Благодаря разнообразным схемам по вымыванию капитала и последующего раздувания активов банков десятки миллиардов долларов выводятся из Украины, а десятки украинских финучреждений оказались под попечительством Фонда гарантирования вкладов.
Одна из наиболее распространенных схем заключается в размещении денег украинских банков (такую схему также используют банки Прибалтики и России) на корреспондентских счетах в банках из Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна. Под залог этих средств банк выдает кредиты третьим лицам на территории ЕС или в Украине. Далее финансы списываются в счет погашения обязательств третьих лиц, например, кипрских компаний. Согласно данным источников Forbes в НБУ, по этой схеме были выведены сотни миллиардов гривен ряда банков, которые уже находятся под управлением Фонда гарантирования вкладов.
Второй распространенный способ вывода средств – фиктивная капитализация украинского бизнеса. Под залог средств на корреспондентских счетах в австрийских банках выдаются кредиты компании в офшоре. Офшорная компания, в свою очередь, заводит средства как инвестиции в украинские банки. Де-факто происходит капитализация не за счет акционеров, а за счет своих же вкладчиков.
В банковском надзоре о схемах вывода средств через европейские банки хорошо осведомлены. Хотя бы потому, что именно регулятор указывает украинским банкам на необходимость хранить валюту стран «первого уровня» – доллары и евро – на корреспондентских счетах в странах «первого уровня», в том числе в США и ЕС. Соответствующие правила регулируются постановлением правления НБУ №343 от августа 2001 года. Далеко не все банки в Европе и США спешат сотрудничать с коллегами из Украины, равно как и с финучреждениями из других стран экс-СССР. Не в последнюю очередь и потому, что работа с такими финансовыми системами, как украинская, таит в себе серьезные репутационные риски. Но есть исключения.
Одним из таких «сговорчивых» банков из Европы является австрийский Meinl Bank AG. Летом этого года НБУ разослал запросы ряду украинских банков, желая уточнить: нет ли у них корреспондентских счетов, отягощенных обязательствами, в Meinl Bank AG? По данным Forbes, такие письма получили несколько десятков банков. И оказалось, что корсчета в Meinl Bank AG имеют многие банки, в их числе, согласно данным из открытых источников, «Кредит Днепр», «Дельта», «Хрещатик», «Вернум», «Аксиома». Несколько банков, которые работали с австрийской финансовой компанией, уже находятся в ведении Фонда гарантирования вкладов. Например, Актив-Банк, вкладчики и миноритарные акционеры которого не могли забрать свои средства с апреля 2014 года, но временная администрация там появилась только в сентябре. Или CityCommerceBank, о котором Forbes недавно писал.
Также – Южкомбанк,временная администрация куда была введена 26 мая 2014 года. По информации источников Forbes в НБУ и Кабинете министров, уже в период действия временной администрации, 11 июня 2014 года, с корреспондентского счета этого банка в Meinl Bank AG произошло списание эквивалента 211,84 млн гривен в пользу кипрской компании Tosalan Trading Limited (Никосия).
Еще один пример – Автокразбанк, который сегодня находится в стадии ликвидации. Еще 30 мая в банк была введена временная администрация. А 12 июня 2014 года с корсчета этого банка в Meinl Bank AG были списаны 106 млн гривен на погашение обязательств третьих лиц – в пользу кипрской Agalusko Investment Limited (Лимассол). Также 211,8 млн гривен были списаны у банка «Таврика» в пользу кипрской Winten Trading LTD – в ноябре 2012 года.
Forbes обратился сразу к трем банкирам с просьбой помочь с контактами в банке. Редакция обратилась и к источнику в Москве, который специализируется на трастовых и офшорных сервисах. Оказалось, что в РФ банк тоже хорошо знают. Forbes попросил контакт Meinl Bank AG для получения интервью. Но в венском офисе банка на просьбу об организации интервью с их руководством в Вене или с представителями в Украине ответили, что у них офиса в Киеве нет. «Хотим вам сообщить, что у Meinl Bank AG нет офиса ни в Киеве, ни в Москве», – сообщил Forbes один из сотрудников банка. Однако, согласно данным социальной сети LinkedIn, как минимум два человека из Киева связаны с Meinl Bank AG. Например, представителем Meinl Bank AG представляется Анастасия Зорина, местом своей работы в Украине называет Meinl Bank AG и экс-сотрудница УкрСиббанка (BNP Paribas) Ольга Поплавская.
В пятницу вечером, 12 декабря, еще один банкир, который обещал сконтактировать Forbes с сотрудниками банка, ответил, что «руководство банка находится сейчас в Израиле, и его телефон все время занят – дозвониться пока что невозможно».
В итоге Forbes удалось связаться с пресс-секретарем Meinl Bank AG Томасом Хьюмером (Thomas Huemer). «Мы очень рады, что с вами связался Thomas Huemer. Просим в дальнейшем обращаться именно к нему, так как только он, являясь представителем Press Office of Meinl Bank AG, может помочь с решением ваших вопросов», – ответила в личной переписке с Forbes одна из сотрудниц банка. «Из-за своих принципов коммуникации и банковской тайны мы не комментируем сделки или отношения с другими банками и клиентами. Конечно, все национальные и международные мероприятия Meinl Bank проводятся в рамках всех соответствующих законов и нормативных актов», – дал официальный комментарий пресс-секретарь банка Томас Хьюмер.
