Политическая жара в стране возрастает. Котел социума перегревается. Предохранители и регуляторные механизмы разрушаются. Народ устал ждать положительных сдвигов. Он осознает, что у него пытаются отобрать жизненные ценности и заменить их избирательными лозунгами. Это означает, что наступило время действий.

И через сто лет после образования УНР на Печерских холмах процветают политический идеализм и гетманские амбиции. Для этого нет серьезных оснований, но их заменяют настроения, доминирующие в социальной среде. Эти настроения связаны с повышением температуры социума, что свидетельствует о приближении выборов.

Главная фишка будущих выборов — ориентация на новизну. Электорату предлагают: новый курс в абстрактное будущее; новые лица, лезущие с песнями или юмором с экранов телевизоров на известных телеканалах; новую элиту, формирующуюся в условиях окопной войны; новые политические партии и платформы; новые экономические реформы, которые обеспечат высокий уровень жизни. Избирайте... За кулисами же остается вопрос о том, что скрывает эта новизна, и кто финансирует соответствующие кампании.

Простые и быстрые решения содействуют хаотичности социокультурных процессов. Действительно, можно избавиться от супервлияния олигархов, можно не брать транши МВФ, можно пригласить все правительство из одного иностранного государства, можно ориентировать народ на столетнюю войну, можно за бесценок отдать иностранцам земли, принадлежащие народу...

Значительно сложнее почувствовать динамику событий, не потеряться в лабиринтах моделей будущего. Разумна в этом отношении позиция рыцаря культуры Д.Лихачева, который считал, что можно рассмотреть общие тенденции развития, если «протянуть очень длинную мысленную линиювбудущееи иметь для нее достаточно длинный противовес в прошлом».

В контексте такого понимания ситуации есть смысл перейти от «новационного» подхода к креативному, в котором объединяются два требования. Во-первых, внимание к оригинальным концепциям, которые дают возможность осознать главные грани настоящего, не отвлекаться от достижений прошлого и вместе с тем постигать особенности вхождения в будущее. Во-вторых, нравственность и добропорядочность избранных властных структур, которые должны обеспечить последовательность положительных сдвигов и разработать объединительную стратегию развития страны. Иной вариант развертывания событий приведет к варварским способам решения накопившихся проблем и противоречий.

Миграция этносов как исторический фактор

На материале прагматичного постижения одной из актуальных проблем (миграционной) рассмотрим некоторые общие особенности безотлагательных изменений.

Миграционные процессы как реальность социального мира имеют региональные отличия (природные факторы, военные действия, экологические условия, социальные потрясения, голодоморы), но нуждаются в политическом и экономическом отображении, что в итоге фиксируется юридическими формулами. Именно таким образом появляются статьи в национальном законодательстве, международные соглашения и декларации на уровне ООН. Но все это вместе не снимает напряженности в отношениях государств и народов. Одна из причин этого — нехватка внимания к этническому аспекту проблемы. А углубление в ее корень нуждается в «длинной линии» в осознанное прошлое.

Расселяясь по миру, этносы индоевропейского типа всегда брали с собой семена пшеницы и останавливались в тех регионах, где удачно объединялись условия, необходимые для выращивания этой культуры. И, в любом случае, новые земли — это также и встречи с новыми народами. Оптимальный вариант в таких ситуациях — поиск согласия и продолжительного взаимопонимания. Этнохозяйственные и языковые влияния обусловливали изменения в среде обоих обществ.

Линейные миграционные концепции фиксируют последовательность сдвигов типа «домино» или ассимилирующие взаимодействия. Особенности нелинейных концепций связаны со взрывными ситуациями и эволюционными процессами. Человеческое сообщество, сформировавшееся на землях современной Украины, ощущало последствия двух процессов: последовательного этнического наслоения и миграционных «взрывов с излучением».

Последовательное наслоение этносов создало особый механизм взаимосвязи человека и природы, результатом которого стали постепенные ландшафтные изменения. Каждый этнос приспосабливал окружающий ландшафт под свои потребности и одновременно сам адаптировался к его условиям. Решающим фактором было распространение определенных культур и активное использование животных. Факт одомашнивания коня имел радикальные последствия для жизнедеятельности людей, обеспечив оседлый образ жизни на земле, а также изменение темпа реальных миграционных процессов. Известно, что когда этническая система перенасыщается энергией, наступает время военных походов и миграций. Именно эти сдвиги исследователи фиксируют как «взрыв с излучением», а процесс расселения по Евразии связывают со становлением феномена индоевропейского сообщества.

