Налог на роскошь не уменьшит спрос на товары luxury. Но снизит поступления в бюджет от их продаж. Желание чиновников заработать  на покупателях дорогих вещей (luxury-брендов) вместо ожидаемого пополнения бюджета может привести к обратному эффекту. Средства состоятельных украинцев просто перетекут за рубеж.

Авторы законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно внедрения налога на богатство, кроме новых налогов на квартиры и автомобили, не забыли и о вещах. Если закон будет принят, то с каждой покупки одежды, обуви, кожаных, меховых, текстильных и трикотажных изделий, а также – с часов, оружия, мобильных телефонов, мебели и ковров – стоимостью свыше двух тысяч евро (в пересчете по нынешнему курсу – более 22 тыс. грн.) будут взиматься дополнительные 10%.

Ретейлеры и ювелиры, которые торгующие товарами в luxury-сегменте, ожидают, что если изменения о налогообложении подобных «предметов роскоши» все-таки будет принят, ряды их клиентов существенно поредеют.

Украинский розничный рынок одежды, обуви и аксессуаров в premium-сегменте сразу же ощутит на себе негативные последствия такого новшества. «Состояние отечественного ретейла значительно ухудшится - с большой долей вероятности можно уже сейчас прогнозировать уменьшение спроса и сокращение объемов продаж этих товаров в официально работающих торговых точках внутри страны», - полагает Юрий Колядюк, финансовый директорведущего оператора украинского рынка предметов роскоши компании Helen Marlen Group.

По его словам, скорее всего, произойдет отток платежеспособных покупателей с внутреннего рынка за рубеж. Покупатели, которые могут позволить себе приобретать одежду, обувь и аксессуары luxury-брендов с легкостью переориентируются на покупки в других странах. 

Эксперты говорят, что людей, которые приобретают дорогие вещи в Украине, нововведение особо не затронет – они прекрасно отдают себе отчет в том, что изначально за свои покупки переплачивают в разы. И изменение цены на 10-20% на них особо не отразится. Но вот ряды их могут существенно поредеть.

По оценкам исследовательской компании UMG-International, только 30-40% от всего объема покупок в категорииluxury-брендов украинцы совершают внутри страны, остальные - отдают предпочтение заграничному шопингу. После принятия законодательных инициатив процент желающих покупать вещи на отечественном рынке может снизиться до 10%.

«Даже по состоянию на сегодняшний день предметы роскоши, в частности, одежда и обувь премиум-брендов, в Украине стоят намного дороже, чем, например, в европейских странах», - уточняет директор и владелец маркетинг–консалтингового агентства «Business2People» Антон Белецкий. Это связано и с высокими налогами внутри страны, и таможенными пошлинами, которые импортеры должны платить при ввозе товара на границе, и другими дополнительными рисками. Плюс, конечно же, желание заработать. В итоге зачастую ценники на всемирно известные luxury-бренды на полках отечественных магазинов в несколько раз превышают цены на точно такие же вещи в итальянских или французских бутиках.

В то же время, взимать налог с товаров, купленных за рубежом, на практике почти нереально - для этого таможенникам сначала придется доказать, что данная вещь была приобретена за границей именно в эту поездку, а не, к примеру, еще два-три года назад. Маловероятно, что всех, выезжающих за рубеж украинских граждан, заставят делать детальную опись личных вещей. «Поэтому брендовые вещи от дополнительного налогообложения будут уводить, ведь оторвать от нового костюма, платья или украшения бирку с ценником – проще простого. Это ведь не крупногабаритный товар.

«На мой взгляд, основная сложность в случае принятия нового закона будет заключаться не столько в увеличении размера налога, сколько в механике его администрирования», - комментирует Антон Белецкий. Маловероятно, что налог на роскошь окажется адресным (для этого пришлось бы создавать специальные базы данных и фиксировать ФИО и другие контактные данные покупателей).

«Скорее всего, новый налог просто переложат на плечи торговцев дорогими вещами. А они, в свою очередь, изменять собственную политику ценообразования, заложив дополнительные 10%, а чаще (для перестраховки) 15-20% в цену продаваемого товара», - прогнозирует эксперт.

Что касается ювелирных изделий и драгоценностей, то при покупке в Украине их, вероятнее всего, будут проводить «мимо кассы», занижая реальную стоимость товара. Аналогичная ситуация ожидает и рынок антиквариата.

Ювелиры к дополнительному налогу не готовы. Директор по развитию частной ювелирной мастерской «Ром-Трейд» Елена Ватолина говорит, что за последние пару лет продажи ювелирных изделий, особенно авторских работ, выполняемых на заказ, упали очень сильно: по сравнение с докризисным периодом рынок сжался наполовину. Нововведение автоматически может оставить от него лишь четверть.

«По нашим наблюдениям, цена является существенным фактором, по меньшей мере, для 50% заказчиков, поэтому в последнее время мастерам все чаще приходится делать значительные скидки на свою работу, считая лишь стоимость металла и камней. К тому же, все больше людей приходят уже со своим золотом и камушками, прося сделать из них новые украшения», - комментирует Елена Ватолина.

По ее словам, многие из клиентов, заказывавших раньше платину и бриллианты, в последнее время перешли на серебро и фианиты (синтетические кристаллы на основе циркония).

«Именные и фамильные украшения заказывают сейчас в основном чиновники и депутаты из партии, находящейся при власти. За счет этих заказов и выживают именитые мастера», - рассказал Комментариям ювелир, попросивший не раскрывать своего имени.

Кстати, подробно расписав в законопроекте перечень тех товарных категорий (одежда, обувь, меха, часы, ювелирные украшения, оружие, столярные изделия и ковры), которые попадают под элементы богатой жизни, правительство забыло об услугах. А ведь существует целый ряд различных услуг, которые тоже можно было бы отнести к роскошествам. Все зависит лишь от того, с какой стороны на них посмотреть. Например, почему за квартиру свыше 300 «квадратов» нужно доплачивать, а за ремонт в ней (реальная стоимость которого может оцениваться в полцены квартиры) уже нет?

Другой пример: билеты на самолет в Бразилию, Аргентину или Австралию, запросто могут стоить больше 20 тыс. гривен. Как, впрочем, и билет бизнес-класса в Париж или Вену, купленный в разгар высокого туристического сезона в самый последний момент.

Похожая история и со стоматологическими услугами – протезирование зубов современными материалами стоит очень недешево. Так же, как и «пластика» (например, операции по увеличению груди, или изменению формы носа). Да и вообще большинство операций, предполагающих хирургическое вмешательство, в частных клиниках обходятся довольно дорого. Почему бы тогда не отнести и их к услугам «для богатых» и не обложить дополнительным налогом?