Слоганы о реформировании и реорганизации одного из самых коррумпированных секторов украинской аграрной промышленности — спиртовой отрасли — активно эксплуатировала власть во все времена. Со сменой политической элиты, как правило, сразу же становится актуальным вопрос о выведении «из тени» государственной монополии «Укрспирт».
Стоящие у руля озадачены остановкой незаконного оборота, увеличением объемов экспорта этанола и запуском годами простаивающих мощностей по его производству. Деятельность госпредприятия «Укрспирт» (ранее госконцерна) в разное время связывали с несколькими олигархическими группами.
В СМИ активно обсуждалась то степень влияния на отрасль экс-Министра экологии и охраны окружающей среды, крупного бизнесмена Николая Злочевского, то не менее одиозного «регионала» Юрия Иванющенко (Енакиевского), которому по информации игроков рынка водки, «Укрспирт» был отдан «на откуп» Виктором Януковичем во времена президентства последнего.
Новая провластная коалиция, сформированная в феврале после революции, также поставила перед собой и страной задачу по борьбе с организованной преступностью в спиртовой отрасли. Однако проводить люстрацию ВО «Свобода» (а именно этой политсиле досталась квота на назначение руководителей в секторе АПК) начала своеобразно. Так Министр аграрной политики и промышленности Игорь Швайка назначил главой ГП «Укрспирт» Михаила Лабутина.
Учитывая, что господин Лабутин с 2010 года занимал должность заместителя гендиректора ГП «Укрспирт», назначение несколько неоднозначное. Помимо того, что он работал в команде ставленников Виктора Януковича, на посту заместителя гендиректора ГП «Укрспирт», в ведении Лабутина находилось развитие биоэтанольного направления.
В этом перспективном секторе Михаил Лабутин имеет собственный интерес — он является собственником компании «Энергетические стратегии и биотехнологии» (г. Черновцы), специализирующейся на торговле биотопливом. Примечательно также и то, что в период его работы в «Укрспирте» господин Лабутин реализовывал свои бизнес-интересы путем уничтожения лучших предприятий в отрасли.
Например, после того, как ему удалось утвердить на посту директора Лохвицкого спиртового комбината (Полтавская область, перепрофилирован на выпуск биоэтанола) своего ставленника, на заводе была налажено производство нелегального или «черного» спирта, что зафиксировано актами проверок тогдашнего КРУ. После этого завод остановлен и уже несколько лет не работает.
Та же участь постигла и Карапчевский спиртзавод (Черновицкая область), которым тоже руководил менеджер, подконтрольный господину Лабутину. В результате ревизии со стороны контролирующих органов был выявлен факт хищения спирта в размере 40 тыс. дал, на сумму более 4 млн. грн., что подтверждено соответствующими актами. Однако до сегодняшнего дня Лабутин и Компания не понесли ответственности за хищения спирта на Лохвицком и Карпачевском спиртовых заводах.
С подачи Швайки, заместителем главы ГП «Укрспирт» был также назначен не новый для «Укрспирта» менеджер. Виктор Панков возглавлял Укрспирт несколько месяцев в 2012 году, потом экс-министр АПК Николай Присяжнюк заменил его Александром Хартом. Впрочем, с 2009 года господин Панков занимал должность замгендиректора по юридическим вопросам в «Укрспирте». По факту его деятельности на руководящих должностях Антимонопольный комитет провел расследование, в ходе которого был выявлен факт завышения стоимости пищевого этанола в 1,5 раза. При этом, даже с учетом необоснованного завышения цены на спирт, на доходах госпредприятия это никак не отразилось.
Соответственно, вопросы — почему «Свобода» не люстрирует Лабутина и Панкова — менеджеров Юры «Енакивеского» — Януковича в Укрспирте, и в чьем кармане оседала и продолжает оседать выручка от реализации спирта — остаются без ответа до сих пор.
Неутешительные показатели
Финансово-экономические показатели спиртовой отрасли, непосредственно, «Укрспирта» демонстрируют отрицательную динамику с середины 90-х годов. Однако начали резко ухудшаться в 2010 году с началом реорганизации концерна в госпредприятие. На сегодня разница в объемах производства и, главное, реализации значительна. Так, в 1996-м году концерн объединял 78 спиртовых заводов и 27 ликеро-водочных предприятий с объемом производства в 61 млн дал и реализацией в почти 52 млн дал. К 2014 году объем производства и сбыта пищевого спирта для производства алкогольных напитков сократился почти на 40%.
