Можно ли построить новый дом из гнилых обломков старого? Можно. Но он развалится гораздо быстрей. Кадровая политика новой украинской власти требует ответов на вопросы: что такое перезагрузка власти, что значит системные изменения, кого прежде всего должна затронуть люстрация и кто должен быть основной целью борьбы с коррупцией? И если ответ на эти вопросы не будет дан немедленно, украинскую революцию ожидает сценарий Египта или Октября 1917-го.
На ключевые посты в большинстве государственных учреждений назначаются люди, занимавшие высокие должности и при старой власти. И это можно было бы объяснить тем, что власти нужны профессионалы, ведь системной подготовки государственных служащих в Украине никогда не имелось. Многие узлы государственного аппарата всегда находились в ручном режиме управления, поэтому разобраться в этом хаосе может только человек, который приобрел долгий опыт работы в системе. Это понятно. "Военспецы" нужны каждому революционному режиму. Но то, что происходит в десятках государственных организаций, сегодня совсем не похоже на ротацию власти с привлечением советников, экспертов и помощников. Зачастую происходит встраивание одного-двух новых лиц в дружные фаланги тех, кто обслуживал финансовые схемы криминальной власти Януковича. Тех, кто годами сидел на "схемах", тех, кто верой и правдой служил кошельку "Семьи". Люди, ставившие подписи на финансовых документах при Януковиче, когда каждая транзакция сопровождалась откатом, когда каждая государственная услуга и подпись "обилечивались" по мафиозным тарифам, снова получают в свои руки право распоряжаться государственным имуществом и деньгами.
Неслучайно торжественно представленные Люстрационный комитет и Антикоррупционное бюро не являются приоритетами новой власти. Они по-прежнему остаются группами энтузиастов, бросившими вызов Левиафану.
Егор Соболев, глава Люстрационного комитета: "Я категорически против превращения люстрации в охоту на ведьм. Люстрация и работа моего комитета рассчитаны на очень короткий период. Люстрация имеет цель отстранить навсегда от возможности занимать государственные должности и баллотироваться в органы самоуправления и законодательной власти тех лиц, которые превратили Украину в мафиозную клоаку. Подчеркиваю, люстрация — это не тюрьма, это не ущемление прав человека. Это гарантия того, что люди, которые себя дискредитировали, опозорили страну, прямо или косвенно причастны к коррупционным схемам и ущемлению демократических свобод, больше никогда не смогут принимать решения в этом государстве".
В украинских условиях люстрация должна быть персональной. Потому что от управления государством следует отлучить не только тех, кто ставил подписи и на кого есть улики, а и заказчиков, и организаторов преступных действий. Исходя из этого, я вижу несколько этапов осуществления люстрации.
1. Немедленное голосование за закон о люстрации госслужащих, принимавших решения о силовых акциях против граждан в ходе революции, который Соболев уже подал в Верховную Раду, и который Рада почему-то не торопится принимать. Люстрационный комитет предлагает прежде всего люстрировать Януковича, Клюева, Захарченко, Якименко, Портнова, Лукаш. Следует создать прецедент.
2. Отстранение от власти судей, прокуроров, сотрудников милиции, принимавших решения о политических репрессиях против активистов в ходе революции.
3. Отстранение от власти сотрудников правительства, Нацбанка, органов исполнительной и судебной власти, причастных к коррупционным финансовым схемам и наполнению "общака" Януковича.
4. Снятие депутатской неприкосновенности с отдельных народных депутатов, которые фальсифицировали голосование за законы 16 января, — это Игорь Калетник, Владимир Олийнык, Вадим Колесниченко, Олег Царев.
Почему ответственность должна быть персональной? Без персонализации отлучить от власти "смотрящих" будет невозможно.
Государственная система в Украине сегодня уничтожена. Криминально-бюрократические группировки 23 года разлагали госаппарат, а "смотрящие" Януковича довели процесс до логического конца — окончательно девальвировав значение и смысл государственных институтов. Карточный домик Януковича рухнул, потому что основные функции державы — перераспределение финансовых потоков для жизнедеятельности общества и системы безопасности —полностью перешли в руки мафии. Государственные процедуры утратили смысл, государство перестало быть арбитром, защитником, созидателем. Сегодня в высоких кабинетах поменялись таблички, а среднее и низшее звенья госуправления полностью деморализованы. В условиях войны и жесточайшего кризиса власти нужно выстраивать новую кадровую систему. Где основной мотивацией снова должен стать закон — а не бандиты с битами.
Сегодня появилось много правозащитников, твердящих о "правовом государстве", о необходимости крайне аккуратного и выборочного применения против представителей старой власти санкций и преследования новой властью. Но ведь на самом деле никаких репрессий, по сути, новая власть и не производит. Более того — вопрос привлечения к ответственности в Украине не может рассматриваться с точки зрения исключительно буквы закона. Справедливость в Украине можно обеспечить, если государство примет политико-правовое решение по привлечению к ответственности лиц, причастных к работе основных коррупционных схем в государственных ведомствах.