Процесс взаимоассимиляции, взаимообогащения, продолжавшийся с середины VI тыс. до н.э. в течение трех-четырех тысячелетий, сформировал условия сосуществования разных этносов, стал шагом к родству культур, что отражается прежде всего в языках. Одновременно наблюдалось движение культурно близких этносов в разных направлениях: в Европу, вплотную к Скандинавии; Малой Азии, к Средиземноморью. Часть же сообщества, оставшаяся на прародительских землях, и дальше развивалась в пульсирующем режиме, который в духовном плане воспринимался через «смерть» и «рождение», образуя высшие приоритеты бытия этносов. Выделение каждой новой «порции» народов и племен приводило к сжиманию самого ядра, терявшего часть своей жизненной энергии, культурного и энергетического потенциала.

Нагромождался новый заряд — и происходило новое «излучение — выделение». Именно этим объясняется, по мнению исследователей, определенное отставание «ядра» в социально-культурном плане по сравнению с переселенцами. Механизм адаптации человека к природе, действующий на уровне этносов, обретает новые особенности с появлением государств и модернизируется в процессе становления цивилизаций. Вместе с тем миграционное движение следует рассматривать в контексте более глубоких и важных сдвигов — социальных, культурных, религиозных.

Во второй половине ХIХ в. американский этнограф Л.Морган предложил делить историю на три эпохи — дикость, варварство и цивилизация. Но в каждой из них различал три, связанные с уровнем хозяйствования и материальной культурой, ступени развития.

По его схеме, эпохе дикости соответствует хозяйство, которое держится на деятельности присвоения: собирательство, охота, рыболовство. Низшая ступень дикости начинается со становлением самого древнего человека, средняя — с возникновением рыболовства и использованием огня, высшая — с изобретением лука и стрел.

Эпоха варварства опирается на хозяйствование, в котором доминируют формы производственной деятельности — скотоводство и земледелие. Низшая ступень варварства начинается с возникновением гончарства, средняя — с распространением скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появлением железа.

С позиций современности, эпоха цивилизации основывается на социально-политических ориентациях, научно-технических и технологических сдвигах, торговых и финансовых трансформациях глобального уровня. Низшая ступень цивилизации определяется культурой земледелия и экологической ситуацией, средняя — рациональным использованием материального и духовного потенциалов общества и осознанием проблемы будущего, высшая — диалогом культур и формированием критерия разумности общества.

Из этих положений складываются основы классического понимания исторических изменений. Фрагменты неклассического подхода реализованы в работе «Марш титанов» (США, 1999).

Оригинальность концепции, предложенной авторами, заключается в том, что она сохраняет потенциал базовой идеи, углубляет ее в конкретном историческом плане, связывает с рядом других проблем. Особенность концепции в том, что акцент делается не на последовательности и многовекторности движений этносов, а на сбалансированности движений этносов с первичной и вторичной прародины. Осознание того факта, что движение этносов второй волны проходило с северного и южного берегов Черного моря, дает ответы на вопросы, тысячи лет интригующие исследователей: откуда пришли в древнюю Грецию ахейцы и дорийцы; каковы реальные причины войны и разрушения Трои? Вместе с тем создаются условия для нетривиальной интерпретации возникновения греческих городов-колоний, а затем Боспорского государства, столицей которого стал Пантикапей. Этот исторический факт можно рассматривать как возвращение потомков на земли пращуров. Целостность исторического видения сохраняется, поскольку исследовательское сообщество соглашается с тем, что основные движения этносов приходятся на период, охватывающий значительную часть варварства и начало цивилизации. В последнее время понятие «варварство» вышло за пределы традиционного употребления.   

Политическое варварство — химера времени. Понятие «варварство» ныне содержит несколько смыслов: исторический, генетический и концептуальный. При этом исторический смысл варварства осознается в разных регионах мира как следствие эпизодичных контактов народов, культурные ориентации которых различаются. Как известно, поначалу термин «варвар» не имел негативного значения. Варварами греки называли народы, не владевшие греческим языком. Но постепенно, особенно со времен греко-персидских войн, этот термин обретает специфический характер.

