«На крыльце они предавались блаженному покою. Только пальцы их босых ног порой постукивали по теплым доскам, отгоняя надоедливых мух.
— Если бы это была не роса, а бриллианты, — сказал Пабло, — мы бы разбогатели. Мы бы пили без просыпу всю жизнь.
Но Пилон, несший проклятие педантизма, возразил:
— Тогда бы у всех было много бриллиантов. И они ничего не стоили бы, а за вино всегда надо платить. Вот если бы вдруг пошел винный дождь, а у нас была бы цистерна, чтобы его собирать...»
Джон Эрнст Стейнбек. «Квартал Тортилья-флэт»
Комично уподобляясь легендарным героям Стейнбека, портовая отрасль, усилиями высших кормчих Украины, уверенно движется к столь желанному результату Пабло и Пилона: «А давайте ничего не делать и за это у нас все будет»:
Сдадим, отдадим, отконцессионируем, отарендуем, отмахлюем наши причалы и далее будем только «считать бабки»...
А к нам прийдут ушлые и честные западные инвесторы, они за наши еще советские причалы нам будут пожизненно платить «шаровую ренту»...
Они же нам модернизируют порты, навезут нового оборудования и даже научат работать...
Бюджет будет полниться и множиться, а если нам что-то не понравится или они что-то действительно удачно проинвестируют, то мы и забрать сможем эти их инвестиции...
Дело будет сделано, заживем и запоём. Куда там, Пабло и Пилону!
Предыдущему Министру инфраструктуры А.Н.Пивоварскому так не получилось объяснить, что порты сами по себе не работают, машинки и вагончики просто от нечего делать не «бегают», суда и корабли не плавают от берега к берегу.
1,5 миллиарда долларов инвестиций в портовую отрасль Андрей Николаевич обещал еще к августу 2015-го, массово подписывал разные меморандумы и ждал, ждал... Не дождался... Ушел, обидевшись на непонимание.
Непонимание чего? Вот чего.
- Для каждого порта, вагона, судна, машины работает транспортная задача: важно понимание источника возникновения грузопотока для обслуживания, перевозки, перевалки. Если грузовая база украинских транспортников и портовиков максимально сузилась до собственного экспорта, т.е. практически без транзита и немного эпизодического импорта, то исходя из этого и надо строить стратегии развития портов сегодня.
- Все экспортные грузы контролируются небольшим количеством ФПГ (не более десятка), и наши порты для них — всего лишь участки вертикально-интегрированного бизнеса, состоящего уже из полной логистической цепочки: автодорога, ж-д, порт, судно и т.д.. То есть (внимание!), или западный (китайский, арабский и пр.) инвесторы приходят со своими грузопотоками и под него модернизируют порт, или там будет хозяйничать отечественная экспортная олигархическая ФПГ, или грузы для первых и вторых будет грузить гос.предприятие — порт. Четвертого не дано. Но проблема-то в том и состоит, что у них (западных или китайских инвесторов) нет собственных грузопотоков (зерно, руда, уголь, лес, глинозем...). Эту важнейшую часть портовой работы им надо будет «утрясать» уже с украинскими ФПГ, давно встроенными «на распил». Причем, от инвестора в этом вопросе надо иметь 100% понимание, что на многие десятилетия (а концессию у нас обсуждают чуть ли не на 50 лет) он будет втянут в долгосрочные вложения на малопрогнозируемом рынке экспортных поставок в полнейшей зависимости от наших «украинских товарисчей».
Вспомним только, что произошло за последние годы с основным экспортным сырьем — углем и железной рудой: сперва резкий, а далее перманентный обвал и последующее балансирование около минуса.
Другого, опять же, не дано. Т.е., если и есть грузы для наших портов, то это только те, что уже есть. За другие надо бороться, их надо привлекать. А это — даже намного более важная задача, чем привлекать инвестиции в порты.
- Каждый порт имеет индивидуальные особенности и ресурс развития, поэтому совершенно безответственно, как мантру, утверждать: «Все на продажу, лишь бы продавать...». От Мариуполя до Рени все наши порты требуют внимания индивидуального. Может быть, именно поэтому и фатально не идет приватизация портовой отрасли. В каком-то порту надо дно углублять, где-то новый терминал планировать, а где-то и полностью закрывать объекты порта, отдавая местным властям территории, т.к. грузов для них в достаточном количестве нет — в этом и должна состоять истинная роль чиновников, распоряжающихся судьбами наших портов и портовиков.
- На рынке портовых услуг мы прежде всего проигрываем конкурентам в производительности труда в самих портах, отсутствии столь нужной координации между разными видами транспорта, в дикой нерыночной стоимости «услуг» главного портового администратора, т.е. Администрации портов.
Эти четыре пункта — диагноз вялотекущей болезни украинской портовой отрасли. Болезни, которая в любой момент перерастет в агонию и отмирание еще живых частей организма. Стоит опять резко обвалиться цене на железную руду, например, и окажется, что тысячные коллективы базовых портов не готовы самостоятельно к модернизации, борьбе за выживание в сложнейших условиях жесточайшего спада грузопотоков. А готовы только к написанию обращений, стучанию касками о мостовые с требованиями грузов, которых уже нет и не будет...
