Настоящие лидеры образования Украины XXI века должны написать на своих знаменах одно единственное слово: «Свобода»! Свобода – это очень необычное для нашей системы образования понятие, но никакой альтернативы нет. Мы не сможем ее построить, если не полюбим свободу, не научимся использовать свободу педагогической мысли и действия как инструмент развития.
В 2005 году после Оранжевой революции открылось «окно возможностей» для ухода от привычных методов бюрократического жестко-централизованного управления образованием. К сожалению, после некоторых демонстративных шагов к декоративной «дебюрократизации», снова начался «бег на месте общепримиряющий». И тогдашнему и нынешнему руководству, было проще сохранить привычную ситуацию, когда и школы и университеты содержатся на коротком поводке и на голодном пайке. Оставлять все как есть – весьма комфортно, ведь проблемы развития образования не находятся в центре внимания украинского общества. Уровень осознания общественным мнением сегодняшнего состояния образования не соответствует ни масштабам проблемы, ни угрозам, которые она несет. Поэтому именно в этом Украина демонстрирует наиболее показательные проявления гражданского инфантилизма.
Сейчас явно не хватает конструктивных, интеллектуальных дискуссий по вопросам развития образования. Конечно, прежде всего следует вести общенациональный разговор о том, какие изменения возможны именно сейчас в обозримой перспективе – 10-20 лет. Речь идет об очевидных вещах. Как можно надеяться на «светлую перспективу» в условиях, когда новые пути развития украинского образования еще не определены, а старые ведут в пропасть? Неужели будем ждать до того времени, когда неэффективность модели бюрократического внешнего управления школами и университатами приведет к окончательному краху? Тогда Украина вынуждена будет начать идти в том же направлении реформ образования, которым идут большинство европейских стран. Другое дело, что пассивное ожидание краха лишит перспективы еще одно поколение наших сограждан. За это время наше отставание дойдет до необратимого предела, и за иллюзии придется расплачиваться очень дорогой ценой.
Невозможно реформировать образование без развития социального капитала, составной частью которого является доверие в обществе. К сожалению, нет не только доверия, но и элементарной осведомленности. Сейчас мало кто представляет, для чего делаются реформы в образовании. О цели реформ, их алгоритмах должны знать все. Если спросить у любого школьника, отца или учителя: «А вы знаете, для чего осуществляются реформы?», они сразу же четко сформулируют ответ, это будет значить, «правильной дорогой идем, товарищи».
В нашем обществе должно появиться общее видение того, что такое школа и что такое университет. До сих пор господствует примитивизированное представление об учебном заведении как о здании с учебным оборудованием. Школа – это не стены. Это скорее стиль обучения, атмосфера познания мира, определенное мотивационное поле. Университет – это место научного поиска, ведь именно вокруг науки и организуется современное университетское обучение.
Такое видение выгодно директорам-хозяйственникам и разнообразным проверяющим, которые оценивают работу школы по тому, что в ней есть. Выгодно оно и власти. Куда тратить деньги? На ремонт крыши или туалета, на закупку мебели или компьютеров. Откаты в этом случае зашкаливают. А вот с зарплаты учителя или финансирования его профессионального развития трудно получить какую-то выгоду. Ученики? Можно «заработать» разве что на организации их питания, централизованном снабжении учебников или каких ну совсем уж экзотических вещах вроде итоговых контрольных работ за спущенными сверху тетрадями или принудительном приобретении школьной формы, атрибутики и т.д.
Школа у нас как бы «детоцентрична», но на самом деле далеко не ученик является центром школьной вселенной. Содержание здания, бумаготворчество и выполнение других указаний сверху, – это реальные приоритеты украинского образовательного менеджмента. При этом, если кто-то не видит других проблем и других задач, это вовсе не означает, что их не существует.