Греция IV ст. до н.э. находилась в состоянии острого социального и политического кризиса. Как выход из него предлагались разные пути: реформирование полисов, создание сбалансированной социальной системы, построение идеального государства. Но, в сущности, победила позиция, сформулированная выдающимся афинским оратором и политическим деятелем Исократом: «Перенесем богатства Азии в Европу, а беды Эллады — в Азию». За этим тезисом скрывалась идея завоевательных походов, грабежи других народов, переселение на захваченные земли обнищавших греков и порабощение ими аборигенов. Такой подход нуждался в соответствующем обосновании, что и сделали ведущие политические мыслители. Так, по Аристотелю, варвары по своей природе были более низкими, чем греки, существами, и поэтому судьбой были предназначены стать рабами греков.

Генетический смысл варварства заключается в том, что в истории любой страны можно найти признаки этого периода или некоторые его элементы. Критерием для такого самоопределяющего взгляда могут быть: иная предыдущая религиозная ориентация, иное социальное устройство, иные идеологические приоритеты, иные культурные ценности.

В современном социальном мире возникла особая ситуация. Образовался разрыв между уровнем развития социума и его политическим осознанием. Парадокс в том, что общество достигло степени цивилизации, а политика заблудилась в лабиринтах варварства. Политическое варварство — это цена за поклонение технологиям во времена глобализации, т.е. происходит унижение человеческого достоинства и подмена ценностей культуры экономическими приоритетами. Особой активности политическое варварство достигает в контексте мощных миграционных потоков, охватывающих все регионы современного мира. Не следует отбрасывать сценарий, по которому получение правительством очередного транша может быть связано с созданием лагерей для мигрантов.

Политическое варварство влияет на структуры любого качества. В одних случаях это квоты на прием мигрантов, закрытие портов для кораблей с мигрантами, а в других — уничтожение памятников культуры или поддержка сепаратизма.

Следует признать, что совокупность интеграционных процессов, обозначенных термином «глобализация», достигает пределов своего исторического бытия (британский Brexit, обсуждение идеи европейского военного альянса, намерения относительно пересмотра границ, экономически-энергетическое противостояние Нового и Старого Света и т.п.). В таком контексте на прагматическую арену выходят ценности национальных государств, что присуще ведущим странам разных регионов. Постепенно формируется ловушка для человечества, поскольку образуется среда, в которой не только находится повод, но и вызревают предпосылки для мировых войн. Рафинированная формула современного варварства — зачем нам такой мир, если в нем нет...

В украинских реалиях политическое варварство пытаются скрыть двумя способами: общими намеками на низкий уровень политической культуры или определенным отступлением от основ демократии; толкованием представителями экспертной среды «глубинности» действий всех ветвей государственной власти.

Отталкиваясь от известного изречения Гердера «глупость должна проявиться, чтобы мудрость ее превзошла», можно обосновать позицию «варварство должно осуществиться, чтобы цивилизация его победила». В материале для осознания реальности политического варварства в украинской действительности недостатка нет: олигархическая структура власти; лишение возможности принимать участие в выборах переселенцев с оккупированных территорий; принятие законов без их финансового обеспечения; тарифные манипуляции, формирующие ресурсы для президентской кампании; на ключевых должностях — люди без соответствующего образования; погромы ромских лагерей; налоговые льготы для крупного бизнеса, и т.п.

В концентрированном виде политическое варварство трансформируется в тяге к войне. Войну начинают правительства, а точнее, определенные круги во власти, которые пытаются перевести действия на иной уровень, т.е. достичь военного противостояния народов. Власть последовательно идет на воспроизведение израильской модели конфликта, через который прошло уже несколько поколений. Главная опасность не в том, сколько десятилетий он длится. На Ближнем Востоке воюют не страны, а народы. Войны такого типа не выигрывают, это — путь в никуда. И именно на этот путь пытается склонить нас нынешняя власть, олигархическая по своей сути. Парадокс в том, что олигархам в стране ничто не угрожает. Опасность для них возникает за границей, когда они не могут обосновать происхождения своего богатства или на них подали иски другие государства. Поэтому ни выборы, ни противостояние с агрессором для них не проблема для существования. Кроме того, у небольшой группы людей, фамилии которых всем известны, есть свой план «Б». Он состоит из двух пунктов. Первый — сконцентрировать в офшорах чистые деньги, второй — развязать в стране гражданскую войну по югославскому сценарию, т.е. разгромить страну, чтобы исчезла сама возможность отвечать за свои действия. Нет страны — нет проблемы.

