Вы случайно не помните джентльмена, который доставал античные амфоры со дна морского, ловил щуку в 20 кило и получал на федеральных выборах по Чечне 99,8%? Ну, тот самый, что еще никак не мог дозвониться до Генерального прокурора. Как быстро, однако, поднимаются с колен лучшие люди Отечества! То, что еще недавно было им по плечу, сегодня уже совершенно по… По колено, я хотел сказать. От моря и амфор из греческого зала они смело переходят к решению задач всемирно-исторического значения. А именно: войска в Крым не вводить, Крым к РФ не присоединять, снабжение вооруженных сил обеспечивать через «Военторг» на открытой конкурсной основе.
Мы, конечно, с радостью поверили. Да и как не поверить! Поставленные задачи решены, цели достигнуты. Пришла пора аналогичными методами обеспечить справедливый мир на Украине и честное расследование катастрофы малазийского «Боинга». Никто не сомневается, что успех будет столь же полным и окончательным. По крайней мере, на территории, находящейся под контролем объединенных сил Первого, Второго, Четвертого и Пятого телевизионных фронтов. Совокупно с Третьим, оттянутым в резерв для обороны столицы.
Проблема в том, что остается еще и внешний мир. Именно в его пределы под покровом ночной темноты и совершил вылазку Путин В.В. со своим христианским увещеванием. Целью было успеть к американскому прайм-тайму — и она опять была достигнута. Акцию заметили и оценили. Общая тональность комментариев такова: замечательно, что у президента России есть свое мнение по вопросу о «Боинге». Но он может смело оставить его при себе. После правдивых крымских и новороссийских заявлений его слова, равно как и слова его подчиненных, мало кого интересуют. Интересуют исключительно дела.
И правда: если начальник Родины врет как дышит, с чего же представителю при ООН или начальнику Главного штаба ВВС говорить правду? Это было бы откровенным антигосударственным выпадом, концом карьеры.
Содержательный анализ ночной эскапады В.В. Путина смысла не имеет. Понятно, спичрайтеры там неопровержимо доказали, что президент за все хорошее и против всего плохого. Ловить нюансы и смысловые оттенки — занятие не то чтобы странное, а просто устаревшее. Главным итогом прошедших 15 лет стало всеобщее понимание бесполезности вербальных методов коммуникации с вертикальным режимом. Общение приходится опускать на более доступный уровень. Ввел очередную колонну танков на территорию суверенного соседа — получи по заднице крапивой. И далее примерно в таком же общечеловеческом ключе.
Единственный заслуживающий внимания момент ночного дозора Путина и сказок его генералов состоит в том, что они высказались как раз перед заседанием Совбеза ООН. То есть после трехдневных метаний вертикаль все-таки была вынуждена как-то обозначить свою позицию. Как всегда в отчаянных ситуациях, позицию определили тайные инстинкты. А они откровенно советские, в стиле Молотова и Громыко. Уйти в глухую несознанку, лепить горбатого, валять дурочку до последнего патрона. Характерна асимметрия: позицию и факты, которые можно подтвердить или опровергнуть, со стороны США и Британии озвучивают первые лица. Они несут ответственность за слова — там за вранье расплачиваются политическим будущим. У нас, напротив, расплачиваются за нечаянно сказанную правду. Не зря со стороны России честь представить наскоро склеенную на коленке ответную потемкинскую деревню предоставлена людям даже не второго, а третьего уровня — что-то типа замминистра.
Начальнику не позавидуешь. Вместо громокипящего новороссийского блицкрига с женщинами, кидающими в воздух чепчики, он увяз в длинной, кровавой и к тому же все очевиднее проигранной братоубийственной войне. Да еще с ожерельем из трех сотен импортных трупов на шее. Это вам не Беслан-«Норд-ост», где гибли граждане России, на которых вертикали всегда было наплевать.
Здесь выбор стоит по-взрослому. Либо окончательно сливай классово близких головорезов в Донецке и Луганске — и окажись перед собственным народонаселением тем, кто ты и есть на самом деле. Голым королем. Не «собирателем земель русских», а совковым подполковником КГБ. Который в лучших ведомственных традициях сначала бросает людей на бойню, а потом, как только запахло керосином, тикает в тыл и делает удивленное лицо.
Либо упираться патриотическим рогом дальше. По-сталински не жалея живой силы. «Ни шагу назад»! Но тогда придется столкнуться с третьим уровнем санкций, а это уже всерьез бьет не столько по населению (когда их заботило население — если, конечно, оно не голландское), сколько по их личным привилегиям и интересам.
Сделанные заявления показывают, даже в такой безвыигрышной ситуации Путин все-таки опять надеется проскочить меж струй. То есть аккуратно слить проваленный новороссийский проект вместе с его героическими инициаторами (заметили, как вдруг приумолкли Дугин с Прохановым?), но сделать это так, чтобы никто не заметил. По крайней мере, в зоне, находящейся под контролем телевизионных фронтов. Европа в этом богоугодном начинании ему, конечно, мягко подыграет — стабильность дороже. К тому же там есть прирученные игроки из мелкотравчатых членов бывшего Варшавского блока, которых несложно мотивировать старыми добрыми чекистскими методами. Так что в ближайшие дни будем наблюдать фонтан миролюбивой риторики, бьющий прямиком из-под Мавзолея. Цена которой, впрочем, известна.
Резюме вполне советское: войны не будет, но будет такая борьба за мир, что все кровью умоются.
Для вертикали страшнее другое. Зона информационной обороны неотвратимо сжимается. Опять же, как на закате СССР. Хотя гораздо медленнее, чем сжимается территория победоносной Новороссии. Наш борец, конечно, страшно жалеет, что впутался в эту поганую историю и клянет про себя шаманов Изборского клуба вместе с умным академиком Глазьевым, пронзительным снайпером Стрелковым и прочими заполошными пассионариями. Которые палят в белый свет как в копеечку, а ему потом расхлебывай.
Сам виноват. Сидел бы тихо за горами, за долами; торговал бы керосином и пенькой, не высовывался — прожил бы в обнимку со своей любезной вертикалью значительно дольше. Вот хоть как хитренький мужичок Лукашенко. Так нет же, захотелось быть владычицей морскою! Что ж, тогда извольте под расписку получить со склада разбитое совковое корыто, подклеенное газетой «Правда»: оно почти и не запылилось. И вперед, к светлому будущему по волнам ТВ-эфира, с державным флагом на корме.