Необходимость реформировать ту или другую отрасль возникает как результат анализа ее состояния. Был ли проведен такой анализ состояния научной сферы в Украине? Нет. Было несколько публикаций на эту тему, которые в основном сводились к дискуссии о рейтингах, количестве опубликованных статей и их цитировании в разных наукометрических базах данных. Это, конечно, важно. Но не менее важная проблема, например, — это падение престижа научной деятельности в стране, которое проявляется в снижении количества желающих заниматься наукой среди молодежи и оттоке как студентов и молодых ученых, так и уже опытных научных работников в другие страны. Если эти проблемы не будут решены, то для кого и для чего пишется этот закон?
Одной из ключевых причин проблемы brain drain в Украине является низкая заработная плата научных работников. Украинские чиновники все сваливают на недофинансирование соответствующей сферы. Я же хотел бы отметить другую причину ― отсутствие в Украине механизмов улучшения финансового положения за счет повышения эффективности научной деятельности. Рыночный принцип «кто лучше работает, тот получает большую зарплату» в Украине в научной сфере не действует. Эта причина особенно обостряется в условиях недостаточного финансирования, когда все — и лучшие и худшие — получают низкие зарплаты. В такой ситуации, естественно, все лучшие стремятся выехать из Украины.
Все могло бы измениться к лучшему, если бы была надежда на увеличение в ближайшее время общего финансирования научной сферы. Однако очевидно, что этого не произойдет. Это видно и из законопроекта. Согласно его заключительным положениям, часть статьи 45, где говорится о том, что «Государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности в размере не менее 1,7 процента валового внутреннего продукта Украины», вступает в силу только с 1 января 2020 года.
Возможно, скажу слишком жестко, но такая бездеятельность чиновников от науки в отношении указанной проблематики ассоциируется для меня лично со своего рода геноцидом в отношении наиболее успешной части украинских исследователей. При всей терпимости к людям, которые по воле обстоятельств причастны к реформам в научной сфере, несмотря на все попытки объяснить их «реформаторские» действия, похоже, что они просто не понимают суть проблемы и цену вопроса.
Все это очень беспокоит украинских исследователей и всех небезразличных к судьбе науки и будущему Украины. Главное, что осталось не очень много механизмов влияния на сложившуюся ситуацию. Большие надежды возлагались на обсуждение процесса реформирования научной сферы с использованием «площадки» комитета ВР по вопросам образования и науки. Однако вместо продуктивного сотрудничества общественности и чиновников МОН, сотрудничества, которое могло бы завершиться совместным законопроектом, в котором были бы учтены интересы всех сторон, представители МОН использовали эту уникальную возможность как аргумент для продвижения именно министерского законопроекта, подчеркивая всюду где только можно, что он прошел общественное обсуждение. Такой вывод можно сделать, проанализировав ход проведенного в «плановом» порядке первого «общественного» обсуждения проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» 30 апреля текущего года, а также последовавшего за ним заседания рабочей группы при комитете по вопросам образования и науки ВР Украины 6 мая. По такому же сценарию организовывались и все дальнейшие «дискуссии».
Поэтому перед научным сообществом сегодня как никогда раньше стоит вопрос объединения усилий. Не исключаю, что если события и дальше будут развиваться в подобном стиле, то может дойти и до организации чего-то наподобие Научного майдана. Представители научного сообщества, среди которых академики НАН Украины, доктора, кандидаты наук, аспиранты и соискатели, руководители научно-исследовательских и научно-образовательных учреждений и подразделений, профессионалы-практики подготовили обращение к власти с требованием остановить имитацию реформы научной сферы, включить науку в перечень приоритетов Национального совета реформ, разработать концепцию реформирования науки и провести ее обсуждение в профессиональной среде представителей науки, образования, промышленности и бизнеса.