Со временем острые углы сглаживаются. Видимо, именно такой вывод сделали парламентарии, говоря о необходимости вернуться к обсуждению резонансного законопроекта «О гарантиях государства в отношении исполнения судебных решений» (р. №9127), поданного Кабмином в сентябре 2011 г. 16 мая этого года Комитет ВР по вопросам правосудия обратился к спикеру, главам депутатских фракций и групп с просьбой ускорить рассмотрение этого законопроекта, и 24 мая этот вопрос был включен в повестку дня текущей сессии. Поводом для принятия этого законопроекта чиновники, как и раньше, называют реализацию требований, изложенных в пилотном решении Евросуда по правам человека по делу «Юрий Иванов против Украины» (констатировавшем проблему систематического неисполнения в Украине решений судов). Однако нельзя забывать, что осенью 2011 г. законопроект №9127 вызвал массовые протесты «чернобыльцев» и «афганцев», поскольку ставил под удар социальные гарантии граждан. Но справедливости ради стоит отметить, что удар этот заключался в переходных положениях, которыми вносились изменения в «социальные» законы.

Больше нечего терять

Основная часть проекта содержит действительно позитивные новации. Упраздняется мораторий на принудительную реализацию имущества госпредприятий и предприятий ТЭК. Вводится механизм гарантирования исполнения решений судов: решения, где ответчиком выступают государство, государственный орган или госпредприятие, должны исполняться автоматически путем направления исполнительного листа и реквизитов взыскателя непосредственно в Госказначейство. Таким образом, гражданину не нужно будет обращаться в Государственную исполнительную службу - судебное решение выполняется казначейством путем списания средств со счетов должника. Предусмотрена и компенсация: если с момента обращения лица пройдет более трех месяцев, компенсация может составить 3% годовых.

Дискуссии вызывали переходные положения. В изначальном тексте законопроекта содержались изменения к законам «О милиции», «О прокуратуре», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», согласно которым конкретные размеры социальных льгот и порядок их выплаты должны были устанавливаться правительством, а не упомянутыми законами. Отвлечь внимание от таких новаций было решено, дополнив законопроект при подготовке ко второму чтению переходными положениями иного содержания, в которых сказано, что этот документ начнет действовать со дня вступления в силу закона об оптимизации размера государственных соцгарантий с учетом доходов Госбюджета, но не ранее 1 января 2013 г. Однако, во-первых, закона «Об оптимизации размера государственных социальных гарантий» еще нет и в помине, а во-вторых, размер и порядок этих гарантий вновь будет устанавливаться Кабмином. В итоге все закончилось лишь баталиями законодателей вокруг разработанной Минюстом инициативы - накануне грядущих парламентских выборов, естественно, нет желания портить имидж в глазах общественности.

Теперь же социальное напряжение по поводу проекта спало: правительственные льготы были воплощены в жизнь, но другим способом. Свою точку зрения высказал Конституционный суд в решении от 26 декабря 2011 г., и она совпала с мнением, что КМУ может регулировать размер льгот в ручном режиме. Несмотря на то, что ранее КСУ неоднократно принимал решения, в которых признавал отдельные положения законов о Госбюджете (об остановке действия или ограничении льгот, компенсаций и гарантий) несоответствующими Конституции, на этот раз судьи нашли новые аргументы. По мнению КСУ, предусмотренные законами социально-экономические права не являются абсолютными, а механизм их реализации может быть изменен государством из-за невозможности финансового обеспечения. И Кабмину уже ничто не помешает устанавливать размеры соцвыплат самостоятельно. Такие положения, кстати, есть в Законе «О Государственном бюджете на 2012 год», где в п. 3 Заключительных положений сказано, что Кабмин может устанавливать размеры льгот, исходя из текущих финансовых ресурсов страны.

Все это время Комитет Министров СЕ, ответственный «контролер» выполнения пилотного решения Евросуда, наблюдал за ситуацией в Украине. У нас было целых два года, чтобы принять соответствующие меры, но в итоге мы получили от ЕСПЧ констатацию: Украина не сделала ничего, чтобы решить свою проблему. 21 февраля 2012 г. ЕСПЧ принял решение возобновить рассмотрение заявлений, которые касаются вопроса невыполнения решений национальных судов. Таким образом, сегодня ничего не мешает спорный законопроект №9127 принять. Тем более, по словам членов Комитета ВР по вопросам правосудия, который в скором времени официально уполномочат следить за исполнением вердиктов ЕСПЧ, Комитет Министров СЕ во время своего мартовского заседания призвал украинскую власть неотложно предоставить пересмотренный вариант законопроекта №9127 и график его принятия. В ответ украинские чиновники отметили, что упомянутое решение КСУ должно облегчить эту задачу.

