Скандал c Panama Papers заставил состоятельных украинцев пересмотреть свое отношение к «тихим гаваням». Хранить деньги за границей оказалось не так безопасно, как казалось раньше. При этом украинское законодательство разрешает создавать «внутренние офшоры», позволяющие скрывать свои доходы и не платить налоги. Один из таких инструментов — венчурные фонды.
Хотя украинский фондовый рынок переживает далеко не самые лучшие времена и скорее выживает, чем живет, спрос на определенные инструменты остается достаточно высоким. Одна из услуг, которая пользуется спросом, — управление активами. В первую очередь — венчурными фондами.
По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса — УАИБ, 1 января 2016 года стоимость чистых активов всех фондов, которые находятся под управлением КУА, составляла 199,86 млрд грн. Из них на долю венчурных фондов приходилось 189,9 млрд грн.
За 2015 год объем средств под управлением вырос на 11%. В 2016 году тенденция сохранилась: к концу первого квартала стоимость активов выросла до 193,16 млрд грн, а количество фондов — до 986-ти.
Основное преимущество венчурных фондов — уплата налога на прибыль, сейчас это 18%, только после их закрытия. Если фонд создается на 20 лет, то на протяжении этого времени средства могут «обращаться» в различных проектах и приносить прибыль, а налог уплачивается только при выходе из инвестиции.
В 2007 году венчуры принесли инвесторам в среднем 100% прибыли, в 2008 году — 23%, в 2009 году — 42,7%, в 2010 году — 61,9%, что сделало их одними из наиболее прибыльных инвестиционных инструментов в эти годы. В 2011 году самый прибыльный фонд принес инвесторам 8048%. В 2012 году доходности были меньше. Самая высокая доходность составила 575%, а в 2013-м - почти 4000% годовых. Даже кризисный 2014-й не стал исключением. Доходность фондов колебалась от 33,33% годовых до -1%.
Еще одна особенность венчурных фондов — их полная самостоятельность в вопросах инвестирования средств. Если к открытым, интервальным и закрытым фондам регулятор — Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) — устанавливает определенные требования по диверсификации активов, то на венчурные фонды эти ограничения не распространяются.
Например, публичные фонды должны хранить определенную часть средств в банках, а размер вложений в акции или облигации корпоративных эмитентов ограничен. Менее жесткие требования по диверсификации применяются к специализированным фондам — фондам акций и фондам облигаций.
Такие нормы нужны для того, чтобы обезопасить вложения инвесторов. Венчурные фонды — исключение из правил. Их средства можно в полном объеме инвестировать в бизнес-проекты или финансировать развитие бизнеса.
«Раньше венчурные фонды вкладывали в основном в строительные проекты. Эта отрасль была одной из самых динамично развивающихся и прибыльных», - вспоминает генерального директор КУА «ОТП капитал» Григорий Овчаренко.
Потенциальные инвесторы-девелоперы заводили деньги в фонд, и за счет этих средств финансировалось строительство жилых или нежилых объектов.
На определенном этапе строительства девелопер заключал с покупателями форвардные контракты, по которым покупатель получал право требования на конкретный объект. После завершения строительства деньги от покупателей шли обратно в фонд и направлялись на финансирование новых проектов.
В последнее время, по словам Овчаренко, инвесторов интересуют IT-отрасль и аграрный бизнес. Под эти проекты создаются новые венчурные фонды.
По данным УАИБ, на долю депозитов и денежных средств приходится лишь 1,32% активов венчурных фондов, на недвижимость — 2,59%. Пятая часть средств — вложения в ценные бумаги: 11,1% - акции, 3,59% - облигации, 6,21% - векселя.
Львиная доля инвестиций приходится на «другие» активы. «К «другим» активам относятся корпоративные права, выраженные в иных, чем ценные бумаги, формах, а также дебиторская задолженность, в том числе займы компаниям, в которых ИСИ владеют долей в капитале», - уточняют в УАИБ.
