Вскоре после смены власти в Украине поползли слухи о том, что если уж майдановцы крушили памятники Ленину, демонстративно порывая таким образом с советским прошлым, то и советские праздники они тоже отменят. Слухи (их распространяли «антифашистские» сайты) были самыми нелепыми. Мол, 8 Марта, 1 Мая, а уж тем более 9 Мая — «праздник победы большевистских захватчиков» — перестанут быть выходными днями. Что касается Дня Победы, то его, как утверждали «антифашисты», новая власть хочет сделать траурным днем памяти жертв советской оккупации и отмечать его не 9, а 8 мая — «как в Европе». «По аналогии с Европой» — то есть по григорианскому календарю — якобы предлагается отмечать и религиозные праздники. Министерство культуры было вынуждено оперативно опровергнуть поток чернухи, заявив, что никаких законопроектов, приказов и распоряжений об отмене государственных праздников или назначении новых не было, нет и быть не может.
Однако действительно неизвестно, с каким пафосом новая власть будет отмечать День Победы, приходящийся в этом году на разгар президентской кампании, — об этом просто еще никто не думал. Но главное — неясно, что будет означать дата 9 мая для самого общества. Речь не о смысле этой даты, речь о настроении, с которым к ней можно отнестись. Предыдущая власть изо всех сил фетишизировала Дни Победы и освобождения Украины от фашистских захватчиков (отмечается 28 октября) — это вписывалось в концепцию «борьбы с фашизмом». Слыша рапорты чиновников прежнего Минкульта о том, как гор-, рай- и сельсоветы к этим датам подкрашивают монументы и приводят в порядок могилы воинов-освободителей, можно было подумать, что вернулась эпоха застоя. Конечно же, зарядить общество подобным псевдопафосом было невозможно. Кроме того, героическая составляющая такого символа нашей национальной памяти, как «День Победы», давно приватизирована Россией. Все мы хорошо помним высказывание Владимира Путина, что Россия победила бы во Второй мировой войне и без Украины.
На фоне нынешних событий эта фраза, как может показаться, означает полную девальвацию на территории Украины всей символической и знаковой системы проекта «День Победы». Мол, раз уж это «ваша» победа, то и забирайте ее себе. У нас есть свои, новые, реальные, а не кинематографические герои, — «Небесная сотня». И если уж Госкомтелерадио просило телеканалы на время обострения информационной войны с Россией воздержаться от показа фильмов, «пропагандирующих российских правоохранителей и войска специального назначения», то мы вполне обойдемся и без традиционных фильмов о войне.
Однако не все так просто. Действительно, в вихре событий последних месяцев обрели живые краски и реальный смысл такие доселе блеклые понятия, как «война», «героизм», «мирное небо». Абрисы «победы» еще не очень четкие — до воплощения идей Майдана далеко. Собственно, сам Майдан это, если уж пользоваться советской терминологией, не совсем «великий подвиг народа», это скорее великий гражданский поступок. Поскольку его эмоциональный эффект еще свеж, он способен временно заслонить чувства, связанные с Победой, отмечающейся 9 мая. Но эта дата все же важна для общества — даже для той ее части, которая наотрез отказывается воспринимать ее как праздник. Возможно, это единственная ниточка, соединяющая нас с той частью советского прошлого, к которой мы, украинцы, хотим иметь отношение — и как народ-победитель, и как народ, воевавший за свою свободу и независимость. Мы вряд ли готовы эту ниточку оборвать, хотя, кажется, подготовлены к тому, чтобы переосмыслить для себя День Победы. Тем более что осмысливать и переосмысливать в последние несколько месяцев пришлось много чего — новый формат страны, образ Шевченко, утрату Крыма.
Единственное, что мы точно готовы сорвать с себя, — это георгиевскую ленточку. Она давно перестала быть символом памяти о войне, превратившись в знак, отличающий тех, кто питает пророссийские политические симпатии. Нынче же сепаратисты окончательно закрепили за георгиевской ленточкой статус символа оккупации Украины, фашизации общественного процесса.