Политическому ландшафту страны грозят тектонические сдвиги. Внезапное изменение правил игры – отказ от смешанной избирательной системы в пользу чистой пропорционалки - чреват непредсказуемыми последствиями. Которые для нынешней власти станут, скорее всего, фатальными.

Еще год тому политикум пребывал в плену стереотипа: «мажоритарка» – неоспоримый козырь авторитарной власти и админресурса.

Использование которого позволяет провести в парламент кого угодно – что было вполне успешно доказано осенью 2010-го. На местных выборах кандидаты от власти лидировали в округах и тех регионов, где ПР традиционно недолюбливают.

Впрочем, даже попадание в Раду некоторого количества «независимых» (не получивших благословения Банковой) особых проблем не создает: методы «приручения» слишком самостоятельных и строптивых не изменились со времен Виктора Медведчука. Как и арсенал подручных средств – ГПУ, налоговая, СБУ...

Добавьте к согнанным в провластную коалицию «мажоритарщикам» 150-200 «правильных» списочников из ПР, примкнувших к ним «тушек» из БЮТ и «Фронта Змін» и получите абсолютно ручную Раду в целом и конституционное большинство в частности. Что гарантирует Януковичу политическую стабильность и отсутствие осложнений при реализации масштабных бизнес-проектов, в частности – проведения земельной реформы и приватизации недоприватизированного.

В действительности, мажоритарные округа – шанс для многих бизнесменов, решивших не связывать свою судьбу с ПР или БЮТ, для которых мандат – защита, единственное средство спасения от силовиков, рейдеров и т. д. Также – для региональных «элит», лидеров мнений, просто активных граждан, несогласных с установившимися порядками. За полтора года правления Януковича система власти сформировалась так, что иного способа выжить многие попросту лишены.

Да, «альтернативному» кандидату победить на округе сложно. Но возможно. Опыт всех парламентских кампаний, по «мажоритарной» и «смешанной» системам – убедительное тому подтверждение. Эксперты Института Горшенина – единственные, кто напомнил об этом, едва президент Янукович анонсировал намерение вновь внедрить смешанную.

Которая, на самом деле, дает отличные возможности для возобновления политической конкуренции, уничтожение монополии вертикалей и ресурсов одной политгруппой. Немало потенциальных кандидатов это поняли и вовсю развернули «боевые действия» на избранной территории. Частенько, на одном и том же округе (границы их, кстати, до сих пор четко не определены и определять их ЦИК начнет не скоро) уже тренируется по три-четыре претендента якобы от власти (каждый бравирует наличием мифического «высшего разрешения») и столько же – «вольных стрелков».

Но не факт, что всем им предстоит сойтись в решающей схватке. По состоянию на конец августа, Банковая крепко призадумалась относительно целесообразности введения смешанной системы.

Причины:

– «тренировки» «вольных стрелков» выявили слишком уж много активных, небедных граждан, готовых потягаться за депутатскую корочку. Все они – потенциальные конкуренты кандидатов от власти (которых и так набирается слишком много);

– приблизительно столько же активных граждан выявили выступления оппозиции, обусловленные уголовным прессингом ее лидеров;

– да, в 2002-м самостоятельные мажоритарщики охотно присоединились к провластному большинству. Но, чем ближе к 2004-му, тем чаще они демонстрировали принципиальность, твердости и независимости. От создания маленьких «групп по интересам» до провала политреформы (апрель 2004-го). Виктору Федоровичу подобные сюрпризы в 2015-м не нужны;

– неизменность избирательного законодательства можно выгодно презентовать Европе как последовательность и системность лидеров Украины в деле построения цивилизованного политического пространства.

Впрочем, нет, кое-какие изменения в действующие правила внести все же необходимо. Поднять проходной барьер, например. Если не с 3% до 7%, то до 5% – точно.

Тогда в Раду зайдут:

– надежные «регионалы»;

– «проверенные» регионалами формальные члены «Батькивщины». Первая десятка – старые закаленные (но покорившиеся бело-голубым обстоятельствам) бойцы (без Тимошенко, разумеется), остальные – «тушки» (надо ж их куда-то девать!) и те, кто не поместился в ПР;

– условно оппозиционный «Фронт перемен», лидеру которого сейчас близки Мартыненко и Фирташ. Приблизительно в равной степени. Кто из них получит приоритет при формировании списка, пока неясно. Но ясно то, что посланцам от власти здесь места тоже найдутся;

– возможно «Свобода» (для присутствия в Раде радикалов-националистов, которых власть станет регулярно героически побеждать).

Кроме того, по мнению Банковой чистая «пропорционалка» позволит власти получить желаемое даже в условиях катастрофического падения рейтингов ПР. Рейтингов – что важно – не только самой политичсилы, ее лидеров – президента, премьера, многочисленных министров, но и тех, кого она – под своими знаменами – делегирует на округа. Подобные замеры (с пометкой «для внутреннего пользования») на Липской недавно проводили – мониторили популярность «своих» кандидатов на разных территориях. Результаты получились неутешительные – обнародованию не подлежат.

Хотя, с другой стороны, не понятно, как при таком катастрофическом падении рейтинга ПР и ее Лидера добиться победы партии на выборах. Одним парадом присоединений, а, фактически, поглощением сателитов тенденцию не переломить.

В любом случае, времени на размышления – возвращать «смешанную систему», модернизировать «пропорционалку» или оставлять ее в нынешнем виде – у Банковой крайне мало. Избирательное законодательство, как известно, запрещено корректировать менее, чем за 12 месяцев до кампании, состояться которая должна следующей осенью (дату ВР еще не назначила). То есть, на подготовку, обсуждение, принятие всех документов – максимум четыре пленарные недели. Значит, политическое решение откладывать нельзя.

Какой будет его окончательная версия, станет понятно в ближайшее время. Это, собственно, определит вектор развития Украины, всей нашей общественно-политической системы на годы вперед.

Либо – застой, консервация и «пропорционалка» (А ведь помните – ее-то вводили как более прогрессивную систему, стимулирующую развитие и структурирование партий).

Либо – конкуренция, развитие и «смешанная система».

Последняя выгодна крупному бизнесу, бизнесменам-политикам в среде ПР (как и их пока еще многочисленным конкурентам из других лагерей). Первая – кадровым чиновникам, чей бизнес – торговля доступом к власти. И те, и другие занимают, в окружении президента, довольно серьезные позиции. «Бизнесмены» контролируют Кабмин, «чиновники» – АП.

Чью сторону, в итоге, примет гарант? Покамест аргументы АП перевешивают.

Если перевесят окончательно, это породит, кроме прочего, системную проблему. Именно – куда, в какое русло направят потенциал, куда приложат свои усилия те, для кого мажоритарка была последней надеждой? Какие способы спасения изобретут? За жизнь выживание всегда борются до конца. Даже если это потребует стереть противника с лица земли.