Судам разрешат раскрывать нотариальную тайну. Так, зарегистрирован законопроект №2516 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования порядка обеспечения охраны нотариальной тайны» авторства народных депутатов Игоря Алексеева и Андрея Помазанова, которым предлагается: внести в Гражданский процессуальный кодекс отдельную главу относительно рассмотрения судом дел о раскрытии информации, содержащей нотариальную тайну; вынести в отдельное производство рассмотрение дел о раскрытии информации, содержащей нотариальную тайну; расширить круг лиц, на которых распространяются уголовно-процессуальные гарантии неразглашения нотариальной тайны; предоставить возможность обжаловать постановления следственного судьи (суда) о временном доступе к документам, которые содержат охраняемую законом нотариальную тайну; установить четко регламентированную судебную процедуру раскрытия нотариусами информации, содержащей нотариальную тайну в отношении физических и юридических лиц.
ДЛЯ или ОТ людей
Одним из важнейших принципов деятельности нотариата в Украине, как и во всем мире, является принцип гарантированности тайны совершения нотариальных действий. Этот принцип обеспечивает на законодательном уровне право и возможность человека реализовать свое право на личную автономию. Соответственно, право на нотариальную тайну должно рассматриваться как одно из проявлений конституционного права личности, которое гласит: «Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины» (ст. 32 Основного Закона).
Важность нотариальной тайны заключается еще и в том, что она подкрепляет доверие граждан к нотариату и является основополагающим принципом деятельности нотариуса, обеспечивает его авторитет в обществе. Воплощение данной идеи является важнейшим вектором дальнейшего совершенствования правового обеспечения вопроса о нотариальной тайне в Украине.
Вместе с тем, современное правовое регулирование отношений по осуществлению нотариальных действий, а также организации и функционирования системы нотариата имеет свои недостатки. Кроме того, надо учитывать, что публичный характер нотариальной деятельности требует высокого уровня гарантий прав обратившихся к нотариусу лиц, в частности, выполнения нотариусом, а также участниками нотариальных правоотношений обязанности хранить тайну нотариального действия. И появление наболевших вопросов, связанных с несовершенством законодательства, регулирующего данный вопрос, закономерно. По сути, законы в государстве призваны защищать, в первую очередь, права человека. Но как говорят в народе, власть пишет законы не для людей, а под себя.
Очередной касающийся нотариата законопроект №2516 от 02.04.2015 вызвал оживленное обсуждение в юридическом сообществе.
Буква закона гласит
На данный момент нотариальная тайна в Украине имеет так называемую законодательную защищенность. Согласно ч. 2 и 3 ст. 8 Закона Украины «О нотариате» от 2.09.1993, нотариус и лица, указанные в ст. 1 этого закона, а также помощник нотариуса обязаны хранить нотариальную тайну, даже если их деятельность ограничивается предоставлением правовой помощи или ознакомлением с документами, и нотариальное действие или действие, которое приравнивается к нотариальному, не совершалось. Обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется также на лиц, которым стало известно о совершенных нотариальных действиях в связи с выполнением их служебных обязанностей или иной работы, лиц, привлеченных для совершения нотариальных действий в качестве свидетелей, и на всех, кому стали известны сведения, составляющие предмет нотариальной тайны.
По сути, законодатель обязывает нотариуса хранить сведения, составляющие нотариальную тайну. Но надо разобраться, что она собой представляет. Нотариальная тайна – это совокупность сведений, полученных при совершении нотариального действия или обращении к нотариусу заинтересованного лица, в т. ч. о лице, его имуществе, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях и т. д. Соответственно, личной тайной являются сведения, которые лицо желает скрыть от всеобщего обозрения. Безусловно, не все сведения, которые лицо сообщает нотариусу, могут быть признаны тайной, однако закон указывает на обязанность нотариуса не разглашать любые сведения, которые стали ему известны в результате выполнения профессиональных обязанностей.
