Национальный банк Украины все чаще объявляет об очередных шагах по либерализации режима валютного регулирования. Одним из важнейших последних решений НБУ является отмена запрета на перечисление валюты за рубеж для возврата иностранных инвестиций.
Этот запрет был введен Нацбанком еще три года назад, в самом начале кризиса 2014-го. Регулятор пытался предотвратить отток валюты вследствие панического бегства инвесторов из Украины, а также пресечь теневые схемы, процветавшие на украинском финансовом рынке. Возможно, что в тот момент такая жесткая мера действительно была необходима, но она крайне негативно влияла на инвестиционный климат в стране. Стабилизация валютного рынка позволила Национальному банку заняться вопросом этого ограничения, что и было сделано постановлением правления НБУ №41 от 25 мая 2017 г.
Какие операции вновь разрешены? Теперь резиденты Украины могут перечислять в пользу иностранных инвесторов иностранную валюту в случае приобретения у последних ценных бумаг или корпоративных прав. Если расчет с иностранным продавцом был осуществлен в гривне (через так называемые инвестиционные счета, открытые в украинских банках), иностранное лицо вправе конвертировать полученную гривню в валюту и вывести ее на свои зарубежные счета. Иностранный инвестор также вправе получить валюту в случае частичного выхода из капитала принадлежащего ему украинского предприятия. В этом случае перечислять валюту в адрес инвестора будет украинское предприятие, которое уменьшает уставный капитал или выкупает у инвестора часть собственных акций (корпоративных прав).
Решение НБУ в некоторой степени восстанавливает режим движения капитала, действовавший в Украине до 2014 г. Вместе с тем полной свободы репатриации инвестиций регулятор не предусмотрел. Нацбанк установил ограничение по сумме выводимого капитала — не более 5 млн долл. в месяц на одно лицо (то есть не более 60 млн долл. в год). Исключение предусмотрено лишь для случаев продажи иностранным инвестором гособлигаций Украины или же иных ценных бумаг, котируемых на фондовых биржах, через такие биржи.
Следует также учитывать, что для перечисления средств за рубеж могут потребоваться дополнительные документы, предусмотренные Нацбанком, например акт оценки рыночной стоимости ценных бумаг, реализуемых нерезидентом. Наконец, НБУ оставил за собой право контролировать все операции по выводу капитала «в ручном режиме»: регулятор вправе остановить любую операцию, которая покажется ему сомнительной. Это должно поставить барьер для возвращения на финансовый рынок теневых схем вывода валюты под видом репатриации инвестиций.
Несмотря на ограниченный характер проводимой Нацбанком либерализации, его решения открывают новые возможности для бизнеса. Причем такие возможности появляются не только в сфере управления инвестиционным и валютным портфелями, но и в сфере налогового планирования. Например, предприятия могут использовать уменьшение уставного капитала предприятия или выкуп собственных акций (долей) у инвестора в качестве альтернативы распределению дивидендов. Если выплата дивидендов нерезиденту в большинстве случаев приведет к необходимости удержания в Украине налога у источника по ставке от 5 до 15%, то уменьшение капитала/выкуп акций могут позволить инвестору избежать уплаты этого налога.
Либерализация движения капитала также открывает дорогу для тонкой капитализации. Иностранный инвестор может изъять часть капитала украинского предприятия (путем уменьшения его капитала или выкупа собственных акций/долей) и затем предоставить этому же предприятию процентный кредит на ту же сумму. Таким образом, часть собственного капитала украинского предприятия будет замещена долговым финансированием в иностранной валюте, по которому будут начисляться процентные расходы. За счет таких расходов инвестор может существенно снизить базу налогообложения своего украинского бизнеса.
Упомянутыми вариантами не исчерпываются возможности налогового планирования, появляющиеся в связи с отменой запрета на возврат иностранных инвестиций. Не только иностранные, но и украинские инвесторы могут использовать выведенный из Украины капитал для построения разного рода холдинговых, торговых и финансовых структур за рубежом. Этому в немалой степени способствовали другие решения НБУ, существенно упростившие для резидентов Украины инвестирование за рубеж и размещение валютных средств на заграничных счетах.
Очевидно, что Нацбанк хорошо понимает, какие дополнительные возможности дают бизнесу его решения. Именно поэтому в Концепции валютного регулирования НБУ увязал проведение поэтапной валютной либерализации с внедрением в Украине рекомендаций проекта BEPS. Концепция предусматривает замещение административных рычагов управления валютными потоками мерами налогового контроля. В случае полного внедрения всех предложенных концепцией мер предприниматели и инвесторы получат свободу распоряжения своими валютными средствами, включая возможность размещения и/или инвестирования их за рубежом, однако использовать такие возможности для налоговой оптимизации будет значительно сложнее.
Но если Нацбанк выполняет свою часть концепции, постепенно отменяя административные ограничения на валютном рынке, то с внедрением в Украине рекомендаций плана BEPS дела обстоят гораздо хуже. Лишь совсем недавно Министерство финансов официально объявило о присоединении Украины к плану BEPS, причем в соответствующем письме ведомства в секретариат Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) упоминался только минимальный пакет действий (4 из 15 плана BEPS). В частности, письмо Минфина не предполагает имплементации в Украине правил налогообложения так называемых контролируемых иностранных компаний (КИК).
Внедрение более широкого комплекса мер было предусмотрено указом президента №180/2016 от 28 апреля 2016 г., согласно которому специально создаваемая рабочая группа должна была разработать законопроект о противодействии выведению доходов за рубеж, внедрении правил о контролируемых иностранных компаниях, противодействии агрессивному налоговому планированию, а также о либерализации валютного регулирования. Хотя соответствующий проект закона и был подготовлен, однако в сессионный зал он так и не был внесен.
Нет особого прогресса и в присоединении Украины к международной системе автоматического обмена информацией о движении средств по банковским счетам (так называемый Common Reporting Standard). Эта система позволила бы украинским налоговым органам оперативно получать информацию о любых суммах, которые налоговые резиденты Украины размещают на подконтрольных им иностранных счетах. Однако до настоящего момента наша страна не подала даже первоначальное уведомление о намерении присоединиться к этой системе. Не участвовала Украина и в подписании Многосторонней конвенции, направленной на борьбу с налоговыми злоупотреблениями, состоявшемся 7 июня 2017 г. в Париже с участием более 70 стран мира.
Понятно, что отсутствие прогресса с внедрением в нашей стране рекомендаций плана BEPS и других мер, направленных на борьбу с налоговыми злоупотреблениями, в некоторой степени выгодно бизнесу. Отдельные представители крупных компаний могут продолжать использовать теневые схемы налоговой оптимизации, которые уже давно стали невозможны в большинстве соседних с Украиной стран. Однако платой за такие возможности будет, очевидно, сохранение в нашей стране анахроничного режима валютного регулирования, который по праву считается одним из наиболее жестких среди всех стран мира.