После долгих лет толчения воды в ступе в вопросах внедрения связи 3G, Нацкомсвязи внезапно родила прорывную инициативу,дающую рынку долгожданную надежду не только на ликвидацию позорного технологического отставания (Украина – единственная страна развитого мира, где нет полноценной связи третьего поколения), но и на выход телеком-рынка из опасно затянувшегося периода стагнации.

Частотный вопрос

Частоты были и остаются главным камнем преткновения в развитии связи 3G в Украине. Главным препятствием (согласно официальной версии) НКРСИ называла упорное нежелание Минобороны расставаться с частотами, необходимыми для развертывания на них связи третьего поколения. Переговоры с военными тянутся много лет, а непостижимая сумма 2,5 миллиарда грн, запрашиваемая ими для конверсии (т. е. перевода оборонной аппаратуры на другой участок частотного диапазона), наталкивает на догадки о присутствии в цепочке фигурантов влиятельного материально-заинтересованного лобби. По состоянию на начало Евромайдана, мяч оставался на стороне военных.

Очевидно, отчаявшись распутывать завязанный Минобороны гордиев узел, мобильщики вместе с НКРСИ решили его разрубить. Предложенный способ не предлагает освоения частот, занятых военными, – вместо этого операторам предлагается запускать 3G на тех частотах, которые они уже используют для GSM-связи. Этот принцип получил название технологической нейтральности – госрегулятор отдаёт частоты в пользование оператору без указания, какую именно технологию связи последний должен использовать в используемом диапазоне.

Однако возможность реализации на практике технологической нейтральности без получения операторами дополнительных частот вызывает скепсис. Связь GSM использует два диапазона – 900 и 1800 МГц, а связь третьего поколения UMTS в общем случае – частоты в диапазоне 2,1 ГГц, которых ни у одного GSM-оператора в наличии нет. В некоторых странах UMTS работает на альтернативных частотах, но насколько этот опыт применим в Украине ― пока неясно.

С другой стороны, операторы могут перепрыгнуть через третье поколение и начать внедрять сразу четвертое — технология LTE хорошо «вписывается» в диапазон 900 МГц. Более того, в этом диапазоне частот сигнал лучше проникает вглубь помещений в условиях плотной городской застройки, а радиус действия соты увеличивается, по сравнению с частотами около 2 ГГц, что несёт очевидную выгоду операторам.

Однако«МТС Украина» не особо рада перспективе запуска технологической нейтральности в текущем виде.По словам Олега Проживальского, директора по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина», если отследить зарубежный опыт введения технологической нейтральности, то сначала внедряется UMTS в диапазоне 2,1 ГГц. «Это позволяет операторам перенести туда часть трафика, и освободить 1800-й диапазон для внедрения LTE, ― объясняет Олег Проживальский. ― Второй логичный шаг ― это рефарминг, т. е. перераспределение частот между операторами. Рефарминг является общепринятой мировой практикой, направленной на создание равных конкурентных условий. Только в этом случае внедрение технологической нейтральности позволит обеспечить предоставление услуг нового поколения для максимального количества абонентов».

В то же время, прямой конкурент «МТС Украина» ― компания «Киевстар» ― видит лишь выгоды от внедрения принципа технологической нейтральности. По словам Андрея Осадчука, директора по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар», принятие этого принципа ― простейший и самый быстрый способ внедрения 3G и 4G. «Если принцип технологической нейтральности будет принят, общество уже в конце 2014 года может получить широкий доступ к использованию сетей нового поколения», ― утверждает Андрей Осадчук.

Стоит также учесть, что против агитаторов за переход сразу на технологию LTE играет тот факт, что смартфонов, которые поддерживают такой тип передачи данных на украинском рынке исчезающее мало. Это возрождает для операторов «проблему курицы и яйца» и может сделать переход сразу на LTE экономически невыгодным.

Однако, по мнению Александра Паращия, руководителя аналитического департамента Concorde Capital, при принятии решения о переходе на 3G или 4G операторы будут руководствоваться, как наличием абонентских устройств и доступностью операторского оборудования, так и такой категорией, как инвестиции в нескорое будущее.

«Пока что спрос на новые услуги связи в стране не создан, а значит подобные проекты могут долго окупаться. Поэтому вполне вероятно, что сети будут строиться с прицелом на долгосрочную перспективу. А значит предпочтение будет отдано более современной технологии LTE», ― считает Александр Паращий.

Лоскутное одеяло

Обсуждая возможное скорое внедрение 3G на существующих частотах, операторы и госрегулятор так и не озвучили едиую позицию рынка относительнорефарминга, без которого запуск связи третьего поколения может оказаться вовсе невозможным.В данный момент узкие полоски диапазона, используемые под GSM, сильно фрагментированы, и карта распределения частот между операторами напоминает лоскутное одеяло. Для качественной связи 3G оператору необходимо иметь монолитный и достаточно широкий «кусок» частот, для чего операторам следует произвести взаимообмен «лоскутными фрагментами».