С одной стороны, нотариальная тайна является одним из видов личной тайны, а с другой – профессиональной, поскольку закон возлагает на нотариуса обязанность хранения в тайне сведений, ставших ему известными в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Сохранение профессиональной тайны ложится и в основу содержания присяги нотариуса.
Но законодатель прописывает также нормы, которыми обязует нотариуса сотрудничать с уполномоченными органами, выдавая в установленном законом порядке необходимые справки. Если обратиться к ст. 8 Закона «О нотариате», там говорится, что справки о совершенных нотариальных действиях и другие документы предоставляются нотариусом в течение 10 рабочих дней по обоснованному письменному требованию суда, прокуратуры, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования в связи с уголовным производством, гражданскими, хозяйственными, административными делами, делами об административных правонарушениях, находящимися в производстве этих органов, с обязательным указанием номера дела и приложением гербовой печати соответствующего органа. По сути, выходит, что нотариус и так, без специального решения суда должен выдать документы по письменному требованию уполномоченного органа.
Так где же грань, которую не должен переступить нотариус, чтобы не нарушить нотариальную тайну? Ведь на основании ст. 8 Закона «О нотариате» и п. 7 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины он обязан хранить нотариальную тайну, даже если нотариальное действие не совершалось.
Язык закона – немота факта
Как уже было сказано, обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется также на других лиц. Если более глубоко разбираться в этом вопросе, лицами, которым стали известны сведения, составляющие предмет нотариальной тайны, могут быть:
уполномоченные должностные лица соответствующего органа местного самоуправления (в населенных пунктах, где нет нотариусов, они совершают такие нотариальные действия, как принятие мер по охране наследственного имущества, удостоверение завещаний (кроме секретных), выдача дубликатов удостоверенных ими документов);
должностные лица консульских учреждений и дипломатических представительств (совершают нотариальные действия в консульских учреждениях);
главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, госпиталей, других стационарных учреждений здравоохранения, начальники госпиталей, директора или главные врачи домов для престарелых и инвалидов (удостоверяют завещания лиц, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения или проживающих в домах престарелых и инвалидов);
капитаны морских, речных судов, которые ходят под флагом Украины (удостоверяют завещания лиц, находящихся во время плавания на этих судах);
начальники поисковых или других экспедиций (удостоверяют завещания лиц, находящихся в этих экспедициях);
командиры (начальники) воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений (удостоверяют завещания и доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений, где нет нотариуса или должностных лиц органов местного самоуправления, совершающих нотариальные действия, также завещания работников, членов их семей и членов семей военнослужащих);
начальники мест лишения свободы (удостоверяют завещания и доверенности лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы);
начальники следственных изоляторов (удостоверяют завещания и доверенности лиц, взятых под стражу);
начальники госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи (удостоверяют доверенности военнослужащих или других лиц, находящихся на лечении в этих учреждениях);
работники государственных нотариальных контор, государственных нотариальных архивов, лица, находящиеся в трудовых отношениях с частным нотариусом (осуществляют проверку деятельности нотариуса и выполнения им правил нотариального делопроизводства) и др.
Бывают случаи, когда завещатель в силу своих физических недостатков не может сам прочитать завещание. Как быть тогда? Получается, что привлеченные для помощи лица тоже стали носителями нотариальной тайны и, соответственно, должны нести ответственность за ее разглашение. Под разглашением нотариальной тайны подразумевается деяние, в результате которого информация, составляющая нотариальную тайну, стала известна посторонними лицам. Такое раскрытие может произойти во время разговора в присутствии посторонних лиц, в результате неправильного хранения материалов дела и т. д.
Закон четко прописывает ответственность нотариуса в случае нарушения требований по сохранению нотариальной тайны – аннулирование Министерством юстиции Украины свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью (ст. 12 Закона). А вот о других обстоятельствах законодательство умалчивает.
