль и горизонталь власти сейчас заполнена людьми, которые называют себя «людьми одной команды». Заполнена людьми, которые не думают, не анализируют, не предлагают - они слепо выполняют команды «сверху». Это жесткая вертикаль власти. Один из упреков мне был - что я не являюсь членом «команды». Это когда я уже увольнялся.
И при Ющенко, и при Кучме, и тем более при Кравчуке на государственной службе был плюрализм мнений, можно было их отстаивать. Но при нынешней власти госслужащие в основном не думают. Проблема в том, что у людей исчезло «чувство закона», чувство достоинства. Поэтому смена правительства или какого-то отдельно взятого министра мало что даст. Важно изменить систему, вернуть уважение к закону, к верховенству права. И тогда можно будет выстроить нормальное европейское государство.
- Давайте по очереди - почему Вы вообще пошли работать в правительство?
- Все ждали, что будет подписано Соглашение об ассоциации. И меня как эксперта в сфере европейской интеграции неожиданно для меня же самого пригласили на беседу к министру. Во время беседы министр Присяжнюк очертил очень серьезные, стратегические задачи, связанные и с адаптацией украинского законодательства к нормативам ЕС, и с выходом на новые рынки. Причем речь шла не только о рынках ЕС, но и об азиатских рынках, о том, что следует находить решения с Таможенным Союзом. Меня как профессионала это заинтересовало.
- То есть Вас позвали именно с учетом подготовки к подписанию соглашения об ассоциации?
- Да. И до 21 ноября, когда правительство внезапно приняло решение остановить евроинтеграцию, все шло по заданному курсу. После этого все сломалось. Однако объективных аргументов, чтобы объяснить этот отказ, нет. Там исключительно политика и личные интересы.
- Янукович говорит, что хочет продолжать переговоры с ЕС. Но работу на уровне министерств остановлена. Получается, заявления Януковича - лишь ширма?
Я думаю, что априори речь шла не о том, чтобы приостановить, а именно остановить европейскую интеграцию как таковую. Но сейчас Янукович столкнулся с неожиданно большой для него волной общественных протестов. В это воскресенье было, как минимум, 600 тысяч человек - я видел собственными глазами.
Даже во время Оранжевой революции такого количества людей, которые выходили бы не за какого-то лидера, а за курс государства, не было. Бесспорно, что Януковичу теперь приходится менять свою тактику. Но я глубоко убежден, что даже если он подпишет соглашение об ассоциации, то сами нормы и стандарты этой сделки, ее принципы европейские ему глубоко неприемлемыми, и выполнять это соглашение он не будет.
- А когда Вы шли работать в правительство, Вы поверили в то, что Янукович станет евроинтегратором?
- Да, я тогда верил в его искренность. Кстати, я не хотел бы говорить, что все правительство является антиевропейским. В правительстве есть достаточно людей, которые знают, что будущее Украины - в Европейском Союзе. Министр аграрной политики Присяжнюк проевропейский. Проблема в другом - что все они работают по команде, что у них нет плюрализма мнений, нет такого понятия как «уйти в отставку», выразить свое несогласие или еще что-то. Этакое «правительство-зомби», я бы сказал.
- Видите ли Вы все же шансы вернуть Украину на проевропейский курс?
- Прежде всего необходимо сформулировать перечень четких и понятных требований. Первое - это подписание соглашения об ассоциации. Причем подписания без требований. Я уверен, что после того, как европейские лидеры увидели столь массовую поддержку украинцами именно европейского курса, они не будут ничего требовать, а смогут безотлагательно созвать внеочередной саммит или Европейский совет, пригласить на него Януковича и подписать соглашение.
Второе - это принятие нового закона о выборах народных депутатов: вернуть пропорциональную систему и уменьшить проходной барьер. Третье - формирование переходного технического правительства национального спасения на период до выборов. И четвертое - провести досрочные выборы парламента и сформировать вновь созданным большинством новое правительство. Как по мне, любые другие требования - немедленно освободить Тимошенко, импичмент Януковича - все они сейчас настолько нереалистичны, и только напрягают ситуацию.
- Какой Вы видите роль Европейского Союза в поиске понимания?
- Без участия ЕС достичь согласия сейчас будет крайне трудно. Если будет круглый стол с участием авторитетных высокопоставленных представителей Запада, это стало бы предохранителем того, что в Украине снова будет применяться грубая сила, нарушения Конституции и законов. Круглый стол должен состояться буквально в течение следующих одной-двух недель. Иначе удержать ситуацию под контролем будет довольно сложно.
- Может ли стать результатом такого круглого стола подписания соглашения об ассоциации?
- Да. И произойти это должно как можно быстрее - в течение считанных недель. Но перед подписанием нужно согласовать дорожную карту на несколько лет. Она должна предусматривать финансовую поддержку, чтобы обеспечить надлежащее выполнение соглашения об ассоциации. Но далеко не те фантастические цифры, которые ранее озвучило украинское руководство.
Речь идет не о компенсациях за потери на российском рынке, а исключительно о поддержке, чтобы «перевооружить» определенные отрасли украинской экономики. Надо четко согласовать, на что именно эти средства будут идти. Не кому-нибудь в карман, а на конкретные проекты, связанные с укреплением институтов, адаптацией законодательства и, возможно, с макрофинансовой помощью. Такой сбалансированный пакет договоренностей, который позволит сохранить лицо как тем, кто сейчас у власти в Украине, так и ЕС.