Пока в Миндоходов выдерживают паузу с публичной презентацией своих обещанных разработок по внедрению всеобщего декларирования доходов (по данным ZN.UA, шлифовка и согласование соответствующих наработок находятся на завершающей стадии), ее фрагментарно заполняют народные депутаты, инициативы которых косвенно касаются этой темы.

Так, 8 ноября был зарегистрирован законопроект №3590 "О легализации доходов юридических и физических лиц", автор которого — Григорий Смитюх из фракции Партии регионов. Кроме того, по данным ZN.UA, вскоре еще могут появиться инициативы на эту же тему.

Но насколько в принципе корректно связывать всеобщее декларирование с проблематикой легализации капиталов? Если да, то как, собственно, следовало бы провести ее в Украине?

В Министерстве доходов и сборов неоднократно заявляли, что рассматривают возможность подачи гражданами так называемой нулевой декларации, "чтобы создать отправную точку для дальнейших детенизационных процессов".

Речь идет об особом порядке декларирования физлицами доходов и имущества, с которых не были уплачены должным образом налоги и сборы в бюджеты различных уровней. Или же они не были задекларированы, нарушая не только налоговое, но и валютное законодательство.

Руководитель налогово-юридической практики E&Y, глава налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации Владимир Котенко поддерживает идею нулевого декларирования и констатирует, что целью всеобщего декларирования как раз и должен стать контроль за ростом активов по сравнению с суммами, которые будут задекларированы при первом декларировании.

Может ли такая форма фактического "отбеливания" не совсем "белых" доходов граждан повысить шансы на успех системы всеобщего декларирования в целом? Партнер ЮФ "Селепей, Волковецкий и Партнеры" Ярослав Волковецкий считает, что да. "Многие рассматривают нулевую декларацию как механизм легализации своего имущественного положения, независимо от источников его формирования. Возможно, для такой категории людей это могло бы стать стимулом для декларирования", — соглашается партнер ЮФ "Лексфор" Юрий Семенюк.

По словам же исполнительного директора "CASE Украина" Дмитрия Боярчука, без нулевой декларации противоречия между государством и налогоплательщиками относительно доходов никогда не исчезнут. "Большинство состоятельных людей в постсоветских странах получили свой капитал не всегда приемлемым путем, однако для того чтобы развиваться, нужно отрезать этот кусок истории и начать все с нуля. Но такое можно делать только один раз и только при условии, что после этого момента будут четкие равные правила игры и гарантированные имущественные права", — подчеркивает эксперт.

Нулевое декларирования в некоторой степени может быть даже более лояльным для налогоплательщиков, чем "классическая" налоговая амнистия, периодически проводимая в разных странах. Поскольку в нем не говорится об уплате государству какой-то доли стоимости имущества и/или доходов (в законопроекте же, например, Г.Смитюха предусмотрена уплата в пользу государства 1% от задекларированного).

В любом случае следует учитывать, что ни один из вариантов легализации не касается активов и средств, полученных откровенно преступным путем — с помощью, например, продажи оружия или наркотиков. И поскольку грань здесь может быть достаточно тонкой (в зависимости от того, что считать "большим" преступлением, а что нет, какова "природа" отбеливания средств и т.д.), она должна быть очень четко определена, причем в ходе общественного обсуждения (по крайней мере, на уровне экспертов).

Но и ждать слишком многого от легализации тоже, наверное, не стоит. Ведь международный опыт в этом смысле довольно противоречив. Например, в Италии и Ирландии эта практика была относительно успешной. Но в Бельгии и Германии — не особенно. Не слишком эффективными оказались попытки легализации и на постсоветском пространстве. Так, в Грузии теперь уже экс-президент Михаил Саакашвили давал возможность гражданам легализовать доходы (оплатив только 1% от их объема). Но, несмотря на обещания, что уголовных дел за предыдущее уклонение от уплаты налогов не будет, им поверили лишь несколько человек, которые заплатили в бюджет более чем символические суммы. "В Беларуси тоже была попытка провести легализацию. Но потом Лукашенко отменил соответствующий закон, и против людей, которые "повелись" на обещания властей, открывались уголовные дела. Поэтому граждане должны быть уверены, что государство их "не кинет", — рассказывает нардеп Сергей Терехин.

Отдельного внимания заслуживает вопрос легализации активов юрлиц, о чем идет речь, в частности, в законопроекте №3590. Как отмечает С.Терехин, амнистия капиталов обычно применяется именно к физическим лицам, которые, как считается, могут не знать всех тонкостей налогового законодательства. А вот юрлица, имея бухгалтеров и юристов, обязаны быть в курсе дел. И к ним фактическая "презумпция незнания" не может применяться. "Это как вариант для тех структур, которые хотят легализовать в Украине капиталы, чтобы в том числе полегче вывезти их за границу", — поясняет народный депутат.