Во благо общества
Инициаторы упомянутого выше законопроекта аргументируют необходимость внесения изменений тем, что на практике нередко возникают случаи, когда определенное ограничение и так называемое вмешательство в деятельность нотариуса необходимо в связи с общественными потребностями в целях защиты прав и интересов физических и юридических лиц. Хотя не совсем понятно, что имеется в виду под фразой «общественные потребности», и стоит ли это того, чтобы вносить такого рода изменения в законодательство. Ведь предложено внести в Гражданский процессуальный кодекс целую главу 12-1 под названием «Рассмотрение судом дел о раскрытии информации, содержащей нотариальную тайну», а рассмотрение таких дел предлагается вынести в отдельное производство. Не будет ли это грубым вмешательством в нотариальную деятельность? Ведь нотариус должен будет не просто выдать справки по соответствующему требованию уполномоченного органа, но и передать саму суть документа. Здесь нужно помнить один из важнейших принципов нотариальной деятельности – любое вмешательство в деятельность нотариуса для препятствования выполнению им своих обязанностей или побуждение к совершению им неправомерных действий, в т. ч. требование от него, его стажера, других работников, состоящих в трудовых отношениях с нотариусом, сведений, составляющих нотариальную тайну, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
В уголовном порядке
Если обратить внимание на изменения, которые планируется внести в Уголовный процессуальный кодекс, дело обстоит иначе. Согласно уголовно-процессуальному законодательству, только нотариусы не могут быть допрошены как свидетели по вопросам, составляющим нотариальную тайну (п. 3 ч. 2 ст. 65 УПК). И авторы инициативы предлагают дополнить названную статью, относя к не подлежащим допросу в качестве свидетелей других лиц, которые, согласно закону, обязаны соблюдать нотариальную тайну. Конечно, лишь в случаях, когда речь идет о сведениях, составляющих нотариальную тайну. Инициаторы законопроекта ссылаются на данные социологических исследований, согласно которым подобное предложение поддержали 98,2% опрошенных следователей. Но если уж вносить изменения в УПК, то следовало бы делать это комплексно.
Под охраной нотариальной тайны в уголовном судопроизводстве подразумеваются предусмотренные УПК и законом правовые меры, направленные на получение информации, составляющей предмет этой профессиональной тайны, и предотвращения ее разглашения при осуществлении уголовного производства. Но как быть в случаях, например, когда в ходе следственных действий, которые соприкасаются с предметом нотариальной тайны, должны присутствовать понятые? На данный момент этот вопрос не урегулирован, ведь положения, которые обязывали бы их не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, в законодательстве не предусмотрены.
В УПК содержится ряд положений, применение которых обеспечивает охрану нотариальной тайны. Так, гл. 15 кодекса регламентирует принятие следственным судьей решения о временном доступе к документам, содержащим сведения, которые могут представлять собой тайну совершения нотариальных действий, и авторы законопроекта предлагают предоставить возможность обжаловать такие постановления следственного судьи (суда).
***
Можно долго дискутировать о важности или целесообразности внесения изменений в законодательство, регулирующее охрану нотариальной тайны. Всегда найдутся их сторонники и противники, но главное в этом деле – знать меру. А в механизме обеспечения охраны нотариальной тайны все еще остаются пробелы.
В процессе законодательного урегулирования общественных отношений одно из ведущих мест занимает законотворчество. Но предлагая внести изменения, надо думать о последствиях. Не стоит забывать, что одной из главных целей законотворчества в государстве является соблюдение прав человека. А эффективность закона закладывается именно на стадии его создания. От того, насколько закон будет отвечать интересам общества, и какие механизмы его реализации будут предусматриваться, зависит его эффективность.
«Принятое судом решение подлежит немедленному исполнению. Копию решения суд направляет нотариусу, получившему сведения, составляющие нотариальную тайну, которая требует раскрытия, заявителю и лицу, в отношении которого предоставляется информация.
