В мире практически ничто не существует в чистом виде. Так и в социальных потрясениях, конфликтах, войнах, геноцидах трудно выделить единственную причину — корректно говорить о доминирующем факторе при наличии прочих. Выделяя идеологический компонент как главный, можно увидеть его, прежде всего, на классических примерах Советского Союза с гражданской войной и сталинскими репрессиями, гитлеровской Германии или маоистского Китая с «культурной революцией». Но и более свежая история изобилует яркими образцами того, как на идейной основе перемалывались миллионы человеческих жизней и судеб. Не зря одним из определений понятия «идеология» стало «секулярная религия» (Раймон Арон) — земные боги жаждут жертв с еще большей кровожадностью, чем боги небесные.
Что же до сосуществования бывших идейных оппонентов в одной стране, здесь базовыми моментами выступают официальное переосмысление властями истории, оценка деятельности лидеров, ментальные особенности и традиции. А также — степень изменения или же консервации социального строя эпохи конфликта.
Брат-2 в кампучийской версии
Менее года назад, в августе 2014-го, суд в столице Камбоджи Пномпене вынес приговор двум лидерам «красных кхмеров», назначив им пожизненное заключение за геноцид против населения страны. Высшую меру по сегодняшним камбоджийским законам получили второе лицо после Пол Пота в движении «красных кхмеров» Нуон Чеа и бывший формальный глава государства Кхиеу Сампхан, которые были признаны виновными в совершении преступлений против человечности.
Это был первый приговор по делу лидеров «красных кхмеров». Расследованиями преступлений движения занимается Чрезвычайный трибунал по Камбодже, учрежденный в 2006 году при поддержке ООН. Поскольку лидер «красных кхмеров» Пол Пот скончался еще в 1998 году, перед судом предстали только его сподвижники.
Примечательно, что в отличие от других тоталитарных государств XX века, где характерной чертой режимов был культ личности, диктатура «красных кхмеров» была абсолютно деперсонифицирована. Имена и портреты лидеров Демократической Кампучии (так называлась Камбоджа в 1975–1979 годах) были под строжайшим запретом. Официально руководители именовались Брат №1 (Пол Пот), Брат №2 (Нуон Чеа), Брат №3 (Иенг Сари), Брат №4 (Та Мок), Брат №5 (Кхиеу Сампхан).
Эти «братья» за четыре года своего правления в Камбодже натворили много бед. Последователи маоистского направления в коммунистической идеологии «красные кхмеры» разрушили города и превратили страну в большую военную казарму. Жизнь населения свелась к рабскому сельскохозяйственному труду, а политических противников массово истребляли с восточной жестокостью.
В результате репрессий погибли до 1,8 миллионачеловек — при том, что население Камбоджи в 1979 году составило 6 млн.
Сиротами остались свыше 200 тыс. детей, инвалидами — около 150 тыс. человек. Большинство выжившего населения находилось на грани физического истощения.
В 2013 году нынешний премьер-министр Камбоджи Хун Сен и Национальное собрание одобрили законопроект о признании в Камбодже геноцида и зверств, совершенных «красными кхмерами». В столице Камбоджи Пномпене открыт мемориал в память жертв «красных кхмеров». Памятник был установлен во дворе печально известной тюрьмы тех лет Туол Сленг, организованной в здании школы. В Туол Сленге «красные кхмеры» убили свыше 12 тыс. человек, включая детей. Сейчас здесь Музей геноцида.
Однако на уровне простого народа не все так однозначно с осуждением былых кошмаров. Гиды на популярных ныне туристических маршрутах Камбоджи не рекомендуют туристам ругать «красных кхмеров». Опрос студентов Пномпеньского университета, проведенный два года назад, показал, что треть из них считают Пол Пота самой выдающейся личностью в камбоджийской истории. Многие люди не хотят вспоминать прошлое: одним это неудобно, другим тяжело. А многих, как ни странно, в свое время вполне устраивало такое положение дел. Приятно знать, что у соседа штаны ничуть не лучше твоих; легко жить, когда не надо ни о чем задумываться; тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты расчищай себе тростник да пой про священную ненависть трудящихся. Недаром, когда вьетнамцы изгнали Пол Пота с «красными кхмерами» с большей части Камбоджи, заперев их в глухих горных районах, не меньше ста тысяч крестьян ушли следом. Почти двадцать лет «красные кхмеры» не сдавались и вели партизанскую войну.
Потому и приговор бывшим Брату №2 и Брату №5 был вынесен только в прошлом году. А единственным из высокопоставленных «красных кхмеров», кто признал свою вину, оказался Канг Кек Леу, бывший директор тюрьмы Туол Сленг, осужденный пожизненно в 2010 году.
Безоблачное небо над Испанией
По сравнению с кампучийскими социальными инженерами левых убеждений, истребившими треть населения страны, испанский диктатор Франсиско Франко выглядит просто вегетарианцем: гражданская война в Испании 1936–1939 годов унесла 450 тыс. жизней (1,8% довоенного населения). При этом 320 тыс. составили республиканцы (противники Франко), а 130 тыс. — его сторонники, националисты. Всего же число жертв франкистского режима, продлившегося до смерти каудильо в 1975 году, оценивают в 1 млн. Плюс 600 тыс. испанцев, покинувших страну.
Однако Франко не только авторитарно правил Испанией почти сорок лет, но и способствовал «испанскому экономическому чуду», а также подготовил преемника в лице короля Хуана Карлоса I, который после смерти диктатора провел либеральные реформы и вернул Испанию в европейскую семью цивилизованных народов. И сегодня именно испанский переход от авторитаризма к демократии некоторые политологи называют близким к эталонному. Одной из особенностей испанского переходного периода историки считают то, что инициатором трансформации и ее главным исполнителем выступила правящая элита.
Но при всей либеральности реформ тема преступлений диктатуры в новой Испании долгое время оставалась табу. Зверства прежнего режима не стали предметом широкого обсуждения в обществе или в парламенте страны. И до сих пор в ряде городов и селений еще существует много различных памятных символов диктаторского правления: названия улиц, площадей, памятные знаки на зданиях. А среди населения остались сторонники старого режима и Франко.
«Демократия не установилась быстро, — говорит профессор Севильского университета Мигель Васкес. — Только через тридцать лет после создания конституции мы получили «Закон об исторической памяти» от 2007 года. Он предполагает реабилитацию тех, кто сражался за демократические идеалы во время гражданской войны и в период диктатуры. Он признает недействительными все политические приговоры, вынесенные франкистским режимом, и гарантирует доступ к архивным документам того периода».
Национальное примирение всегда требует значительного времени и является компромиссом, а не консенсусом. Таковы объективные законы истории, нашедшие многократное подтверждение на всех континентах планеты — от Аргентины до Индонезии, от Германии до ЮАР.