Основной источник инвестиций — 80,81% — юрлица-резиденты, еще 9,2% - частные инвесторы из Украины. Лишь 18,8% средств венчурных фондов — это средства нерезидентов.
«Велика вероятность, что это репатриированные инвестиции — украинские деньги, выведенные из страны, а теперь возвращенные в Украину. В любом случае для украинской экономики это плюс. Не важно, откуда пришли деньги, главное, что они остаются у нас», — считает собеседник ЭП на фондовом рынке.
«Инвесторов, не связанных бизнесом или не имеющих опыта работы в Украине, нет. Формально деньги в венчурные фонды поступают и от украинских компаний, и от нерезидентов», - говорит Овчаренко. Средний размер фонда — 100 млн грн. «В последнее время все больше средств поступает от резидентов», — говорит директор КУА «Универ менеджмент» Михаил Грицко.
Стоимость создания венчурного фонда — 100-150 тыс. грн. При этом основные затраты — регистрация проспекта эмиссии фонда и выпуска ценных бумаг. Обычно это 0,1% от номинальной стоимости инвестиционного сертификата, но не более 50-кратного размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января.
С 1 декабря 2015 года минимальная зарплата составляет 1 550 грн. Значит, максимальная плата за регистрацию проспекта эмиссии составляет 77,5 тыс. грн. Эти затраты будут одинаковыми как для фонда на 77,5 млн грн, так и для инвестиции в размере 200 млн грн или даже 0,5 млрд грн.
Среди прочих расходов — регистрация регламента фонда, публикация проспекта эмиссии фонда, получение кода ISIN, открытие текущего счета в банке и счета в ценных бумагах. Недешево обойдутся и услуги юриста —15-30 тыс грн. Еще несколько десятков тысяч гривень в месяц будет стоить обслуживание.
«Здесь все определяется индивидуально. Например, обслуживался ли раньше у нас этот клиент, если ли у него другие фонды, какой объем средств в управлении, чем будет заниматься фонд, куда инвестировать средства.
Иногда бывает и так: приходит клиент и говорит, что готов в месяц платить только такую сумму. Если она меньше наших ожиданий, приходится делать выбор исходя из предложенной суммы и объема инвестиций», — рассказывают в одной из КУА.
Обычно венчурные фонды создаются на 25 и более лет.
«Срок действия венчурного фонда зависит от его стратегии, которая в свою очередь зависит от срока реализации тех проектов, инвестиции в которые предполагается осуществлять за счет активов данного фонда.
Как правило, венчурные фонды создаются на длительный срок. Поскольку такой фонд является закрытым, то решение о прекращении его деятельности инвесторы могут принять в любой момент», - рассказывает Овчаренко.
Если проект, в который фонд вкладывал средства, заканчивается, фонд продолжает существовать в «замороженном» виде: до старта новых проектов.
В инвестиционных компаниях признают: в последние полтора года спрос на создание и управление венчурными фондами растет. «К нам приходят новые клиенты, интересуются условиями», — рассказывает Грицко.
По мнению Овчаренко, такая динамика связана, в том числе, с ужесточением требований к компаниям по управлению активами.
«Инвесторы, которые имеют или планируют создать венчурный фонд в Украине, ищут надежную компанию с квалифицированным персоналом, определенной корпоративной культурой и подходом к клиенту», — объясняет он.
В 2016 году КУА планируют нарастить и количество клиентов, и объем средств в управлении. «Хотя НКЦБФР жестко меняет правила игры на фондовом рынке, венчурные фонды пока не испытывают особых сложностей. Это касается и действующих фондов, и регистрации новых», — говорит один из участников рынка.
К тому же компании по управлению активами, в отличие от банков, редко интересуются происхождением средств. Банкиры могут отказать в открытии счета, если у них есть опасения относительно происхождения средств, либо если операции клиента вызывают опасения у служб финансового мониторинга.
Компании по управлению активами с удовольствием создадут новый фонд.