Член НКРСИ Игорь Сиротенко в кулуарных разговорах неоднократно заявлял, что госрегулятор, мол, не против такой реорганизации, но её не допустят сами операторы, поскольку это будет означать потерю сильными конкурентного преимущества в пользу слабых. Здесь очевидно прослеживается намек на Киевстар, который после приобретения Билайн и Голден Телеком,с молчаливого попустительства АМКУ, сконцентрировалв своих руках больше половины частот в диапазонах 900 и 1800 МГц. Действительно, отказ или затягивание рефарминга крупными игроками вполне может быть рычагом давления на более мелких конкурентов.

Очевидно, этого опасаются в «МТС Украина».Олег Проживальский заявил, что предложенный НКРСИ механизм внедрения технологической нейтральности отвечает интересам только одной компании, которая в случае реализации данного сценария, будет занимать монопольное положение по предоставление услуг скоростного широкополосного доступа.

Между тем, Андрей Осадчук подчеркивает, что«Киевстар» готов обсуждать с другими операторами перераспределение РЧРв установленном законодательством порядке с целью гармонизации всего лицензированы спектра и создания лучших возможностей для внедрения новых технологий всеми операторами. «Такое обсуждение уже происходит между операторами. Мы заинтересованы в том, чтобы все население Украины, независимо от оператора, получило полноценный доступ к новым поколениям связи», ― утверждает Андрей Осадчук.

Очередной блеф?

Прозвучавшая достаточно внезапно инициатива по запуску3G через принятие технологической нейтральности, с одной стороны, даёт рынку и абонентам глоток оптимизма, а с другой – наталкивает на размышления об об очередном «разводе для котят», каковыми телеком-рынок в последние годы изобиловал.

Во-первых, внедрение технологической нейтральности как «обходной маневр» для запуска 3G в стране уже неоднократно озвучивался на протяжении последних лет, но каждый раз отбрасывался как бюрократически нереализуемый. Неподъемная концентрация всевозможных разрешительных бумаг для ведения бизнеса на украинском телеком-рынке отвадила уже не один десяток западных инвесторов и погубила не одну дюжину отечественных игроков. Оператору необходимо получить лицензию на радиочастотный ресурс, и на номерной ресурс, и на радиоэлектронные средства, обеспечивающие электромагнитную совместимость. Более того,операторы до сих пор вынуждены сталкиваться с таким рудиментом, как «лицензия на вид деятельности».Как поясняла Ольга Филлипова, член первых составов НКРС, «таким образом, у нас не просто усложнена система доступа на рынок, усложнена система деятельности на рынке». Поэтому, если технологическая нейтральность будет принята в озвученном виде, ряд вопросов из области госрегулирования до сих пор неясны и ставят под сомнение успех всего предприятия.

Помимо неясности с новыми лицензиями и риска создания нового монополиста, технологическая нейтральность, среди прочего, автоматически вышибает Минобороны из списка претендентов на получение хоть каких-то средств от телеком-рынка. Предположим, что сумма в 2,5 млрд. действительно была абсурдной, и таким образом силовики набивали себе цену или закладывали «откат» в интересах старой власти. Но сейчас в стране складывается драматическая ситуация, а острая нужна военных в материальных средствах для поднятия обороноспособности вполне очевидна. В данной ситуации вполне вероятно экстренное вмешательство первых лиц государства, которые решат, что лучше пусть Минобороны получит от телеком-рынка хоть что-нибудь в обмен на частоты. А это, опять-таки поставит крест на технологической нейтральности, но в то же время реанимирует многострадальный «частотный аукцион» и возвращает реализацию 3G в стране в первоначальное русло.

И, наконец, нельзя исключать гипотезу, что внезапная прогрессивная инициатива НКРСИ – ничто иное, как попытка членов Комиссии уцепиться за кресла, выслуживаясь перед новой властью и обществом. В условиях стремительного демонтажа старой чиновничьей системы, очевидно, что члены Нацкомисии сейчас ощущают определенный дискомфорт. Уже в открытую звучат публичные призывы к люстрацииНКРСИ. А еще за месяц до бегства Януковича эксперты высказывали предположение о грядущей скорой и неизбежной ротации всех чиновников, которые были «заведены» в органы власти при участии бывшего главы президентской администрации Лёвочкина. А в их числе — большинство нынешнего состава НКРСИ.

В результате простейший на первый взгляд механизм перехода украинских мобильных операторов на новые технологии поднял целый пласт проблем, копившихся в отрасли годами. И уже сейчас можно сделать вывод, что идея технологической нейтральности, призванная «с наскока» ― быстро и безболезненно ― запустить в стране 3G и 4G, неизбежно приведет к необходимости решения давно накопившихся вопросов.