Лицо, в отношении которого нотариус раскрывает нотариальную тайну, или заявитель имеют право в 5-дневный срок обжаловать принятое судом решение в апелляционный суд в установленном порядке. Обжалование решения не приостанавливает его исполнения»
Предлагаемая редакция ст. 290-4 ГПК
Вопрос от нотариуса
«При рассмотрении вопроса о нотариальной тайне никто не учитывает один важный фактор: когда нотариус совершает нотариальные действия с недвижимостью, он обязан вносить информацию в электронный Госреестр прав на недвижимое имущество. Информация из Госреестра предоставляется по заявлению юридических и физических лиц через официальный сайт Укргосреестра, т. е. фактически является публичной. Как в таком случае сохранить нотариальную тайну?»
Система латинского нотариата
Обеспечение тайны нотариальных действий является главнейшим принципом, который лежит в основе системы латинского нотариата. В Базовых принципах системы латинского нотариата, утвержденных 18 января 1986 г. бюро при Комиссии по международному сотрудничеству нотариата и Постоянным советом в Гааге 13–15 марта 1986 г., определяется статус нотариальных документов и закрепляется: «Нотариальными являются документы, составленные и удостоверенные нотариусом, которые он хранит у себя, классифицируя в хронологическом порядке. Документы могут касаться любых правовых действий и договоров, как односторонних, так и двусторонних и многосторонних, а также констатации фактов, являющихся общественными или в достоверности которых нотариус убеждается прямым чувственным восприятием. Различного рода официальные требования, уведомления или извещения также могут совершаться в форме нотариального документа. При составлении нотариального документа договаривающиеся стороны имеют право на получение копий документа. Нотариус также может, не нарушая обязательства хранить профессиональную тайну, сообщать информацию о содержании документа лицам, которые, по его мнению, имеют на это законное право».
Международная практика
Франция
Определение нотариальной тайны во Франции исходит из понятия профессиональной этики, которая прописана в Национальном регламенте профессии. Этот документ включает многочисленные положения, предохраняющие независимость нотариуса и обеспечивающие безопасность его клиентов. Так, любая коммерческая деятельность нотариусу запрещена. Он не может совершать коммерческие, банковские операции, операции с ценными бумагами или спекулятивные операции по купле-продаже недвижимости. Кроме того, участие в них нотариуса, являющегося доверенным лицом его клиентов, подчиняетсяпрофессиональной тайне.Это обязательство, которое относится к нему, как и к любому сотруднику его конторы, касается составления актов, а также обмена корреспонденцией или устными конфиденциальными сведениями. Любое нарушение этого обязательства влечет за собой уголовные, гражданские и дисциплинарные санкции.
Страны Европейского Союза
Соблюдения нотариальной тайны нотариусами Европы регулируется Этическим кодексом стран Европы, принятым на конференции национальных организаций нотариусов Европейского Союза, проходившей 3–4 февраля 1995 г. в Неаполе. Согласно с Кодексом, нотариус обязан сохранять тайну нотариального действия в соответствии с действующим национальным законодательством. Обязанность сохранения тайны нотариального действия возлагается не только на нотариуса, но и на его коллег, работающих с ним в рамках профессионального партнерства, и его сотрудников; при этом должны соблюдаться нормы действующего национального законодательства.
Комментарии
Катерина Чижмарь, и. о. директора центра переподготовки и повышения квалификации работников органов юстиции Министерства юстиции
– Субъекты законодательной инициативы, которыми внесен законопроект №2516 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования порядка обеспечения охраны нотариальной тайны», считают, что таким образом происходит усовершенствование системы гарантий по неразглашению тайны совершения нотариальных действий. Эксперты же утверждают: на практике не возникает вопросов, когда есть необходимость получать согласие на разглашение нотариальной тайны от обеих сторон сделки или обеих сторон, принимавших участие в нотариальном действии. Кроме того, закон о нотариате четко определяет, в течение какого времени и по требованию каких органов нотариус обязан дать справку о совершении нотариальных действий.
Вопрос обжалования отказа нотариуса предоставить информацию, которая составляет нотариальную тайну, урегулирован ч. 6 ст. 8 Закона. Если у нотариуса нет для этого оснований, он не сможет дать информацию о совершенном нотариальном действии. Сегодня мы должны говорить о дополнительных гарантиях соблюдения тайны нотариальных действий уголовно-правового характера не только нотариусами и их помощниками, но и теми, кто принимает участие в нотариальном процессе.
