Нацбанк, похоже, просчитался. Его ожидания, что гости Евро-2012 буквально наводнят страну долларами, не оправдываются. Согласно последним новостям с финансового фронта, лихорадочные попытки НБУ удержать курс гривны вылились в очередные проблемы с банковской ликвидностью. За компанию с Нацбанком «пролетели» и теневые спекулянты, которые надеялись разжиться валютой по бросовому курсу. К их бесконечному огорчению, европейские фанаты приехали не с наличными долларами и евро, а с банковскими карточками. Да и покупали в основном пиво и чипсы, игнорируя солидные рестораны, где к их приезду заботливо подняли цены.
Весь прошлый год страна жила в перманентном ожидании «валютного прихода» на Евро-2012, который Нацбанк официально оценивал на уровне миллиарда долларов. Весь этот период ведомство Сергея Арбузова удерживало курсовую стабильность дорогой ценой: в банковском секторе страны наблюдалась острая нехватка национальной валюты.
Летом и осенью прошлого года мы много писали о том, что, зажимая ликвидность ради стабильности курса гривны, руководство НБУ добилось падения остатков на корсчетах банков до критического уровня. Украина несколько раз находилась на пороге «клинической смерти» банковской системы, когда остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков падали до 10 млрд. грн. при минимально необходимом объеме не меньше 15 млрд. грн.
Таким образом, Нацбанку удавалось на короткий период добиваться так называемой «голодной ревальвации», когда гривна искусственно росла в цене как очень дефицитный продукт. Но побочными эффектами такого лечения стали проблемы экспортеров, которым чрезмерная стабильность курса не выгодна, повышение стоимости обслуживания госдолга, а также паралич кредитования реального сектора.
Банки перестали выполнять свою основную функцию – давать деньги на развитие производства и сосредоточились на двух занятиях: набивать карманы долларами и покупать ОВГЗ. Может, последнее и неплохо для долговых расписок правительства, но для перспектив выхода из кризиса 2008-го и противостояния надвигающемуся кризису конца 2012 начала 2013 гг. – весьма печально.
Как бы там ни было, но все ждали чемпионата и вливания свежей долларовой крови в ослабленную «кровеносную систему» отечественной экономики. Праздник спорта наступил, но с праздником больших денег все равно не сложилось.
Да, футбольных болельщиков приехало немало, но значительная часть из них по вине отельеров предпочла не тратиться на дорогое или некомфортабельное жилье (третьего не дано) в Украине, а заехала в страну на один день, когда играет их команда. За время пребывания фаны успевали купить пива и чипсов, поесть в McDonald’s и в лучшем случае потратиться на пару-тройку сувениров и веселую попойку в баре. Причем за все покупки они стремились рассчитываться карточками или гривнами, снятыми в банкомате со своих иностранных счетов.
В итоге в первые дни существования фан-зоны на Крещатике в центре Киева были опустошены банкоматы (в них закончились деньги). Но никаких очередей возле обменных пунктов не наблюдалось. Разочарованные менялы загорали на жарком летнем солнышке впустую.
«Ожидания по поводу количества болельщиков оправдались, их много. Но они не привозят достаточно много наличной валюты. Они предпочитают рассчитываться карточкой, просто конвертируя свои евро или доллары в гривны. Фаны не сдают большие суммы налички в обменные пункты. Поэтому их влияние нейтрально...», – отмечает в интервью журналистам финансовый эксперт Николай Ивченко.
Вообще, создается впечатление, что Украина – это хуже, чем закрытая Северная Корея, мы никогда не видели туристов, не представляем, как выглядят европейские болельщики футбола, и не понимаем, какие у них потребности.
Больше всего меня удивила реплика директора какого-то львовского музея. Что они, дескать, приготовились принимать болельщиков в стенах своей картинной галереи формата «краеведческий музей плюс», а те так и не приобщились к прекрасному и задают лишь два вопроса: где можно купить пиво и куда сходить в туалет. Причем последний вопрос остается без ответа, ибо мы так «захопились прекрасним», что о самых банальных нуждах гостей забыли.
Неужели наши высоколобые деятели искусства, культуры и туризма не понимают, что Украина с точки зрения европейца – это вовсе не историческая жемчужина. И после музея Пергамон, Дрезденской галереи или Лувра в наших провинциальных музеях им делать нечего. И вообще, они приехали оттянуться на футболе, а не лицезреть портреты гетьманов в исполнении доморощенных живописцев хутора Соплюки (гипотетически выражаясь).
Небольшое маркетинговое исследование, а также изучение опыта стран, принимавших подобные чемпионаты, подсказало бы нам правильный вектор гостеприимства, сопряженный с нормальной коммерческой выгодой. И мы бы готовились не к тому, что с нашей ошибочной точки зрения могло заинтересовать болельщиков, а к тому, что им нужно на самом деле.