К сожалению, от прежних портовых властей, обильно обвешанных властью геройскими званиями, должностями и побрякушками, отрасль передана последующим поколениям в откровенно загнивающем виде. Притом, что базовым для экспериментов в отрасли был Одесский порт, он и представляет из себя образец «гниения»: арендованные на будущие десятилетия причалы в дырках и активно разрушаются, сравнительно новые постройки — контейнерный терминал, гостиница в центре города — стоят пустыми и заброшенными; сооружения внутри порта в таком виде, что краска их не касалась с советских времен. Раз за разом многочисленные комиссии сверху грозно утверждают, что обширная аренда «а-ля одесский опыт», кроме массовых многомиллиардных убытков порту и государству, ничего путного не принесла, но у портовых управителей и арендаторов хватает разнообразных средств умело «закрывать рты» любым проверяющим.
А что принесла аренда порту в действительности? Это уже реальность, что последние несколько лет госпредприятие Одесский порт ни одной тонны самостоятельно не перегружает, т.к. «всё идет» через аренду. Притом, что новых грузов для порта нет, в принципе нет. И не было даже в разгар «арендной темы»! Т.е., все те грузы,которые Одесский порт и так мог принимать и отгружать и без всякой аренды, они же перегружаются на арендованных причалах госпредприятия. Для этого в самом порту было все максимально необходимое: причалы, портовики, краны, техника, склады.
Но оказалось, что на привлечении новых грузов и строили свою «привлекательную» для портовых управителей стратегию новые-украинские портовые арендаторы? А им в унисон и сами портовые управители: «Они нам дадут новые грузы, поэтому мы сдадим им всех в аренду!». Но их-то (новых грузов) и не оказалось... Остались обычные, эпизодические, грязные экологически, которые часто категорически нельзя в центре туристического и курортного города грузить и перегружать... Нового нет ничего! Зато есть нагрузка на дороги Одессы, на экологию города, пыль и шум от порта уже бьют все рекорды, а причалы лихо сданы в аренду на десятки лет вперед.
Т.е., сам государственный порт не видит возможности эффективно грузить обычные для него грузы, а арендаторы причалов «эффективно работают», перегружают всё то же самое на государственных причалах и эффективно «закрывают претензии» всем проверяющим от государства. А хуже еще и то, что договора аренды составлены так, что быстро эту «арендную тему» не закроешь. Тут же посыплются иски и претензии от обиженных «инвесторов»... Вот такая мощная стратегия и была воплощена в Одесском порту. Базовом для всей отрасли по экспериментам.
В экономике есть хорошее понятие «символическая эффективность». Это когда эффективность оценивается количеством информационных выбросов; нелепых, но страстных призывов инвестировать в неинвестируемые объекты или созданием пространства информационного фейка вокруг своей работы. Именно так и построена сегодня работа портовой отрасли Украины. Причем, за пустые обещания, оказывается, только хвалят и никто не спрашивает за результаты. Вообще. Не успевают.
Умение рисовать статистику и несбыточные прогнозы, а также маскировать провалы от своей деятельности в портовой отрасли с годами только улучшается. Так же, как и подбор ораторов с улучшенной функцией по разрушению отрасли.
Время идет, грузопотоки в порты падают, что делать — очень остро стоит вопрос. В синергетике это называется точкой бифуркации, т.е. тот момент, когда следующий выбор становится намного менее предсказуемым, когда внешние силы действуют на среду максимально агрессивно. И единственное, что понятно: нельзя отвечать советскими методами максимально административного управления «с одной личностью у руля». А что делать, если эта личность ошибётся, т.к. вообще ни дня не работала до высочайшего назначения в портовой отрасли (а у нас и так бывает)?
А что делать, если другая ответственная личность — коррупционер и всю свою предыдущую деятельность только коррупционными схемами занималась? К сожалению, пока оценка управления портами может быть только такой: сегодня портовая отрасль представляет из себя группку одиозных деятелей, маскирующихся под государственников, для присвоения того оставшегося, что еще может дать оставшийся потенциал советских портов. С условной пользой для государства и граждан Украины. А главная цель деятельности этой группы — обеспечение присвоения другой части советской собственности, т.е. причалов и портовых сооружений, «местными олигархами» или арендаторами украинского портового имущества и успешного паразитирования на гос.собственности.
Именно поэтому портовая отрасль столь привлекательна для доморощенной инвестиционной элиты (способной исключительно на «распилы и откаты»), но малопривлекательна для любых внешних инвесторов. И это также является одним из самых важных тормозящих факторов изменений...
Есть отличная одесская поговорка: «Не можешь плавать, не мучай море».
Нужно прекратить любые пространственные разглагольствования о будущих инвестициях. Они только мешают и отвлекают от создания действительно привлекательных инвестиционных возможностей и программ в портах. Действовать надо самостоятельно, настойчиво и без оглядки на стандартные и изрядно надоевшие сказки об инвесторах.
Нужно немедленно приступить к внедрению стратегии изменений, направленных на повышение эффективности того, что уже есть в портах. Т.е. именно без расчета на будущих инвесторов! Хотя бы на ближайшие несколько лет. А именно: сокращение персонала (даже если будет больно), избавление от избыточных мощностей, территорий, повышение производительности труда, реальные действия по привлечению транзитных грузов в порты и т.д. и т.п..
Необходимо осознать, что новые грузы мы можем привлечь в порты только сами! Никакой инвестор нам их »не принесет на блюдечке». Если у него эти грузы есть, то он их лучше «отнесет на блюдечке» в Констанцу, или в Поти, или в Таллин. Там к грузопотокам относятся лучше. Я имею ввиду беларусские, молдовские, турецкие грузы. Которые уже показали нам всем, куда они (транзитные грузы) могут уходить, если в наших портах им становится неуютно.
Очень хочется верить, что обновленное Министерство инфраструктуры сможет дать нужный толчок уже закостеневшей в коррупции отрасли портов Украины. В противном случае потеря времени будет смертельной для целой отрасли Украины, когда-то гордости Советского Союза...