Начатая 4 года назад реструктуризация отрасли, привела к тому, что на сегодня эксплуатируются лишь 36 заводов; на их базе сформированы 38 структурных единиц ГП «Укрспирт» и все их имущественные комплексы переданы на его баланс. Тем временем, МинАПК сообщает, что до сих пор остаются не реорганизованными, то есть, не переданы госпредприятию, 29спиртовых заводов.
По данным ведомства, помехой реструктуризации стали начатые на этих предприятиях процедуры банкротства и, соответственно, арбитражные управляющие не «дают добро» на передачу имущества на баланс госпредприятия из-за почти миллиардной кредиторской задолженности предприятий. Эта сумма почти в 8 раз превышает стоимость их активов — она оценивается в 120 млн грн. Впрочем, это не помешало Министерству в текущем году начать процесс ликвидации юридических лиц 13 из этого списка предприятий. Директора заводов отказались прокомментировать ситуацию.
Впрочем, в неофициальной беседе представители 4 из них рассказали корреспонденту, что за последние несколько месяцев под прикрытием ликвидации и санации руководство ГП «Укрспирт» начало распродавать активы заводов. «Приезжают какие-то люди и, прикрываясь распоряжением гендиректора, просто вырезают и вывозят оборудование, тем самым, делая все, для того, чтобы завод никогда не вернулся к запуску производственных мощностей. Это оборудование стоит миллионы гривен», — сетует один из собеседников. «Нас сознательно банкротят. На тех линиях, которые еще остались, меня заставляли запустить производство „левой" водки. После того, как я не согласился, меня уволили», — рассказал один из бывших директоров.
Плачевные результаты
Возможно, выходом из ситуации могла бы стать анонсированная премьер-министром Арсением Яценюком приватизация активов «Укрспирта». Против этого выступает МинАПК в лице Игоря Швайки, который подал в Кабинет министров аналитическую записку. В документе отмечается, что приватизация спиртовых заводов возможна лишь после завершения реорганизации госконцерна в госпредприятие. Публично выступил против приватизации и Михаил Лабутин.
В начале сентября в интервью «Интерфакс-Украина» он заявил, что при оптимизации работы спиртовой отрасли, через год активы госпредприятия могут стоить 10 млрд долларов. Однако за этими словами стоит не желание провести полноценную дерегуляцию и модернизацию мощностей «Укрспирта», а опасения господина Лабутина расстаться со сверхприбылью, которую они ему приносят.
Дело в том, что передача предприятий спиртовой отрасли в частные руки повлечет за собой модернизацию оборудования, а точнее замену энергоемких технологий энергосберегающими. Все это естественно приведет у удешевлению этанола, поскольку затраты на его производство существенно сократятся.
Таким образом, в результате «взвешенных» действий МинАПК и руководства ГП «Укрспирт» из 36 заводов по итогам первого полугодия работающих предприятий осталось 17. При этом, большинство из них были загружены полностью лишь 2-3 месяца. За январь-июнь они произвели 6,5 млн дал этанола, что на почти 25% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Объемы реализации при этом сократились на 12,5%, — до 6,3 млн дал. Примечательно, что МинАПК, отчитываясь перед правительством, демонстрирует рост доходов ГП «Укрспирт»: 26,4 млн. грн. по итогам 2013 года против 24 млн. грн. в 2012 году.
А в первом полугодии текущего года спиртовой отрасли уже удалось выручить порядка 12 млн. грн. Вместе с тем, причины такой дебетности неясны, поскольку рынок сбыта пищевого спирта значительно сократился. Так, по данным Госстата, за пять месяцев нынешнего года объемы производства водки сократились на 77% (с учетом аннексии Крыма) по сравнению с январем-маем прошлого года. В июле выпуск водки снизился на 46,5% по сравнению с июнем.
Каким образом разворовывается государственная спиртовая монополия?
В чьих карманах оседают разворованные денежные средства ГП «Укрспирт»?
Кто является покровителями нынешнего руководства «Укрспирт» в фискальных и контролирующих ведомствах?
Почему «Свобода» не люстрирует Лабутина и Панкова — менеджеров Юры «Енакивеского» — Януковича в Укрспирте?
Кому выгодно блокирование программы развития производства биоэтанола и альтернативного топлива в «Укрспирте», не принятия мер по уменьшению энергетической зависимости (газовой, нефтяной) от России?
Эти и другие вопросы заслуживают отдельного детального рассмотрения в последующих статьях.
А о том, что масштабы воровства увеличиваются каждый месяц в геометрической прогрессии, свидетельствует хотя бы тот факт, что в государственный бюджет не поступило более 100 млн грн налога на прибыль, о чем в конце августа публично заявлял заместитель председателя Государственной фискальной службы Владимир Хоменко.