18 декабря, Кабинет Министров Украины сообщил о входе государства в капитал ПАО «Приватбанк». Согласно этому решению 100% акций банка теперь будет принадлежать государству в лице Министерства финансов. Итак, хотели многие того или нет, но Приватбанк национализировали. Нужно смотреть на это, как на свершившийся факт.

Информация о проблемах Приватбанка и возможной приватизации появилась давно. Еще год назад журналисты писали о вводе временной администрации в банк. Однако этого не случилось. В конце ноября Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг банка в иностранной валюте до уровня «ССС».

Приватбанк не исполнил обязательства по формированию резервов и выплатам задолженности Нацбанку, и в конечном итоге был признан неплатежеспособным.

Как бы парадоксально это не звучало, но национализация – это лучшее, что могло произойти с Приватбанком с учетом сложившейся ситуации. Сейчас процесс полностью контролируемый и согласованный. Последствия были бы гораздо серьезнее, если бы Коломойский и государство не смогли договориться, был бы ввод временной администрации.

Еще хуже – крах Приватбанка, который мог бы привести к коллапсу всей финансовой системы Украины. Этого нельзя было допускать ни при каких обстоятельствах. Так сказать, « too big to fail».

И все же тема национализации Приватбанка вызывала огромный резонанс в обществе.

Почему Приватбанк – это так важно

Приватбанк – крупнейший банк страны. В нем обслуживаются 20 млн. человек, т.е. каждый второй украинецпользуется сервисом банка и/или хранит в нем свои деньги. В Приватбанке сконцентрировано 36% вкладов населения, более 50% юридических лиц имеют в нем свои счета. Банкоматы и терминалы Приватбанка — повсеместно, карты банка – это один из наиболее распространенных и удобных способов денежных расчетов между людьми.

Безусловно, когда что-то происходит с таким банком, это воспринимается как болезнь близкого человека. Даже если его жизни ничего не угрожает, и это обычный грипп, степень волнения зашкаливает.

Какие же последствия национализации Приватбанка?

1. Долги банка лягут на плечи всех украинцев, т.е. нас с Вами.

Потребность в докапитализации Приватбанка оценивается в 136-150 млрд. грн. Это около $130 в пересчете на каждого украинца или более $300 на человека трудоспособного возраста. Это те средства, который опосредованно заплатит каждый за спасение теперь уже государственного банка. Нет, мы не понесем прямые затраты, буквально достав средства из своего кошелька. Однако нужно понимать, что Бюджетные средства вместо развития дорожной инфраструктуры, больниц, школ и университетов пойдут на поддержку финансовой системы.

2. Риски инфляции, девальвации незначительны.

Для финансирования задолженности Приватбанка Минфином будут выпущены тридцатилетние облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сумму около 150 млрд. грн. По сути это скрытая эмиссия.

Однако ожидается, что средства не попадут в систему обращения, а останутся в виде номинальной гарантии вкладчикам. Т.е. если паники удастся избежать и оттока депозитов не будет, риск инфляции минимален.

Безусловно, будет иметь месть рост внутреннего долга. Однако для нас он не критичен в отличие от внешнего долга, поскольку на самом деле не создает риски дефолта Украины.

Как мы уже видим, вопрос национализации не вызвал как таковую панику на наличном валютном рынке, ажиотажного спроса на валюту нет. Это, безусловно, плюс. Фундаментальных причин для девальвации сейчас нет, в ближайшее время курс во многом будет зависеть от самих же украинцев. Не будет паники – не будет резких колебаний гривны.

3. Массовые сокращения работников Приватбанка маловероятны.

Если речь не будет идти о закрытии целых отделений, то говорить о тысячах украинцев, которые останутся без работы, – опрометчиво. Приватбанк являлся частной структурой, бюджетной системе и политике персонала в ней уделялось не последнее место. Тем более, что накануне в Приватбанке уже проводилась оптимизация штата.

4. Прецедент с Приватбанком может вызвать отток ликвидности из других банков, что приведет к расшатыванию всей банковской системы Украины. Однако и в этом случае все будет в руках самих украинцев. Не стоит рубить сук, на котором сидишь.

5. Отсутствие госконтроля над некоторыми техническими возможностями может привести к ухудшению сервиса. Речь идет о той же услуге Приват 24. Пока до конца не ясно, перейдет ли в собственность государства все программное обеспечение. Возможно, государству придется идти на кооперацию с его владельцами.

Таким образом, с точки зрения влияния на экономику Украины в вопросе национализации Приватбанка ничего критического нет.

Если СМИ не будут искусственно нагнетать ситуацию и паники не будет, то вполне вероятно, что уже с начала следующего года все начнут забывать об этом прецеденте, подобно шумихе вокруг электронных деклараций чиновников.

Не стоит умалчивать и о возможностях, которые открывает национализация Приватбанка:

§ аудит, возврат проблемных кредитов, ревизия портфеля, чистка активов банка.

§ последующая приватизация Приватбанка, продажа банка более эффективному собственнику, нежели акционеры группы Приват.

И самое главное, ни для кого уже ни секрет, что конечными бенефициарами из Приватбанка была выведена значительная сумма средств – около $2,5 млрд. Проведение аудита и возможное последующее возбуждение уголовного дела против его собственников, позволит в конечном счете привлечь их к ответственности и в судебном порядке вернуть выведенные деньги. Эти средства вполне могут компенсировать расходы бюджета на докапитализацию Приватбанка.