Мой знакомый, сын одного из экс-вице-премьеров, увлечен экстремальным вождением и спортивными машинами. Он убежден, что в Украине даже зимой можно ездить на пижонистых авто, ведь главное - не качество дорог, а умение управлять автомобилем.
В начале этой зимы мажор поспорил с другом, что проведет зиму в Киеве, не меняя спортивный седан Porsche Panamera S на что-то другое, и не оставив на нем ни царапины. Еще несколько дней, и он выиграет: машина по-прежнему в целости и сохранности.
Дело в том, что в канун нового 2013 года автолюбитель вышел к своему Porsche, прошелся по травмоопасному катку - дорожке внутри двора в центре Киева, неудачно поскользнулся на льду, упал и... сломал ногу. Последние полтора месяца он передвигался в такси, наблюдая, как другие портят свое имущество на киевских дорогах, и рассматривая из пассажирского окна, на чем же ездят украинцы. Обескураженный, он отметил: в этом году с улиц Киева исчезла едва ли не половина дорогих спортивных "тачек", которыми пользовались состоятельные люди. Они бережно прячут их в гаражах или продают.
Развал украинских дорог начался в 2010 году с благой идеи: отмены транспортного налога. Налог с 1 января 2011 года отменили, разрушив заодно исторически сложившуюся систему финансирования дорожного хозяйства. Еще недавно государственные и межобластные дороги ремонтировались за счет поступлений от акциза на нефтепродукты, автомобили и шины. Дороги коммунальные - за счет транспортного сбора, а местные бюджеты зависели от количества зарегистрированных автомобилей. Соответственно, самый большой бюджет был в "Киевавтодоре", поскольку в Киеве зарегистрировано самое большое количество автомобилей в стране. Бывший министр инфраструктуры Борис Колесников разрушил эту систему, отменив транспортный налог и подчинив большую часть коммунальных дорог "Укравтодору".
С 2011 года городские и районные бюджеты не распоряжаются бюджетом на ремонт дорог и получают соответствующие субвенции из госбюджета. Как водится в Украине, прикрываясь национальными интересами, в 2011 и 2012 годах большая часть расходов на дороги была брошена на подготовку к "Евро-2012". Строились трассы между принимающими городами и объездные дороги в Донецке и Днепропетровске, возвращались миллиардные долги "Укравтодора". Последствия такой централизации не заставили себя долго ждать. Сотни километров автодорог, которые не ремонтировались последние три года, просто не пережили последнюю зиму. Особенно ярко это видно на трассе Бровары - Сумы, на участке одесской трассы между Киевом и Уманью и на дорогах в большинстве областных центров. Местные мэры, даже если хотят ремонтировать дороги, не могут это сделать, поскольку они привязаны к сумме дотаций из госбюджета. Единственный для них выход - брать кредиты, и за эти деньги ремонтировать дороги, как это делает, например, мэрия Ивано-Франковска. При этом нет никаких гарантий, что у города в будущем будут средства для погашения этого займа.
Одна из причин, почему так вышло, - массовая неуплата акцизов на нефтепродукты, ведь сумма дотаций на ремонт дорог привязана к поступлениям от акцизов. В 2010-2011 годах около 4 млрд грн пошлин и налогов не уплатили компании, связанные с "Ливелой". А госбюджет в 2012 году недополучил более 4 млрд грн из-за сокращения легального импорта бензина и работы схем по уклонению от уплаты налогов на рынке моторных бензинов. Об этом говорится в письме Минфина в адрес Миндоходов от 24 января 2013 года.
"Расчетные объемы потребления моторных бензинов в 2012 году (учитывающие импорт, внутреннее производство, экспорт и изменение остатков) отличаются от официальных данных Госстата о потреблении бензинов на 936,9 тыс тонн или на 22,3%, тогда как в прошлые годы разница не превышала 5%. Это дает основание говорить о значительной доле тенизации рынка бензина", - говорится в письме. При этом в стране в год на строительство и содержание дорог выделяется около 15-20 млрд грн. Получается, что четверть этой суммы недоплачивают контрабандисты, еще столько же разворовывают сами строители дорог.
Из-за отсутствия контроля над руководителями территориальных подразделений "Укравтодора" за использованием государственных средств участились факты неподтверждения выполненных работ документами первичного учета. Ревизии территориальных служб автомобильных дорог и дочерних предприятий ОАО "ГАК "Автомобильные дороги Украины", которые за два последних года провела Госфининспекция, установили нарушений на 225 млн грн. При этом стоит заметить, что Госфининспекция может выявить только явные нарушения: когда на бумаге дорога построена, а в реальности на месте ремонта раскинулось чистое поле. Если же дорожники имеют хоть каплю фантазии, к примеру, ямочный ремонт подают под соусом капитального, то уличить их во лжи невозможно - в стране отсутствует орган, который контролирует качество дорожных работ. Точнее, закон возлагает эту функцию на сам "Укравтодор". Конфликт интересов, короче говоря.
И последнее. Сын вице-премьера намерен отнести старые шины авто к стенам "Укравтодора": там 18 февраля проходит акция "Я ненавижу "Укравтодор". Он сделает это из вредности, а еще - чтобы не платить за утилизацию.