Начало массовому освобождению высоких должностей было положено НАБУ, когда 3 марта 2017 года Роман Насиров был отстранен с поста главы Государственной фискальной службы по подозрению в нанесении убытков государству на 2 млрд грн.
Затем, 17 марта, Петр Порошенко своим распоряжением №61 обязал главу АП Игоря Райнина изучить, как его поручения выполняются госадминистрациями Волынской, Ивано-Франковской, Одесской, Ровенской, Сумской и Черкасской областей. А два дня спустя президент детализировал свои претензии к главам ОГА.
«В контексте блокады имею серьезные претензии и к вам, уважаемые председатели областных государственных администраций тех областей, где местные советы превысили свои полномочия и приняли решения, которые выходят за рамки их, областных советов, ответственности и расшатывают ситуацию в стране. Они сейчас будут наполнять золотовалютные резервы, областные советы? Они будут компенсировать потери государственного бюджета, они будут компенсировать потерю рабочих мест? Они будут нести ответственность за возвращение этих территорий под украинскую юрисдикцию? Нет! Они сейчас спрятались», – не скрывал возмущения Порошенко.
Понятно, что резкие слова в адрес глав ОГА президент сказал не для того, чтобы мотивировать чиновников на более ударный труд, и негодование Порошенко ничего хорошего в карьерном плане им не предвещает.
Дальше – больше. 10 апреля о своей отставке с поста председателя Нацбанка объявила Валерий Гонтарева, уточнив, что уже к концу мая она полностью сложит полномочия. Для большинства экспертов такой шаг Гонтаревой оказался неожиданным, в ее работе они видели больше плюсов, чем минусов. К этому оказались не готовы и западные кураторы отечественных экономических преобразований, консолидированное мнение которых на днях обнародовал сопредседатель стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине, экс-вице-премьер и министр финансов Польши Лешек Бальцерович, написавший в Facebook: «С глубоким сожалением я узнал, что Валерия Гонтарева уходит в отставку с должности председателя Национального банка Украины. Ее достижения феноменальны».
Спустя несколько дней после Гонтаревой на увольнение попросился глава Фонда госимущества Игорь Билоус, при этом парламент удовлетворил его желание весьма оперативно. Наблюдатели связали уход чиновника с провалом «большой приватизации». Но госпредприятия не могли продать под руководством Билоуса уже два года, а засобирался на выход он только сейчас, хотя еще в декабре не видел причин для своей отставки.
В мае заканчивается контракт у нынешнего главы ПАО «Укрзализныця» Войцеха Балчуна. Министр инфраструктуры Владимир Омелян уже заявил о готовности голосовать за его отставку. «Контракт следовало бы расторгнуть уже на втором месяце работы Балчуна, но этот вопрос должен быть решен на Кабмине в мае этого года», – сказал Омелян.
В составе организованных групп
Итак, на сегодня остаются вакантными посты руководителей ГФС, НБУ и ФГИ. На подходе – кресла председателя «Укрзализныци» и глав шести областей.
«Практически единовременное массовое освобождение весомых должностей хозяйственно-экономического блока свидетельствует о том, что вскоре начнется торг этими креслами с целью укрепить ослабевшую парламентскую коалицию накануне ряда важнейших голосований», – рассказал «Апострофу» старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Анатолий Октисюк.
Аналитик не верит, что внеочередные выборы в Верховную Раду состоятся, ведь для этого нет предпосылок. Поэтому необходимо провести переформатирование власти, предлагая должности колеблющимся парламентским фракциям и действующим партнерам по коалиции.
«Главный претендент на усиление коалиции – Радикальная партия Ляшко, – продолжает Октисюк. – Но не будем сбрасывать со счетов и «Самопомич». В последнее время они не трогают власть, наоборот – хвалят Гройсмана. И даже Михаил Саакашвили на днях упрекнул лидера «Самопомочи» Андрея Садового за то, что он якобы мало критикует президента».
В данном контексте, говорит эксперт, новым главой ФГИ может стать заместитель Олега Ляшко по экономической политике Виктор Галасюк. НБУ же очень хочет возглавить еще один «радикал» Сергей Рыбалка – нынешний председатель Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.
«Вероятно «Самопомич» не войдет в коалицию, – считает Октисюк, – но фракция, по договоренности, может страховать парламентское большинство, когда будет нужно, своими голосами. Ведь партия на самом деле расколота изнутри - есть львовская команда, но существуют и предприниматели, зашедшие в «Самопомощь» по квоте крупного бизнеса, и они очень недовольны невнятной политикой Садового».
«Фракцию Ляшко однозначно будут заманивать в коалицию, – поддерживает тренд замдиректора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. – Возможно, удастся затянуть и «Самопомич». Переговоры ведутся, но сегодня ситуация усугубилась в связи с задержанием экс-депутата от «Народного фронта» Николая Мартыненко. Партия наверняка потребует какой-то компенсации в связи с потерей такого весомого бойца. Например, захочет, чтобы Нацбанк возглавил старый знакомый Арсений Яценюк. Еще один претендент на эту должность от НФ – близкий друг Арсения Петровича и нынешний глава правления «Ощадбанка» Андрей Пышный».
Сейчас парламенту необходимо принимать очень важные, но крайне непопулярные решения, прежде всего – по пенсионной и земельной реформам, а для этого нужны голоса. Затягивать решение этих вопросов с учетом давления МВФ вряд ли получится. В вопросе моратория на продажу земли теоретически можно обойтись без участия депутатов, если свое веское слово скажет Конституционный суд, но совершить подобный кульбит с пенсионерами не получится.
Голобуцкий считает, что на коалиционные торги есть еще целый месяц. Но за это время может все кардинально поменяться. К тому же достоверно не известно, за кем придет НАБУ в следующий раз, после чего политический пасьянс трансформируется опять.
«Я не верю, что у нас из-за земельной реформы или небольшого увеличения пенсионного возраста поднимется народное восстание. Летом начнется жесткая дискуссия вокруг земельной и пенсионной реформ, а уже осенью правительство существенно увеличит размеры пенсий. На этом споры прекратятся. В ином случае премьер-министр обязательно укажет, кто именно в парламенте не дает Кабмину поднять пенсии, после чего уже можно будет подвозить к зданию Верховной Рады организованные группы пенсионеров», – заключает политолог.