Фото и видео Михайловского собора в Киеве, где нашли защиту от избиения участники Майдана, обошли все мировые СМИ. Множество людей — в основном, молодых, — спящих на полу, сидящих под стенками, пьющих чай, в то время как тут же, рядом с ними уже идет утреннее богослужение — этот видеоряд открывает новую страницу если не истории Украины в целом, то истории украинской церкви наверняка. Несмотря на то, что в отличие от Оранжевого Майдана, на Евромайдане церковь почти не видна, в этот раз она оказалась в центре общественного внимания.
Стать первой в "списке упоминаний" суждено было УПЦ Киевского патриархата. Просто потому, что этой церкви принадлежит Михайловский собор. Просто потому, что насельники монастыря поступили так, как заповедал Христос. Вы все еще верите, что эта церковь "безблагодатна"? "Нелегитимна"? Что это, может, и "не церковь" вовсе? А кто же принял гонимых, накормил голодных, успокоил напуганных? Ведь "по делам их узнаете их". За одну ночь эта церковь убедила всех в том, в чем ей до сих пор отказывали специалисты по каноническому праву из УПЦ/РПЦ, а может, и прочих православных церквей. В чем этим специалистам с переменным успехом удавалось убеждать многих наших сограждан. Возможно, когда-нибудь эта "ночь открытых дверей" войдет в хрестоматии примером того, как один-единственный христианский и просто человеческий жест дает больше политических дивидендов, чем год профессиональных пиар-акций.
Московские СМИ уделили событиям в Михайловском больше внимания, чем кто-либо. Для них это стало очевидным знаком того, что Украина — таки не Россия. В разных формах комментаторы задавали риторический вопрос: представляете себе что-нибудь подобное в Храме Христа Спасителя?
Ведь еще свежа память о клоунском процессе над Пусси Райот, отправленными на этап с подачи РПЦ "за неподобающее поведение в храме". В УПЦ КП не нашлось ни одного верного, "оскорбленного" видом людей, неподобающим образом спящих на полу храма во время службы.
Вдохновленные примером Михайловского, двери храмов участникам уличных акций открыли остальные христианские церкви — УПЦ, УГКЦ, РКЦ. Все религиозные организации без исключения — христианские и нехристианские — дали более-менее резкую официальную оценку разгону Майдана и избиению участников мирных акций протеста. Более резки были священнослужители, выступая от собственного имени. Никто не промолчал. Все отметили неправомерную жестокость милиции и призвали к сохранению мира.
Это единство слов и дел не было согласовано. Никто не стоял за сценой и не убеждал: "надо, владыко, надо". Все происходило само собой — и это особенно ценно. В критические минуты многое становится с ног на голову, но многое также становится на свои места.
Впрочем, надо признать, позиции УПЦ КП, греко- и римо-католиков, протестантов в целом, никого сильно не удивили. Сложнее оказалось УПЦ. По целому вороху причин. Учитывая то, например, что митрополит Владимир серьезно болен, а значит не смог бы "прикрыть" архиереев собственным авторитетом, как он это делал обычно. Учитывая то, что над этой церковью равно довлеют Банковая и Москва.
Официальная позиция УПЦ на фоне довольно резких заявлений прочих религиозных организаций выглядела самой осторожной. Резкими проявились некоторые владыки в частных комментариях и интервью. Митрополит Владимир в видеообращении сдержанно одобрил молодых участников майдана и резко осудил насилие, учиненное над ними. Но в целом большинство представителей УПЦ предпочли ограничиться уговорами "хранить мир любой ценой". Какой именно ценой — не уточнялось.
Причина этой осторожности, сдержанности в оценках и даже, местами, демонстративной отстраненности от майданной "суеты сует" — попытка в очередной раз сохранить равновесие и мир внутри церкви. Ведь ни для кого не секрет, что отношение к евроинтеграции, давшей импульс нынешнему Майдану, среди прихожан УПЦ, мягко говоря, неровное. Сколько ни открещивайся от "политического православия", но это верные УПЦ устраивают "крестные ходы против евросодома". Это под крылом ее московского начальства "православные эксперты" разыгрывают хорошо продуманную истерику с требованием к президенту РФ готовить войска для спасения всех украинских "русско-православных". Правда, как это обычно бывает с истериками, непонятно, от чего спасать — то ли от "евросодома", то ли от Майдана, то ли от чирья на неудобном месте. Но это и хорошо, что непонятно — нужное те-кому-надо сами могут подчеркнуть. Это ее "духовные окормленцы" — депутаты от Партии регионов — уже подсуетились с "защитой традиционных ценностей", которые оказывается надо срочно внести в текст Соглашения об ассоциации — то есть похоронить соглашение под толстым-толстым слоем моральных дилемм. Которые к соглашению и отношения не имеют — но в абсурдности-то и весь кайф.