По его словам, банк работает в Украине с 1996 года, тогда как некоторые из банкиров, у которых Forbes наводил справки о Meinl Bank AG, уверяли, что этот банк был приведен в финансовую систему при соучастии высокопоставленных чиновников из окружения Виктора Януковича.
По информации Forbes, этот банк активно предлагал свои сервисы и во времена президентства Леонида Кучмы, и при Викторе Ющенко. Продолжает он работать и при Петре Порошенко. Причем, наверняка, все проводимые в текущий момент схемы могут считаться соответствующими де-юре принятым нормативам.
Forbes обратился к банкирам, что они знают и думают о Meinl. Большинство опрошенных согласились предоставить комментарии только на правах анонимности. Далее приводим примеры этих комментариев.
«Откуда у вас это название всплыло? Есть такая тема: в странах первой категории создаются банки для обслуживания счетов украинских финансовых учреждений. Раньше эту функцию выполняли прибалтийские и кипрские банки. После того как НБУ обязал держать валюту первой категории только в банках стран первой категории – ЕС или США, в странах ЕС начали создаваться такие банки. Суть их операций заключалась в том, чтобы накачивать уставный фонд. Например, в этом банке размещался депозит в валюте первой категории. А банк под не оприходованную гарантию выдавал деньги некой офшорной компании, которая, в свою очередь, заводила эти деньги в Украину, и таким образом формировала субординированный долг или уставный фонд. Есть один такой банк, которым пользовалась добрая половина украинских банков», – рассказал один финансист на правах анонимности.
«Meinl – хороший банк, с хорошей поддержкой для открытия счетов. Кто же его не знает?! Это один из немногих австрийских банков, которые пока еще нормально открывают счета для российских и украинских клиентов. Корни этого банка – из России», – поясняет другой банкир.
«Это нормальный их банк, который ведет бизнес так, как принято в тех странах. Такие же услуги оказывают люксембургские банки. Они все предоставляют определенного рода продукты. В случае с Meinl Bank AG предоставлялись продукты, которые позволяли под гарантию корреспондентского счета кредитовать инсайдера», – отмечает третий спикер.
«У нас в свое время там был корреспондентский счет, но мы его закрыли. Не пригодился. Это не лучшая информация. Не хотелось бы, чтобы она просачивалась на рынок», – отметил четвертый комментатор.
В Национальном банке Украины на вопросы Forbes по данной схеме не ответили. Между тем, в Фонде гарантирования вкладов сообщили, что не исключают международных судебных процессов с участием компаний – третьих лиц, на которые выдавались кредиты, под которые в итоге проходило списание с корреспондентских счетов в банках ЕС, в том числе Meinl Bank AG.
«Мы будем подавать иски с правом регресса в определенные суды на компании, которые получали деньги в счет возмещения кредитов под залог корсчетов. Мы изучаем ситуацию и рассматриваем в качестве возможных планов», – рассказал Forbes заместитель директора-распорядителя ФГВ Андрей Кияк. По его словам, закон позволяет делать все возможное для возврата денег вкладчиков, в том числе привлекать международные структуры на уровне судов.
Скорее всего, без комплексных решений на уровне международных контактов решить вопрос с работой многолетних схем не получится. «Мы знаем, что с помощью корреспондентских счетов работает или схема списания, или схема капитализации банка из-за рубежа, когда оттуда заводится капитал, который выглядит как привлеченный из-за рубежа, – подчеркивает Кияк. – Есть Meinl Bank AG из Австрии, есть Frick (Bank Frick and Aktiengesellschaft. – Forbes) из Лихтенштейна. Но претензии не к ним, и судиться с ними нет смысла. Претензии к третьим лицам, которые получали в ЕС кредиты». По информации Forbes, с января 2015 года австрийский банк может усложнить условия открытия офшорных счетов.
Forbes направил вопросы в Moneyval и FATF, попросив уточнить, существует ли сегодня взаимодействие с госорганами Украины по вопросу денег украинских граждан и компаний, которые прошли через счета Meinl. В Moneyval ответили, что занимаются мониторингом, а не расследованиями. Хотя Meinl Bank AG, даже при возможной прозрачности операций, уже хорошо известен в Прибалтике как один из каналов по выводу денег из рижского Krajbanka, а также в РФ, где проходили суды по попытке возврата из Meinl Bank AG части средств вкладчиков Витас-Банка. Отметим: возможное расследование схем с участием австрийских финансовых учреждений без должной подготовки может привести к тому, что средства застрянут на счетах в Австрии. Выиграет от этого финансовая система этой европейской страны.
Также вопросы о межгосударственном сотрудничестве и схемах были направлены в центральный банк Австрии. Некоторые источники в международных финансовых корпорациях отмечают, что возможности экспансии услуг на соседние рынки и дальнее зарубежье появились у австрийских банков на спаде и после завершения югославских войн 1991-2001 годов. Считается, что заработанный на войне и на процессах распада и децентрализации Югославии капитал комфортно чувствовал себя в австрийской банковской системе, которая, в свою очередь, получила достаточно влияния для выхода на международные рынки. Даже сейчас австрийская финансовая система славится своими удобными для офшорных счетов и схожих структур условиями.
Forbes ожидает ответов из FATF и австрийского центрального банка и готов предоставить руководству Meinl Bank AG возможность раскрыть свое понимание причин списания денег с корреспондентских счетов украинских банков. К тому же Forbes изучает других участников цепочки вывода капитала из Украины и раздувания банковских активов.