Введение всеобщего декларирования в Украине требует тектонических изменений во всей налоговой системе, чтобы оно было адекватно воспринято обществом и принесло реальный эффект. Речь идет как о поэтапном его введении (например, сначала госслужащие, затем состоятельные люди и т.д.), наличии переходного периода с отсутствием штрафных санкций за технические ошибки в заполнении деклараций, так и о налаживании нормальной работы в налоговых органах, чтобы в час Х под их зданиями не формировались длинные очереди.

"Система должна быть доступной и понятной гражданам, а процедура декларирования — максимально упрощенной. Как показывает международная практика, декларирование обычно проходит дистанционно, с использованием автоматизированных систем, во избежание лишних неудобств для граждан. Введение всеобщего декларирования — необходимый шаг, но он должен быть приспособлен к украинским реалиям", — подчеркивает Я.Волковецкий.

Эксперты обращают внимание на практику других стран по подготовке предварительного варианта декларации для налогоплательщиков — на основе информации, имеющейся в распоряжении госорганов (отчетность налоговых агентов, различные госреестры, информация от третьих лиц и т.п.). Для большинства населения такая услуга предоставляется в Чили, Дании, Финляндии, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и на Мальте. В ряде стран (Австралия, Италия, Литва, Португалия) — для 30–50% населения. При этом, например, Дания (первая страна, которая ввела предварительное заполнение декларации) шла к полной автоматизации этой практики постепенно, в течение 20 лет
(с 1988-го по 2008-й).

Вместе с тем хотя все эти вещи, безусловно, гиперважны, они в значительной степени носят все же технический характер. Между тем решения требуют общественно-"идеологические" вопросы, прежде всего, чтобы у граждан (как бы банально и патетически это ни звучало) появилось доверие к новации, формировалось понимание обязательности надлежащей уплаты налогов, чувство социальной справедливости. А для этого, помимо прочего, необходима ревизия системы налогообложения персональных доходов в целом. Напомним, сейчас основная ставка налога на доходы физлиц составляет 15%, в то время как на дивиденды — 5%. А доходы от депозитов (в т.ч. многомиллионные) не облагаются налогом. Конечно, вызовы непростые, но ответы необходимы.

Справка. Поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2012 г. составили 15% от общих налоговых поступлений. 90% НДФЛ в Украине собирается через работодателей. По разным оценкам, уровень потенциальной недоплаты НДФЛ в Украине может составлять от 34 до 72% от фактических поступлений. По итогам 2012 г., физлицами было подано 655 тыс. деклараций, еще 236 тыс. — физлицами-частными предпринимателями на общей системе. Таким образом, декларации подали 2% граждан Украины, или 4% трудоспособного населения.

При этом не подают декларации многие граждане, которые уже сегодня обязаны это делать. Так, количество деклараций, поданных лицами, которые получали доход из двух источников, — только 19 тыс. (в среднем 128,76 тыс. грн на человека). Количество деклараций, поданных лицами, которые получали доход из иностранных источников, — только 5 тыс. при 1,2 млн трудовых мигрантов и большом количестве состоятельных граждан, которые на международном уровне структурируют свой бизнес. Количество деклараций по арендным доходам — всего 34 тыс., что опять же не соответствует объему рынка аренды жилой недвижимости в Украине.

По мнению эксперта по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, существенно повысить шансы на детенизационный эффект от внедрения всеобщего декларирования доходов, а также весьма ощутимо пополнить бюджеты всех уровней могло бы совершенствование системы налогообложения недвижимости, причем как жилой, так и коммерческой. "Львиная доля "серых" доходов вкладывается именно в недвижимость. Однако здесь следует выработать адекватные и социально справедливые механизмы, чтобы не получилось так, что за сельский дом, построенный неизвестно когда, не пришлось платить больше, чем за роскошный двухуровневый пентхауз в элитной столичной новостройке или за ювелирный магазин в центре большого города", — отмечает специалист.

Но главным условием обеспечения социальной справедливости, которая будет предопределять успешность внедрения всеобщего декларирования, как уже неоднократно отмечалось на страницах ZN.UA, будет реальная — не только на словах — борьба с коррупцией на всех уровнях чиновничества, "от мала до велика", и повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Чтобы граждане могли хотя бы надеяться, что их деньги действительно идут на строительство школ, больниц и дорог, а не на очередную машину элит-класса для чиновника средней руки. Это уже не говоря о многомиллиардных злоупотреблениях на высшем политическом уровне. Без этого все благие намерения сведутся только к показухе, а конкретно введение всеобщего декларирования, как минимум, превратится в процесс ради процесса — без особого смысла.

P.S. Ориентировочное число граждан, которых могут обязать подавать декларацию в рамках всеобщего декларирования, оценивается на уровне 26–27 млн чел. (это исключая несовершеннолетних детей и пенсионеров). Дискуссии в правительстве пока, среди прочего, ведутся по поводу целесообразности и формата декларирования доходов пенсионерами. Ведь здесь, с одной стороны, нужно не ввести неуместное декларирование доходов пожилыми людьми, живущими на одну мизерную пенсию. А с другой — предотвратить сценарий переписывания на них имущества стоимостью в миллионы долларов близкими и не очень "родственниками".