Кабинет Министров объявил в Украине старт новой «эпохальной» реформы. Под условным названием - «борьба за безопасность на дороге». Ради успеха дела премьер-министр Николай Азаров еще в понедельник посетил столичную автошколу. Чтобы уже в среду на заседании раздать подчиненным поручения по подготовке новой «дорожной» 4-летней Концепции и 8-летнего Плана действий по безопасности на дорогах.
Основную суть нововведений глава Кабмина очертил еще в среду: все начинается с автошколы, поэтому, в первую очередь, нужно «поработать» с ними.
«Требования к качеству подготовки водителей и к экзаменам для получения удостоверения водителя нужно усилить. Повысить критерии аккредитации автошкол. Возможно, предусмотреть более жесткие санкции за «брак» в подготовке». Ведь на самом деле каждая авария по вине водителя – это в какой-то мере «брак» в работе тех, кто его готовил к участию в дорожном движении. Необходимо создать национальную информационную систему, которая позволит дать оценку каждой автошколе в зависимости от того, сколько ДТП случилось по вине ее выпускников», - объяснил «план» нововведений Николай Янович.
Спору нет - необходимость в радикальных изменениях на дорогах Украины назрела давно. А то и перезрела, если судить по цифрам статистики. А цифры говорят такое: Украина вторая (с конца) в Европе по смертности в ДТП. В нашей стране, в сравнительных цифрах, в год случается в 5 раз больше аварий, чем, скажем в Германии. А в этой стране, к примеру, система обучения вождению где-то напоминает украинскую: те же автошколы, та же теория с практикой, те же экзамены.
«В нашей автошколе научится водить невозможно», - рассказывает «Комментариям» Виктор. Он три дня в неделю обучает учеников киевской автошколы вождению. А остальные три дня занимается частными уроками. «В автошколах и занижены нормы обязательных уроков вождения, и машины устаревшие, мягко говоря. Я работаю в школе только для того, чтобы «подобрать» свою клиентуру».
Кстати, сегодня в Киеве записаться к частному инструктору по вождению не так-то и просто. У многих учителей уроки расписаны на несколько недель наперед. Да и цены «непростые» – в среднем около 20 долларов за урок (полтора часа). Правда, эта расценка где-то соответствует и уровню цен обычных автошкол. Ведь за последние пять лет их услуги в столице (да и по всей Украине) подорожали в три-четыре раза. И закончить сегодня автошколу в среднем стоит 500-600 долларов.
«Кто хочет, тот и сегодня может взять в автошколе дополнительные уроки и подогнать свой уровень вождения. Учителя всегда готовы помочь. Кстати, сами автошколы ведут статистику ДТП своих учеников. И для успешных автошкол это дополнительная реклама. Но внедрять эту шкалу официально, на мой взгляд, было бы неправильно», - говорит преподаватель киевской автошколы Руслан. «Многое же зависит не от преподавателя, а от ученика. То есть, важно не только качество обучения, но и качества водителя. Поэту вводить шкалу брака некорректно», - считает генеральный директор «Ассоциация страхователей Украины» Леонид Хорин.
В свою очередь страховщики обращают внимание, что самыми дисциплинированными водителями на дорогах являются «зеленые» выпускники автошкол. «У каждой страховой компании свои расчеты при автостраховке. Если говорить о градации, то для водителей со стажем до 1 года они максимальные, при страховании водителей со стажем от 2 до 10 лет этот процент не учитывается, а после 10 лет, наоборот существует скидка. Но как показывает практика, самые дисциплинированные водители – те, кто имеет опыт до года - они еще всего боятся, очень аккуратно ведут себя на дороге. А вот после 2 лет езды они начинают чувствовать себя «профи», и максимальное количество страховых случаев приходится именно на этих водителей», рассказал «Комментариям» Заместитель директора департамента клиентского сервиса СК «Украинская страховая группа» Игорь Ваулин.
То есть, получается, что выпускники автошкол выходят на дорогу дисциплинированными водителями. Но теряют эти навыки после близкого знакомства с украинской действительностью. Это когда становится очевидным, что соблюдать правила дорожного движения нет необходимости. Ведь все равно придется привыкнуть «правильно» общаться и с ГАИ, и с авто с «блатными» номерами, заправляться на АЗС «бодягой» и выживать среди ям на «европейских» дорогах Украины. А еще наблюдать помпезные кортежи наших «слуг народа», которым, как известно, правила не писаны. Так почему эти правила должны выполнять другие?
Кстати, полтора года назад автошколы массово проходили перелицензирование. Все закончилось очередным повышением цен за обучение для будущих водителей. Да и ростом «расценок» в МРЭО за сдачу экзаменов. Но вот статистика ДТП все равно почему-то не улучшилась.