Ответственность перед будущим

Противостояние политическому варварству становится битвой за приемлемое будущее. Если исходить из трехуровневой модели государства, которую в свое время предложил Платон, то можно рассмотреть ее современный эквивалент в развитых странах. Самый низкий уровень такой модели — это разведчики будущего, то есть экономические «эскадроны» и структуры рискованного бизнеса. Средний — «арматуры» общества: политические партии, конституционно-правовые образования, общественные организации. Высший — современные креаторы, т.е. признанные стратеги и моральные авторитеты международного масштаба. В контексте такой структуры складывается и поддерживается система демократических ценностей, которая придает стабильность социокультурным процессам и позволяет уверенно смотреть в будущее.

Украинское государство за период независимости пришло к структуре, гарантирующей человеку бедность и утраченное будущее. Самый низкий ее уровень образуют силовые и правоохранительные структуры. Средний — административно-управленческий аппарат и марионеточные политические партии. Высший уровень удерживают олигархические кланы, которые находятся в постоянном братоубийственном союзе. Стабильность такой структуры в значительной мере поддерживается политическим варварством, т.е. навязыванием совокупности приоритетов, среди которых доминируют коррупция, обман, рэкет, рейдерство, фальсификация, контрабанда, кровь. Такие приоритеты, разумеется, и рядом не стояли с демократическими ценностями, превращающими призывы политических предводителей в пустые декларации. Назрела потребность системной трансформации структуры, т.е. надо осознанно избавиться от политического варварства.

Кто должен восстать против политического варварства? Прежде всего народные партии и сплоченные профсоюзы. К сожалению, настоящие профсоюзы упокоились, а от партий остались одни только лозунги. Не существует и юридических механизмов борьбы с политическим варварством. Надежды возлагаются на формирование ответственной элиты в особых условиях — в условиях войны. Но элита определяется не названием и административно-политическим назначением, а действиями и мировоззрением, вектором восприятия будущего. Элита не может формироваться на фронтах, там проверяются человеческие качества и способность оставаться человеком.

Не решит проблемы варварства и новый состав ЦИК и внедрение новейших избирательных технологий. Процедура электронного голосования в отдельных африканских странах не гарантирует того, что результаты не будут уничтожены молохом трайбализма.

Массированная манипуляция последнего времени базируется на утверждении, что будущие выборы (президентские и парламентские) позволят изменить ситуацию в стране. Этого не произойдет — изменится состав команды, а игра будет продолжаться по правилам олигархов. То же можно сказать и об иллюзии относительно отмены всех законов, принятых действующей властью.

Поэтому украинский социум должен задействовать последний резерв — прогрессивные силы гражданского общества. Именно они могут обеспечить не перезагрузку, а обновление системы, ибо только там еще сохранился моральный капитал, необходимый для изменений. Это означает, что пассионарные группы должны ориентировать волю народа на порождение объединенного движения к обновлению — к миру, благосостоянию, движению в будущее. Кто возглавит этот процесс, определит ситуация. И дай Бог, чтобы этот человек не предал себя. А своеобразность ситуации заключается в том, что происходят деформация и распыление ценностей и смыслов человеческого бытия, тратятся большие усилия и ресурсы на переориентацию целей основных социальных групп, т.е. людей пытаются превратить в манекены.

Вместе с тем гражданское общество созревает до осознания того, что уничтожение политического варварства начинается со становлением нового подхода к пониманию социума. В основах продуктивного мышления антиномии Канта уступают место практопиям Тоффлера. В украинских реалиях практопия, интегрирующая усилия против политического варварства, имеет материальную и духовную составляющие.

Материальная составляющая фиксирует конституционное демократическо-прагматическое отношение к собственности. Ответственность объединенного движения к обновлению начинается с того, что каждый гражданин не только будет надеяться получить пропорциональную справедливую долю от использования недр и земельных ресурсов, но и реально получит ее.

Духовная составляющая формируется в процессе интеграции предыдущего опыта этносов, нынешних достижений государства и будущих шагов цивилизации, к которой мы принадлежим. Духовность не возникает в виде формулы, которая может быть перенесена и закреплена в памяти. Обращение к духовности, т.е. к духовным традициям, требует значительных моральных и интеллектуальных усилий, времени и самосознания.

Все поколения страны и ее гражданское общество стоят перед главным выбором: чему надо осознанно отдать предпочтение: известным политически-экономическим схемам общественной жизни или конструктивным ценностям согласованных социокультурных сдвигов?

Именно от этого выбора зависит, будет ли у нас будущее без оков.