На днях британские следователи идентифицировали еще двух подозреваемых в теракте над Локерби. Аж 27 лет назад, в декабре 1988-го, над этим шотландским городком в багажном отсеке пассажирского самолета «Боинг-747» взорвалась бомба, заложенная ливийскими террористами. На борту и на земле погибли в целом 270 человек.

Картину происшествия удалось детально восстановить лишь спустя три года. В конце концов ливийский режим Муаммара Каддафи признал свою вину в теракте. Но подозреваемых, как видим, выслеживают до нашего времени.

Именно в наше время, примерно в те же дни, когда британские спецслужбы опубликовали свое заявление насчет ливийских авторов теракта над Локерби, появился и отчет по другому расследованию, о другом «Боинге» - самолете «Малайзийских авиалиний», сбитом 17 июля 2014 года над Донбассом (298 жертв). Сегодня все, кто интересуется темой, знают, что отчет не называет виновников, а лишь констатирует, что пассажирский борт сбит ракетой комплекса «Бук».

Особенно недовольны отчетом в России. Хотя никаких прямых обвинений в сторону РФ отчет не содержит. С другой стороны, в Украине многим не нравится именно этот момент: считается, что нидерландские и международные следователи едва ли не выгораживают россиян.

Подробно останавливаться на аргументах российской стороны смысла нет, поскольку в самих этих аргументах смысла мало. Накануне публикации отчета производитель «Буков», корпорация «Алмаз-Антей», произвела «эксперимент»: взорвала боеголовку возле фюзеляжа списанного «Ил». Чем якобы доказала, что «Боинг» сбили с украинской территории, и такой модификацией ракеты, которая в РФ снята с вооружения, а вот в Украине имеется.

«Доказательства» оказались так себе: и «Боинг» в небе - не совсем то, что «Ил» на земле, и поражающие элементы, найденные на месте катастрофы, идентичны элементам именно российской ракеты, и с картами местности россияне «напутали».

Но это не помешало корпорации заявить, что она потребует от европейцев компенсации стоимости «эксперимента», о чем поспешили сообщить информагентства. Хотя если углубиться в детали, речь идет скорее о жесте отчаяния. На самом деле российские оружейники намерены включить это требование в иск по поводу отмены санкций против них, каковой иск уже подан. При этом вообще-то санкции наложены не из-за «Боинга» конкретно: так, США применили их еще до катастрофы, а Европа хотя и после, но одновременно с санкциями против еще восьми российских производителей оружия, включая концерн с легендарным именем «Калашников».

То есть снятие санкций российским оружейникам пока не светит независимо от хода расследования по «Боингу», и громкие заявления насчет «компенсации стоимости эксперимента» это косвенно подтверждают. Если бы был серьезный шанс добиться отмены санкций, россияне не стали бы дразнить Европу. А так - хоть можно показать, «как мы троллим этот Запад».

В конце концов, анекдотично уже то, что, параллельно с раскруткой версии «Алмаз-Антея» о якобы украинской ракете, Следственный комитет РФ продолжает «расследовать» дело об уничтожении «Боинга» украинским боевым самолетом. То есть в обоих случаях речь идет о пропагандистском товаре сугубо внутреннего потребления. Впрочем, если говорить именно об СК РФ - чего вообще ожидать от людей, записавших Арсения Яценюка в супер-боевики Первой Чеченской войны.

Но вернемся к украинским мнениям. Должен ли был Совбез Нидерландов однозначно кого-то обвинить? В отчете прямо сказано: это не входило в полномочия расследования. Да, можно спросить, почему. Но напомним, что даже сейчас ведется уголовное следствие, вполне себе отдельное от работы нидерландского Совбеза (отдельное в смысле полномочий, но не в смысле сотрудничества и обмена информацией). Такие же процессы могут быть возбуждены в других странах.

Опять же, возьмем факты. Официально дело по «Боингу» расследуется и в Украине, и расследуется по статье «теракт». Но, напомним, немедленно после катастрофы боевики заявили в соцсетях об уничтожении украинского военного транспортника. А уже через несколько часов стали срочно затирать эти сообщения - переполошились. То есть совершенно понятно, что экипаж «Бука» просто ошибся с целью. Думали, транспортник - а оказался пассажирский борт.

Это никак не оправдывает гибель почти трех сотен ни в чем не повинных людей. Но, чисто юридически, умысла на убийство этих людей у экипажа «Бука» не было.

В этом смысле Россия несет, увы, лишь политическую ответственность за направление в зону конфликта систем ПВО с недостаточно квалифицированным экипажем. И то для этого необходимо доказать, что-либо а) экипаж был российский, б) комплекс пришел из России, но был укомплектован боевиками из числа местных. В последнее поверить трудно - «Бук» не «Калашников», овладеть которым можно за считанные дни. Но, в принципе, и это не исключено.

Возможно, рано или поздно следствие (которое, напомним, ведется сразу во многих форматах) установит персонально истинных виновников трагедии. То есть членов экипажа «Бука» и тех, кто отдавал им приказы. Но даже в этом случае их крайне трудно будет обвинить в умышленном теракте. И здесь - коренное отличие от ситуации с «Боингом» над Локерби. Там теракт был налицо.

С другой стороны, доказать то, что «Боинг» сбит именно российской ракетой, крайне важно для сохранения и усиления санкций против РФ. Но надо отдавать себе отчет в двух моментах.

Во-первых, поиск конкретных виновных может затянуться и на годы, и на десятилетия. Как видим, это было даже в случае Локерби. Ждать скорого результата, скорее всего, не приходится.

Ну а во-вторых, как сказано в отчете нидерландского Совбеза, Украина «должна была» закрыть воздушное пространство над зоной АТО полностью. С присущей европейцам процедурной дотошностью голландцы включили в отчет этот момент - и хотя никто не доказал, что Киев имел основания для такого шага, теперь это есть юридический факт, который Россия будет использовать во всех дальнейших прениях.

И она это использует. Как уже предупреждал автор этих строк, попытки семей погибших пассажиров «Боинга» судиться именно против Украины, а не против тех, кто реально уничтожил самолет, будут активно стимулироваться российской стороной. И наши дипломаты, спецслужбы и руководство государства должны быть к этому готовы.

Умысел же россиян (либо боевиков) в случае с «Боингом» доказать невозможно. Потому что его, очевидно, и нет. Был бы - так именно с целью обвинить Украину и/или «Запад». Но тогда его не анонсировали бы как «героическое» уничтожение украинского Ан-26…

Другое дело - умышленные поставки оружия, поддержка и развязывание войны на Востоке Украины. Войны, жертвами которой пали почти три сотни людей на самолете, сбитом 16 месяцев назад. Они - косвенные жертвы, но смерти их - реальны.