Я поддерживаю изменения в Уголовный кодекс в виде установления ответственности за разглашение тайны з перечислением всех участников процесса. А новую процедуру, которую предлагают депутаты, мы считаем нецелесообразной. Ведь законопроект предусматривает, что теперь еще должно подаваться отдельное заявление в суд, в то время, как происходит исковое производство, что означает открытие дополнительного дела.
Недавно Нотариальная палата заявила о договоренностях с председателем ВСУ о передаче части полномочий судов органам нотариата для того, чтобы разгрузить суды. А с этим законопроектом суды получат еще большую нагрузку! Вопрос не в том, чтобы внести изменения в закон, а в том, чтобы логика вещей не была нарушена. Мы не должны порождать новые виды процесса, которые в принципе не нужны.
Андрей Помазанов, народный депутат Украины, соавтор законопроекта №2516
– Данным законопроектом защищаются и права нотариуса, и непосредственно нотариальная тайна. Мы, по сути, разрешаем вмешаться в нотариальную тайну путем предоставления судебного разрешения, т. е. в судебном порядке, в тех случаях, когда раскрытие этой тайны необходимо.
В нынешнем законодательстве предусмотрено, что нотариус имеет право раскрыть нотариальную тайну только в случае, если лицо, которое вверило ему эту тайну, предоставит на это соглашение. Но бывает так, что человек, который предоставил сведения, являющиеся нотариальной тайной, умирает или уезжает жить за границу. Возможны и другие обстоятельства, которые объективно не дают нотариусу права и возможности раскрыть тайну, а такая необходимость есть (например, в связи со вступлением в наследство или расследованием уголовного производства). В этом случае лицо обращается к суду в отдельном производстве и получает такой доступ, если суд признает его заявление обоснованным. Нововведением мы даем возможность решить необходимые вопросы лицам, которые заинтересованы в том, чтобы нотариальная тайна была раскрыта.
Кроме того, в действующем законодательстве есть несогласованность, когда нотариус не может быть свидетелем в уголовном производстве, так как он должен сохранять нотариальную тайну, но его помощники де-факто и де-юре обязуются давать сведения в уголовных делах. Они владеют почти такой же информацией, как и нотариус, но являются, по сути, незащищенными. Поэтому мы пытаемся создать необходимые условия для того, чтобы обеспечить распространение на них нотариального иммунитета, что даст возможность обеспечить и нотариальную тайну, и правильный правовой механизм ее раскрытия.
Дмитрий Журавлев, директор Института теоретико-правовых исследований в сфере юстиции, экс-начальник управления нотариата и финмониторинга департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Минюста
– Считаю, что дополнительное урегулирование вопроса об обеспечении нотариальной тайны нецелесообразно. Ведь согласно ст. 8 Закона «О нотариате», нотариус и так должен выдать все необходимые документы по обоснованному письменному требованию суда, прокуратуры, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования в связи с уголовным производством, гражданскими, хозяйственными, административными делами, делами об административных правонарушениях, находящимися в производстве этих органов.
По моему мнению, есть смысл урегулировать вопрос именно об ответственности должностных лиц (председателей сельских, поселковых, городских советов, работников налоговой инспекции и др.), которым стала известна нотариальная тайна при исполнении их служебных обязанностей.
Александр Братель,профессор кафедры гражданского права и процесса Национальной академии внутренних дел
– По моему мнению, законопроект, который фактически уполномочивает судей раскрывать нотариальную тайну, является грубым вмешательством в нотариальную деятельность. Дело в том, что согласно ст. 8 Закона «О нотариате», нотариус и так должен выдать все необходимые документы по обоснованному письменному требованию уполномоченного органа. Но есть один нюанс – данный законопроект позволяет суду раскрывать именно нотариальные сведенья. Деятельность нотариуса похожа на деятельность священника в церкви, которому исповедуются. Вот только священнику запрещается рассказывать содержание исповеди. Так почему нотариус должен раскрывать сведения, которые стали ему известны во время совершения нотариальных действий?