Да, вопросов много. И их нельзя не задать. Например, не Кивалов же с Колесниченко придумали "традиционные ценности", которые они теперь так рьяно защищают в ВР. Им бы воображения не хватило. "Традиционные ценности" — любимая спекуляция всех противников евроинтеграции на постсоветской территории, продвигаемая в умы именно по церковным каналам. Так вот, вопрос к священнослужителям: почему они позволили свести христианские ценности, ставящие во главу угла достоинство человека и преумножение добра, к примитивным штампам об однополых браках и праве отца семейства лупить почем зря своих домочадцев? И вполне возможно, следующий вопрос вытекает из предыдущего: если батюшка благословляет мужа бить строптивую жену, то почему бы отцу нации не отметелить до полусмерти непокорных чад своих, которые дома не ночуют, а тусуются по майданам?
Увы, да, этот вопрос, в первую очередь, снова к УПЦ. Потому что она "церковь власти". Это к ней наши державные мужи ходят на праздники. С ее иерархами целуются на камеру. Это она щедрой рукой осыпает их церковными наградами.
Что ж, лодку УПЦ раскачивают с обеих сторон государственной границы. Поэтому не стоит спешить с резкими оценками "мягкой" позиции священноначалия. Хорошо уже и то, что никто из представителей УПЦ не выступил с поддержкой действий власти. А ведь утром в субботу после разгона Майдана от них этого требовали — выступить и оправдать, а по возможности и одобрить действия власти. Но при всем конформизме, деловом партнерстве, общности финансовых интересов, партийной принадлежности и прочих канатах, связывающих некоторых архиереев УПЦ с действующей властью, никто не пал так низко, чтобы оправдать насилие на Майдане.
Если кому-то кажется, что УПЦ дистанцируется от Майдана — да, наверное есть причины так думать. Особенно на фоне решительных действий УПЦ КП и поддержки, которую оказывает майдану УГКЦ. Но в данном случае, УПЦ дистанцируется и от власти. Которой следовало бы прислушаться к этому "звоночку". Не потому, что для них еще имеет значение какая-то "моральная оценка" — смешно писать даже. А потому, что отношение нашей власти к церкви — специфическое. Здесь, как в доме Облонских, все смешалось — презрение и почтение, мистика и суеверие, бизнес и вера, политика и снова суеверие. В этом винегрете найдется и средневековое подозрение, что поддержка церкви придает легитимности самой власти. Как королям — папское помазанье. Для таких суеверных людей все происходящее сегодня должно быть окутано мистикой. Например, то, что уже во второй раз Майдан начинается в день святого покровителя Киева — архистратига Михаила. И, соответственно, то, что защиту участники протеста нашли в Михайловском монастыре. Власть в данном историческом контексте принимает на себя роль Орды. Кстати, ворвавшейся в Киев сквозь Лядские ворота, остатки которых не так давно были сметены с Майдана, а на их месте поставлена сусальная арка, увенчанная, опять-таки архистратигом Михаилом.
Интересно, президент и его окружение уже готовят какое-нибудь богатое пожертвование, призванное умилостивить этого сурового архангела-бойца с огненным мечом? С них ведь станется — попробовать откупиться от Божьего Вестника, которого впору считать покровителем уже не только Киева, но и Майдана. А кто там у нас в политическом бомонде, Михаил? Пускай почаще проверяет тормозные колодки. Суеверия, знаете, страшная штука.
В эти дни интересно наблюдать, как украинская церковь — собирательно, без конфессиональных уточнений — становится тем, чем до этого была теоретически и риторически — частью общественной жизни. Не поднимается на трибуны, не устраивает показательных выступлений на тему "церковь с народом", не служит молебны на эстраде, как это было в 2004-м. Просто присутствует и помогает, чем может. Присутствует искренне. Конечно, у нее есть для этого основания. После заявления о поддержке евроинтеграции, растиражированного на всю страну, главы религиозных организаций просто оказались более "послідовні", чем украинская власть.
Доверие, вызванное их участием у Майдана, вполне позволяет главам УПЦ и УГКЦ стать посредниками между властью и протестующими, гарантами переговоров. Миротворческая миссия в их исполнении выглядит естественной. И, возможно, это предложение сейчас могли бы сделать только они. Как и реализовать. Если до сих пор "доверие к церкви", зафиксированное соцопросами, было умозрительным, то сейчас оно обретает почву и очертания. Мы начинаем понимать, почему и в чем именно мы им доверяем.
А еще интересно наблюдать за тем, как храмы-новостройки обрастают собственной историей. Много лет назад, когда восстанавливали Михайловский собор, я, помню, протестовала против практики копий-"новоделов", сусальных церквушек, не имеющих никакого отношения к славным прообразам-оригиналам. Сегодня я готова взять свои слова обратно. Из-за одной ночи, когда "новодел" на наших глазах стал настоящим Домом Божьим.