ЕСПЧ - двигатель украинского законодательства

Проблема неисполнения решений национальных судов вовсе не единственная. Вслед за «Юрий Иванов против Украины» последовало квазипилотное решение ЕСПЧ в деле «Харченко против Украины» о нарушении сроков содержания под стражей без приговора суда. Потом - об использовании админареста для «способствования даче показаний» в уголовном деле. Последним «китайским предупреждением» стало пилотное решение в деле «Каверзин против Украины», принятое 15 мая 2012 г. В этом решении ЕСПЧ, по сути, «махнул на Украину рукой» - не указав конкретные меры, которые следует применить нашему государству, он только констатировал, что разработка плана приемлемых мер, которые смогут устранить эту проблему, а также срок их разработки будет компетенций Комитета Министров СЕ совместно с Украиной.

Что касается сути решения. В 2003 г. гражданин Александр Каверзин, который был осужден к пожизненному заключению за убийство семи человек, обратился в ЕСПЧ с жалобой на жестокое обращение со стороны украинской милиции и нарушение ст. 3 Конвенции (пытки, в результате которых он потерял зрение). ЕСПЧ принял пилотное решение по этому делу и присудил выплатить гр. Каверзину 40 тыс. евро компенсации, а также призвал Украину решить проблему, связанную с применением Конвенции по этому вопросу. Кроме того, ЕСПЧ указал, что украинская власть ответственна за ненадлежащее расследование таких случаев, и призвал принять срочные меры. Как пояснил правительственный Уполномоченный по делам ЕСПЧ Назар Кульчицкий, Евросуд констатировал жестокое обращение с людьми со стороны органов внутренних дел, а также отсутствие эффективного расследования со стороны правоохранительных органов, в частности, прокуратуры. Как отмечает Евросуд, в основном люди подвергаются жестокому обращению с целью получения «явки с повинной», которая впоследствии используется национальными судами как одна из основных составляющих обвинительного приговора, несмотря на прямой запрет использовать доказательства, добытые незаконным путем. «Проведение эффективного расследования этой категории дел невозможно без реформирования органов прокуратуры и разделения функций по расследованию случаев жесткого обращения и по поддержке государственного обвинения в суде», - подчеркнул г-н Кульчицкий. Есть надежда, что в новом законе «О прокуратуре» эту проблему учтут и урегулируют. Но очень грустно, что отечественные законодатели активизируются только после принятия решений международным судебным учреждением. Очевидно, это не совсем эффективный принцип работы, поскольку возникновение проблем нужно предупреждать. В ином случае очередных неутешительных выводов Европейского суда не избежать.

На контроле у Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека

Проблеме выполнения решений ЕСПЧ в Украине уделяется внимание на каждом заседании Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека. Последнее такое заседание состоялось 21 мая 2012 г. в Париже. Член этого Комитета Сергей Кивалов, представляющий украинский парламент, рассказал, что юридический Комитет ПАСЕ очень интересует, как Украина исполняет решения Европейского суда: «На прошлом заседании, 26 апреля, председатель юридического Комитета Кристофер Чоп поручил мне проинформировать депутатов Совета Европы о дальнейшем рассмотрении в Верховной Раде Украины проектов законов «О гарантиях государства в отношении исполнения судебных решений» (р. №9127) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины для обеспечения права человека на пересмотр судебных решений» (р. №10001). Это именно те проекты, которые направлены на усовершенствование порядка исполнения Украиной решений Европейского суда по правам человека. Я предоставил соответствующую информацию руководству Комитета».

Проблема, которую призван решить законопроект №10001, принятый во втором чтении 24 мая 2012 г., состоит в том, что законодательством не определена процедура пересмотра решений по делам об админправонарушениях в случае установления ЕСПЧ нарушений со стороны нашего государства (в КУоАП отсутствует соответствующая норма). Поскольку ЕСПЧ в деле «Корнев и Карпенко против Украины» установил нарушение ст. 6 Конвенции во время рассмотрения национальным судом дела об административном правонарушении и указал, что способом устранения нарушения должно быть урегулирование процедуры пересмотра таких дел, возник вопрос об урегулировании этого пробела. Законопроект №10001 как раз и вносит в Кодекс об админправонарушениях соответствующие изменения. Соавтор документа С. Кивалов подчеркнул, что за принятие этого проекта выступил Верховный Суд, на рассмотрении которого уже сейчас находится упомянутое дело. По словам г-на Кивалова, «нам просто необходимо рассмотреть и поддержать этот законопроект. Тогда Верховный Суд сможет пересмотреть решение суда в связи с признанием ЕСПЧ нарушений Конвенции по делу «Корнев и Карпенко против Украины».