Владислав Девятко, председатель Оболонского районного суда Киева
– И сегодня, согласно действующему законодательству, в частности, в уголовном производстве при наличии необходимости и обоснованного представления следователя суд может раскрыть нотариальную тайну. Закон разрешает раскрывать нотариальную тайну в рамках зарегистрированного уголовного производства, если выясняется, что имела место подделка, фальсификация или иное злоупотребление. Следователи обращаются с представлением, и суд дает необходимые разрешения. Затем следователь идет к нотариусу, и пользуясь временным доступом, изымает необходимые документы. Ограничений нет, главное – мотивированное и обстоятельное представление о том, что тот или иной документ может стать доказательством по делу. Судья, в свою очередь, должен оценить доказательства и на основании изученных документов определить, можно ли в данном конкретном случае ограничивать чьи-то права и раскрывать нотариальную тайну.
Безусловно, если говорить о практике следственных судей, в случае, если возникает вопрос о временном доступе к документам, мы, конечно, ставим в известность лицо, которое хранит эту информацию, т. е. нотариуса. Нотариус может прийти в судебное заседание и дать пояснения относительно обоснованности представления следователя.
Петр Денисюк, судья Ровненского городского суда Ровненской области, член ССУ
– Относительно практики сегодняшнего дня могу отметить, что, безусловно, есть некоторые нюансы. Например, когда обращаются следователи с представлениями о предоставлении временного доступа к нотариальным документам, иногда возникают трудности. Если у следователя есть материалы, доказывающие, что та или иная сделка или нотариальное действие были произведены на основании подложных документов, возникает необходимость в назначении экспертизы – например, для того, чтобы выяснить подлинность подписи в журнале регистрации. Суд должен дать разрешение на изъятие этого журнала и направить его на экспертизу. В таких случаях суд сталкивается с проблемой, потому что в этом журнале зарегистрированы все нотариальные действия относительно других людей, а нотариус обязан хранить тайну и не имеет права предоставить журнал. Как быть в таком случае, ведь экспертизу необходимо провести? Справедливости ради отмечу, что больших трудностей с нотариусами не возникает.
Анатолий Бабий, судья Апелляционного суда Одесской области, член ССОС
– На сегодняшний день судья выносит постановление и истребует, скажем, наследственное дело, так как спор идет между его участниками. Лично в моей практике никаких проблем с нотариусами и нотариальной тайной не возникало. Деятельность нотариуса хорошо просматривается по документам, любое свое действие он скрепляет подписью и печатью. Можно сказать, что вся его деятельность очень формализована. Если возникла необходимость в таком законопроекте, значит, возможно, где-то возникли какие-то проблемы. Однако в каком формате они возникли и в каком контексте их решать, мне сказать трудно.
Руслан Сидорович, член Комитета по вопросам правовой политики и правосудия
– В Украине есть несколько видов тайн, охраняемых законодательством. И ставить вопрос о раскрытии нотариальной тайны в отдельных случаях имеет смысл. Например, когда мы говорим о банковской тайне, которой посвящена целая глава в ГПК. Поэтому в данном случае можно говорить о вероятной целесообразности раскрытия некоторых видов тайны. Но подходить к этому нужно, безусловно, со всей осторожностью с точки зрения соблюдения личностных прав тех лиц, которых касается нотариальная тайна. Данный законопроект еще не проходил процедуру обсуждения в парламенте, а когда инициатор законопроекта расскажет о его главных целях, можно будет шире толковать его содержание.
Максим Мартынюк, председатель Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра
– Этот законопроект нуждается в изучении, поскольку неясно, как он соотносится с действующим законодательством, в частности, с Законом «О защите персональных данных». Например, если посмотреть на практику с открытием реестров, мы тоже считаем, что не стоит давать публичный доступ ко всей информации. Можно предоставлять данные о физических и юридических лицах, но без их персональных, паспортных данных.