Здесь неизбежно сравнение с опытом Грузии. Михаил Саакашвили также не имел возможности предъявить претензии теневым мафиозным боссам — они оставались вне закона, они не ставили подписи, работали вне систем контроля, без ответственности. Но реформы были бы невозможны, если бы государство не отстранило всех тех, кто его грабил. И потому грузинские законы и решения органов юстиции были привязаны не к статьям кодекса — а к именам мафиози.
Ответственность должна быть персональной, нельзя судить систему "стрелочников". Нельзя сажать только тех "зицпредседателей", которых специально нанимали на случай "шухера".
Сегодня вопрос борьбы с мафией Януковича имеет принципиальное для государства значение именно потому, что основная цель люстрации и борьбы с коррупцией заключается не только и не столько в наказании многих тысяч чиновников, бандитов и бизнесменов, прямо работавших на "общак" Януковича, сколько в отстранении их от власти. Само присутствие "схемщиков" и их подельников в высоких кабинетах в каком-либо статусе — это глубочайшая дискредитация государства. Если знания бандитов и воров так уж необходимы — им никто не запрещает высказывать свои замечания и рекомендации. Но они не должны иметь права ставить подписи под государственными решениями. Неопытного, но морального человека можно научить, можно спросить, можно приставить к нему советников. Профессиональному шулеру ничего объяснять не надо, у него одна мораль — тырить и отмывать.
Как можно говорить о борьбе с коррупцией, если не объявлены в розыск, не привлекаются к ответственности и не ходят на допросы Александр Янукович, Юрий Иванющенко, Александр Клименко, Сергей Арбузов, Сергей Курченко, Иван Аврамов, Борис Кауфман, Раиса Богатырева, Юрий Колобов, Николай Присяжнюк, Сергей Клюев, Александр Вилкул?
Как можно говорить о борьбе с коррупцией, если разграбленный Курченко "Брокбизнесбанк" Верховная рада предлагает национализировать? То есть создавать новый бездонный "Родовид", и за госсчет спрятать все преступления и покрыть все убытки?
Как можно говорить о борьбе с коррупцией, если в Генеральной прокуратуре сохраняются все те же заместители генпрокурора, жившие там и зарабатывавшие при всех режимах, такие как Голомша и Баганец? Да и сам генпрокурор — не из подарочного магазина. Когда на должность прокурора Киева, Львова и других городов и областей назначаются наиболее одиозные личности, скандально известные при прошлой власти, такие как Лупеко?
Как можно говорить о борьбе с коррупцией, если в высшем хозяйственном суде по-прежнему заседает Артур Емельянов — правая рука одиозного Татькова, превратившего Высший хозяйственный суд в гнездо коррупции и беспредела?
Как можно говорить о борьбе с коррупцией, если заместителем начальника таможенной службы назначен Сергей Семка? Это блестящий профессионал, однако он был одним из руководителей таможни и несет ответственность за все, что происходило в ней последние четыре года.
Как можно говорить о борьбе с коррупцией, если начальники милиции, назначаемые в области, первым делом начинают собирать дань и выстраивать коррупционные вертикали, а народ приходит их свергать?
Посмотрим на конкретный пример, как сохранение старых скомпрометированных кадров в министерствах наносит прямой ущерб уже новой Украине.
Так, в Министерстве аграрной промышленности после прихода власти не поменялось практически ничего. У нового министра Швайки, говорят, даже секретарши остались от бывшего министра Присяжнюка. А сам Присяжнюк стал… советником министра! И уже мелькает в рекламных программах на ТВ, рассказывает про посевную. Напомним, Николай Присяжнюк — одна из наиболее одиозных и наиболее близких к Януковичу личностей. Аграрный кошелек Семьи. Партнер Юрия Иванющенко, Александра Януковича и Сергея Арбузова в деле "освоения" многих отраслей сельского хозяйства. Именно Присяжнюк провалил долгосрочный контракт на поставку украинской пшеницы в Китай — на три миллиарда долларов, которые Украина на супервыгодных условиях получила от Китая. И теперь вокруг китайской темы вьются люди Иванющенко — Филиппенко и Вовчук. Способные…
Новая власть объявила призыв добровольцев для защиты Украины от внешней агрессии — и 40 тысяч граждан сами пришли в военкоматы, покупая попутно бумагу и конверты для военкомов, чтобы нищая армия могла поскорее призвать их на службу. Но власти не объявили призыва добровольцев, чтобы строить государство и спасать от агрессии мафии, разъедающей страну изнутри. Уверен, что спасать страну вышли бы тысячи юристов и экономистов, не имеющих опыта работы в государственных учреждениях, но ненавидящих коррупцию и беспредел. Не имеющих ничего общего со сворой тех "профессиональных" управленцев, которые как саранча сожрали эту страну изнутри.
Поймите, общество изменилось необратимо! Если власть не изменится сама, значит изменять ее придет человек с ружьем, и те, кто пришел не строить, а воровать, услышат: "Эй, которые здесь временные", — очень скоро. Не дай Бог…