В апреле-мае 2012 года была осуществлена попытка монополизировать рынок оценочных услуг в Украине. Помешала этому лишь резкая реакция со стороны самих оценщиков да освещение ситуации в СМИ. В события вмешались первые лица государства, и, казалось, аферу удалось сорвать. Тем не менее, ее авторы готовят реванш.

Попытки монополизировать оценочный рынок связываются с фамилией небезызвестного народного депутата Антона Яценко, некогда реализовавшего аферу под названием "Тендерная палата", а позже пытавшегося реализовать подобное мероприятие на ниве платной подачи электронной отчетности в госорганы. И хотя сам Яценко отрицает какую-либо связь между ним и попыткой монополизации рынка оценки, его действия дают новые подтверждения такой связи.

Битва

Попытки монополизировать рынок оценки имущества стартовали в начале 2012 года, когда Верховная рада изменила отдельные приватизационные законы. Среди множества изменений были поправки, по которым с фискальными целями недвижимость могли оценивать лишь "особые" субъекты оценочной деятельности. Следующим шагом стали приказы Фонда госимущества от 23 апреля 2012 года. Ими ведомство утвердило новое направление в оценке - "для целей налогообложения". Вскоре ФГИ, руководствуясь загадочными принципами, отобрал 12 фирм из 4 тыс, которые получили монопольное положение на рынке оценки. Сразу же после вступления приказов фонда, 14 мая, по неизвестным принципам были отобраны 40 оценщиков для семидневного обучение в Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики. Почему и как было выбрано это учебное заведение, и кто отбирал претендентов на обучение - этот вопрос фонд оставил без ответа. При этом 9 тыс работающих в отрасли специалистов, по сути, были оставлены не у дел.

Согласно новому порядку эти 12 фирм, офисы которых располагались в Киеве, должны охватить все регионы Украины. Оценка могла проводиться даже без выезда на объект, что до сих пор было нонсенсом. Новая система сводила к минимуму ответственность монопольных оценщиков перед людьми и государством, зато предусматривала десятикратное удорожание работ. Ожидаемый чистый доход монополистов, который планировалось получить только на первых порах, специалисты отрасли оценивали 300 млн грн. Общественные организации оценщиков обратились к президенту, правительству, народным депутатам. В конце концов, под требованием остановить монополизацию рынка подписались все отечественные оценщики. На этом этапе к освещению проблемы подключились СМИ. Это привело к тому, что скандал стал по-настоящему громким. 14 июня подавить замыслы авторов идеи взялся лично премьер Николай Азаров. Он поручил отменить приказы Фонда госимущества, наказать виновных и нормализовать работу на рынке оценки. ФГИ попытался обойти указания главы правительства. Вместо отмены приказов он поначалу признал их лишь утратившими силу. Однако этот факт был немедленно обнаружен СМИ, и уже 15 июня фонду пришлось отменить свои приказы.

Контратака

Пока оценочное сообщество праздновало победу, оказалось, что борьба не закончена. Вопрос изменения правил игры в оценке имущества для налогообложения стал подниматься снова. В ход пошли обращения в правительство и другие инстанции. Инициировали их три общественные организации, которые существуют только на бумаге. ФГИ в мае 2012 года признал их саморегулируемыми организациями оценщиков. "Союз оценщиков Украины" и "Ассоциация специалистов банковской оценки Украины" получили этот статус 15 мая, а "Ассоциация оценщиков Украины" - 24 мая. Однако в Украине действует ряд настоящих профильных общественных организаций: "Украинское общество оценщиков", "Ассоциация специалистов оценки", "Союз экспертов Украины", "Союз оценщиков земли", "Всеукраинский союз экспертов-оценщиков", "Союз оценщиков Украины".

Тем не менее, ФГИ предпочел иметь дело с тремя фантомами. Их представителей включили в Набсовет по вопросам оценочной деятельности. Был утвержден состав Экзаменационной комиссии по направлению "Оценка для целей налогообложения". В комиссию вошли представители только двух саморегулируемых организаций из девяти, признанных Фондом: "Ассоциации специалистов банковской оценки Украины" и "Союза оценщиков Украины". Из представителей тех же двух организаций фонд составил аттестационную комиссию по качеству услуг. Список участников "Союза оценщиков Украины", "Ассоциации специалистов банковской оценки Украины", "Ассоциации оценщиков Украины" остается тайной. ФГИ отказался предоставлять такую информацию в ответ на запросы оценщиков. Мотивация - персональные данные. Это, конечно, нонсенс: оценщики не могут установить, кто является членами названных выше организаций.

Тогда оценщики решили пойти от противного: со всей страны в организации-фантомы полетели обращения от оценщиков с просьбой вывести их из числа членов этих организаций, если их туда вписали. Копии писем были направлены в ФГИ. Согласно порядку признания фондом статуса саморегулируемой организации, в случае внесения изменений в состав членов организации, СРО должны информировать об этом не позднее чем в двухнедельный срок. А ФГИ должен контролировать соответствие СРО требованиям, определенным этим порядком. Однако откажется ли ФГИ от сотрудничества с фантомами, не понятно. Судя по всему, фонд и его глава Александр Рябченко заинтересованы в реализации аферы. Впрочем, дело не только в этом. У упомянутых "бумажных" организаций и у 12 фирм, которые должны были монополизировать рынок оценки, "ноги растут" из сомнительных сделок времен Тендерной палаты.

Ответный удар

Сопротивление умелым аферистам с депутатскими мандатами не прошло даром для наиболее активных представителей оценщиков. С первых дней борьбы в их адрес звучали угрозы и запугивания от неизвестных. После отмены приказов Фонда госимущества в отношении ряда активных оценщиков началась травля в нечистоплотных СМИ. На сайтах-«помойках" можно обнаружить немало всяческой грязи и "разоблачительных" статей по этому поводу. Подтверждения того факта, что заказчиком данных мероприятий выступает Яценко, безусловно, нет. Однако своими действиями он это в полной мере подтверждает.

Яценко написал запросы во все 25 региональных отделений ФГИ. Не поленился направить письма в областные управления земельных ресурсов и другие госучреждения. Всего за месяц Яценко разослал более 1 тыс запросов. В качестве повода для депутатских обращений автор тендерной аферы выбирает именно те заказные статьи, которые поливали грязью оценщиков. В письмах Яценко просит предоставить всевозможную информацию о непокоренных представителях отрасли - правоустанавливающие документы, информацию о коммерческой деятельности за пять лет и многое другое. Вероятно, эта информация необходима для наполнения контентом очередного сайта-"помойки".

Любопытно, что в обращениях депутат декларирует готовность предоставить 25 отделением ФГИ и 25 управлением Госкомзема копировальную технику для тиражирования информации об оценщиках, то есть подарить 50 "ксероксов". Невиданный альтруизм.