Вице-премьер Александр Вилкул в четверг приехал в Донецк. С позитивной миссией – посмотреть на успешный проект энергосбережения в котельной, оценить строительство Кальмиус Арены и вручить ключи от новых квартир счастливым участникам программы «Доступное жилье». У Вилкула в последнее время вообще все поездки – просто сплошной позитив.
Казалось бы – закрыли вопрос на днях. Выбрали реального преемника, который не подведет и оправдает. Все разъехались по отпускам, а наследник – разруливает вопросы. Тут, правда, волшебным образом у главы МВД Виталия Захарченко куча проблем образовалась. И как-то все вдруг о Вилкуле вспомнили. А что – чем не перспективный кандидат? Молодой, стремительная карьера, реклама во всех региональных СМИ. Не он ли метит в президенты? Не он ли организовал информационную атаку на Захарченко?
В общем, спросил я товарища Вилкула прямо – правда ли, что он
потенциальный кандидат в президенты и нет ли у него из-за этого конфликта с министром МВД. Александр Юрьевич улыбался, кивал, делал грустные глаза, а потом сказал – «Не говорите глупостей». Глупости, они в самом деле – только мешают. Но мимику Александра Вилкула в момент вопроса, ответа и паузы мы на видео сняли и хорошему психиатру Александру Меланченко показали. Оказалось – очень интересно. Слова вторичны. Важно не то, о чем говорит человек, а то о чем молчит. Мимика у Вилкула очень читаемая. Особых проблем с расшифровкой не возникло. Получилось, на мой взгляд, интересно. В общем, смотрите видео, а ниже – оценка специалиста.
Александр Меланченко, психиатр:
В данной видеозаписи есть очень характерный момент. Ответ вашего визави можно не слушать – он интересен политологам. Самое яркое – это пауза на обдумывание и меняющиеся эмоции на лице в момент вопроса. Когда журналист издалека начал задавать Александру Вилкулу вопрос о том, можно ли считать его преемником Януковича и кандидатом в президенты, того моментально просто захлестнули позитивные эмоции.
Он старался контролировать эти чувства, но губы сразу выдали радостное возбуждение – уголки пошли вверх. Ему не просто приятно слышать этот вопрос, он явно сам задавал его себе и отвечал утвердительно. Так сразу позитивная мимика проявляется тогда, когда человек слышит то, что сам уже для себя проговорил. И что очень характерно, наблюдаемый начал совершенно непроизвольно кивать.
Как бы он ни был собран и напряжен, его тело соглашается с разговором на тему о кандидатстве в президенты. Он кивает совершенно непроизвольно, потому что это стопроцентное попадание в его внутреннее мнение. Губы, глаза, моторика – в самом начале вопроса, когда журналист назвал его кандидатом в президенты, ему было очень приятно. Ему было комфортно. Там больше трех непроизвольных проявлений, ошибка исключена. Любой, кто хочет подружиться с Вилкулом, теперь знает, с чего начинать разговор.
А вот дальше журналист перешел в зону дискомфорта. Причем переход был очень резкий, даже болезненный. У собеседника мимика просто застыла – ни прежней радости, ни раздражения – просто маска боли. Это можно сравнить с внезапным ударом по открытой ране – человек не кричит, не дергается, он застывает. Уточнение про конфликт с министром внутренних дел было для Вилкула крайне болезненным. Он на несколько секунд застыл, потом почти овладел собой (но забыл про брови – за всем не уследишь, а они выдали его раздражение и гнев) и все равно не смог сразу ответить. Дело не столько в неприятной второй части вопроса, сколько в резком переходе из позитивной темы в негатив. Контрастный душ для эмоций.
Фактически, резкий переход от позитивного начала вопроса, который в психологии называется «поглаживанием» к резкому негативу стал слишком сильным контрастом и вызвал у собеседника ступор. Наблюдаемый молчал несколько секунд просто потому, что не мог собраться и сосредоточиться на ответе. Его просто выдернули из мечты в грубую реальность конфликтов. Сам ответ тоже показателен – ни слова по сути. Просто отрицание вопроса. Журналист, умышленно или нет, поступил достаточно жестоко, задав два вопроса в одном. Именно такие контрастные вопросы. И собеседник оказался не готов к такому переходу.
С другой стороны, именно в такой момент выдаваемая без барьеров и фильтров информация особенна ценна. Даже отсутствие информации в такой момент стресса говорит о многом. Александр Вилкул на вопрос о своих президентских перспективах ничего не ответил. Он ушел от ответа. Хотя, казалось бы логичным без раздумий заявить прессе – «Ни о каких кандидатах от власти кроме Виктора Януковича в 2015 речь не идет. Власть монолитна, команда крепка, а действующий президент отлично справляется и не нужно искать альтернативу».
Вывод из комментария эксперта прост и очевиден:
Вилкул ничего не сказал о едином кандидате Викторе Януковиче, которому нет альтернативы. Значит, в высших кругах власти таких убеждений нет. То есть разговоры о том, что Януковичу готовят замену, и вопрос преемника обсуждается всерьез, имеют под собой реальную почву. Да, пока никто не говорит о себе, как о преемнике вслух. Но даже в состоянии стресса не торопится убеждать журналистов, что альтернативу Януковичу не подбирают. Подбирают – теперь это понятно. И секрета уже фактически нет.