Взять, к примеру, шведов – самый многочисленный отряд туристов из одной отдельно взятой страны. Несколько тысяч из них поселились на Трухановом острове в палатках, где не было электричества, чистой воды, а в туалет приходилось ходить с фонариками и своей туалетной бумагой, которую они привозили из центра города.
Более того, бедные скандинавы не могли не только помыться и справить нужду по-человечески, но и покушать. Лидером розничных продаж этого года и всех последующих годов в Украине, без сомнения, станет палатка с пивом, волею судьбы оказавшаяся по соседству с лагерем шведов. Сколько тысяч бутылок пенного напитка, воды и колы они успели продать за дни футбольного чемпионата, я даже представить не могу.
Но почему городским властям не пришло в голову оборудовать возле палаточного лагеря нормальную систему общепита и продажи товаров первой необходимости? Почему за время подготовки к чемпионату мы тратили сумасшедшие деньги на озеленение фонарных столбов вдоль автотрасс, а ума и средств на элементарные вещи, как то оборудовать систему туалетно-душевых комплексов, построить бассейн, организовать причал, зону отдыха с пивом, шашлыками и зажигательными вечеринками, не хватило? А ведь все это позволило бы деликатно, но настойчиво выкачивать деньги из наших гостей.
А рестораны? Все, что они сумели сделать, – это поднять цены. Далеко не все заведения даже в центре города соизволили напечатать меню на английском языке (о других иностранных языках я молчу) и лихорадочно делали это уже после начала чемпионата. Когда обнаружилось, что никто не ломится попробовать вареники по 100 грн. за порцию, а популярность украинского борща в мире сильно преувеличена.
Кроме того, как написали в одном издании, к концу первой футбольной недели хозяева заведений неожиданно для себя поняли, что футбольный болельщик – это не «паркетный» изнеженный комфортом турист. Что он ест мясо, пьет пиво и водку. «Если в заведении нет большого куска мяса, то болельщик просто там не останется. А в заведениях в основном пивные закуски. Сейчас многие в срочном порядке вводят в меню какой-нибудь гарнир с мясом», – сообщила изданию «Комментарии» представитель ресторанного бизнеса.
Вообще, создается впечатление, что единственные, кто получил прибыль от чемпионата, да и то случайно – это производители пива. Согласно данным компании Carlsberg Ukraine (ТМ Carlsberg, «Львовское», «Балтика», «Славутич»), которая выступает официальным спонсором Евро-2012, с 8 по 17 июня в фан-зонах четырех принимающих матчи городов продано свыше 55 тыс. дал. Потребление свыше 200 тыс. литров пива обеспечила фан-зона в Киеве. Около 20% всех продаж обеспечила харьковская фан-зона, а донецкая и львовская – порядка 15% каждая. К концу чемпионата компания может выйти на показатели в 200 тыс. дал. проданного пива.
Запутанное с точки зрения европейцев транспортное сообщение, слабое знание украинцами английского языка и концентрация необходимого минимума (пиво, экраны с трансляцией и теплая компания) в фан-зоне привели к тому, что болельщики не рассеиваются по столице. Они организованно добираются из резерваций типа Труханового острова на Крещатик и почти все время проводят там. Аналогично и в других городах. Из-за этого в ресторанах без летних площадок, находящихся дальше, чем 150-200 метров от фан-зоны, число клиентов не только не увеличилось, но и уменьшилось – многие фирмы, расположенные в центре, свернули работу на время чемпионата, а их сотрудники перестали ходить на ланч.
Еще один прокол – это недооценка страсти болельщиков делать ставки. Вице-президент Ассоциации букмекеров Украины Вячеслав Брицкий заявил, что из-за отказа легализовать букмекерские конторы украинская казна потеряет около $200 млн. возможных доходов. «Эти деньги могли прийти в виде налогов, но теперь ставки принимаются нелегально», – сказал он.
В результате теряют деньги обе стороны: и государство, и игроки. По данным Ассоциации букмекеров, ставки на матч Украина – Швеция принимал ряд нелегальных букмекеров, много «точек» было в центре Киева, где фанаты собирались смотреть игру. Некоторые букмекеры выплатили выигрыши удачливым болельщикам, но большая часть «самодельных» контор закрылись – среди них называют БК «Чемпион». В ассоциации подсчитали, что нелегальные букмекеры отказались выплатить сделавшим ставку на победу Украины в матче со Швецией около 15 млн. грн.
Эти деньги тоже ушли в тень и, возможно, осядут в чулках у недобросовестных букмекеров. Потом достанутся продавцам недвижимости, машин или подпольным валютным менялам. Теневой рынок работает внутри себя и редко переходит в легальную плоскость. Это еще один ответ на вопрос, почему Нацбанк не получит своего миллиарда долларов и вынужден снова зажимать ликвидность банков.