Северные европейские государства традиционно занимают верхние строчкив рейтингах самых счастливыхи богатых стран. Но есть показатель, по которому Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия — на последнем месте. Это уровень коррупции.
Говорят, что мафия бессмертна, а коррупция неистребима. Последняя особенно опасна, поскольку подрывает принцип верховенства закона, ослабляет основы политической стабильности и тормозит экономическое развитие. Посему борьба с неприглядным общественным явлением ведется большинством государств мира. Но лишь некоторым из них на практике удается добиться ощутимых результатов. Среди этих немногих — страны Северной Европы. Более того, бытует мнение, что там коррупция вообще отсутствует как явление. Неужели, правда? Ведь поверить в такое, особенно на фоне наших «успехов», трудно. Тем не менее это факт подтверждаемый из года в год международными исследованиями.
Так, по данным организации Transparency International, которая уже много лет занимается составлением соответствующего ежегодного рейтинга, страны Северной Европы неизменно замыкают перечень государств, где фиксируются должностные преступления. А журнал Forbes вообще называет Скандинавию территорией, свободной от коррупции.
Наказание мягкое, а позор большой
На сегодня известны две наиболее эффективные схемы борьбы с коррупцией — сингапурская и скандинавская. Восточная модель предусматривает жесткий контроль государства над деятельностью чиновников и серьезное ужесточение наказаний.
Скандинавская же направлена на ликвидацию самой возможности коррупции. Достигается это за счет либерализации экономики, максимальной публичности в державных делах и высоких этических норм, которые общество ставит перед госслужащими. При этом кара для попавшегося взяточника — самая мягкая в мире. К примеру, в Финляндии максимальное наказание — четыре года тюремного заключения. Но на практике чиновник обычно отделывается штрафом. Зато от обвинений в коррупции и судебного преследования не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты. Как результат — в стране ежегодно рассматриваются всего три–четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — взяткодательстве.
Одно из самых громких финских дел — обвинение в коррупции в 1993 году министра торговли и промышленности Кауко Юхантало.
В бытность министром он содействовал выдаче госгарантий одному из банков, находящихся на грани банкротства, — взамен на получение кредитов для собственного бизнеса. По решению суда Юхантало был лишен депутатского мандата.
В том же году расследовалось еще одно громкое дело, в котором также фигурировал экс-министр, председатель Социал-демократической партии Ульф Сундквист. Он способствовал выдаче кредита под правительственные гарантии банку, в развитии которого имел личный интерес. Окружной суд Хельсинки приговорил чиновника к выплате денежной компенсации за причиненный ущерб.
Но подобные примеры — скорее исключение из правил. Ведь если в 1950-х за получение взяток были осуждены 549 человек, то в 90-х — всего 38.
Стоит отметить и тот факт, что роль эффективного инструмента гражданского контроля в скандинавских странах играет пресса. Именно благодаря выступлениям средств массовой информации стали широко известными наиболее резонансные дела. А власти прислушиваются к голосу пишущей братии и реагируют на их выступления.
Высшая мера — презрение общества
Те, кто впервые посещает Скандинавию, уверены, что с таким явлением, как коррупция, местное население просто не знакомо. Да и вообще с криминальными элементами, можно сказать, здесь «большие» проблемы. Даже по сравнению с другими развитыми странами Европы на Севере уровень преступности остается невысоким. Кстати, и наличие стражей порядка на улицах городов в глаза не бросается. Сфотографировать полицейского за работой — большая удача для туриста. А среди нарушителей первое место занимают иностранцы. Кстати, по статистике, они совершают более половины всех правонарушений. Разумеется, это относится к коррупционным делам.
Старая поговорка гласит: «Не в деньгах счастье». Это у нас в современных реалиях ей придумали продолжение: «А в их количестве». Тем не менее любят деньги везде. В том числе и в сытой Европе. И, занимая тепленькое местечко, чиновники иногда не могут совладать с собой. Но в отличие от наших, чаще всего попадаются и несут заслуженное, хоть и мягкое, наказание. Впрочем, вспомнить какие-либо громкие дела удается с большим трудом.
Исключением, пожалуй, может служить история о взятках директоров государственных магазинов, торгующих спиртными напитками. Это самое крупное коррупционное дело в шведской истории. Общая сумма взяток, полученных от 15 служащих-поставщиков, превышала миллиард шведских крон. А число подозреваемых как бравших, так и дававших на лапу, достигло 92 человек! Процесс длился с 2002 по 2007 год. Всего на скамью подсудимых попало более 60 человек. Всех их приговорили к штрафам от 30 до 120 дневных заработков.
Других столь впечатляющих примеров вы не найдете. Листая подшивки шведской прессы, иногда можно наткнуться на сообщение о поимке какого-нибудь коррупционера, но эти дела у наших читателей скорее вызовут саркастическую улыбку. К примеру, пару лет назад широкую огласку получил случай о взятках при прохождении техосмотра. Восьмерых подозреваемых приговорили к штрафам. А знаете, в чем состоял факт взятки? В угощении официального лица крепким пивом.
Предать огласке
Что же все-таки главное в скандинавском опыте? Ведь в этих странах попавших в тюрьму коррупционеров-чиновников можно сосчитать по пальцам. Самое главное — в формировании условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции. В этой связи можно вспомнить один скандал десятилетней давности. Обвинения были выдвинуты против тогдашнего министра финансов Швеции Эрика Осбринка. В чем же состояло прегрешение министра? А в том, что он якобы вне очереди получил квартиру. Газеты подняли шум: мол, мало того, что использовал свое высокое служебное положение, так еще «подмазал» кого надо. И главе ведомства пришлось публично оправдываться! Этот пример наглядно показывает, что любой поступок чиновника находится под пристальным вниманием прессы и общественности.
Взяточничество в скандинавских странах, как и во всем мире, является уголовно наказуемым деянием. Но нет большего позора для госслужащего Швеции или Дании, как попасть в качестве фигуранта по коррупционному делу на страницы популярных газет. Средства массовой информации обладают властью, утверждает в своей книге «Десять заповедей журналистики» репортер Эрик Фихтелиус: «Властью влиять, властью критиковать, властью устанавливать повестку дня». В результате огласка становится самой страшной карой.
Но одновременно СМИ культивируют в общественном сознании и вызывающий уважение образ чиновника, как человека, который выполняет важную задачу — проводит политику государства и обслуживает население. И в таком подходе (уважении и жестком контроле) скандинавы видят главную составляющую своего успеха в преодолении коррупции.
До сих пор бытует легенда, как тысячу лет назад славяне, измученные междоусобными войнами да анархией, позвали варягов на княжение. В результате на наших землях было создано мощное государство. Так, может, и нам их снова позвать или хотя бы опыт использовать? Глядишь, и дела сразу пойдут.
Нам бы так!
В Западной Европе взятки дают неохотно
По данным Transparency International, Западная Европа удерживает мировую пальму первенства свободы от коррупции. В среднем лишь 5% жителей Старого Света когда-нибудь давали на лапу, чтобы решить личную проблему или получить услугу.
По бытовому взяточничеству на первых местах находятся румыны (33% взяткодателей) и литовцы (29%). Для сравнения: в Великобритании, Ирландии, Португалии, Финляндии и Дании до такого противоправного деяния опустились лишь 2% граждан, а в Австрии, Франции, Исландии, Швейцарии и Швеции — 1%.