На неконтролируемой территории, по последним данным фискальной службы, работает свыше 200 тыс. предприятий и предпринимателей — это 60% всех налогоплательщиков Донецкой и Луганской областей и 6% всех налогоплательщиков Украины. И как бы кому-то не хотелось расчесать всех под одну гребенку терроризма и сепаратизма, там все еще есть компании, продолжающие работать по украинским законам, платить налоги в украинский бюджет, а главное, обеспечивать рабочими местами, доходом и продукцией семьи, которые живут на неподконтрольных территориях.
Однако государству регулировать налогообложение и контролировать налогоплательщиков в зоне с каждым годом все сложнее. Вот и получается, что за год объемы налоговых поступлений от двух охваченных конфликтом областей снизились с 40 до 20%, а количество зарегистрированных там плательщиков, наоборот, увеличилось. Все-таки есть немало желающих перейти на темную сторону и уйти от государственного контроля. В обнародованных Минфином изменениях, касающихся работы предприятий на неподконтрольных территориях, предложено решение всех связанных с этим вопросов отложить в долгий ящик — до завершения антитеррористической операции.
По сути, бизнес за линией разграничения хотят изолировать и загнать в «тень» окончательно, разорвав экономические связи государства даже с теми предпринимателями, которые продолжают на него работать. Насколько это правильно, судить сложно, ведь нет четкой политики украинских властей относительно будущего неподконтрольных территорий и работы их экономики. Сейчас государство не может контролировать там бизнес, как легальный, так и нелегальный, и должно выбрать лучший из худших вариантов. Может статься, что точечные меры Минфина окончательно изолируют экономику региона, лишь усугубив ситуацию как для него самого, так и для страны в целом.
Начинаются предложения Минфина с черствых пряников. Так, на время проведения антитеррористической операции для налогоплательщиков этих территорий приостанавливается начисление штрафов или пени, приостанавливается направление налоговых требований и уведомлений от фискальных органов, погашение налогового долга плательщиками.
Изменения хорошие, жаль, что не актуальные. Их ждали в 2014-м и 2015-м. Тогда предприятия в них действительно нуждались из-за топорной и длительной процедуры перерегистрации, в процессе которой фискальная служба ничтоже сумняшеся начисляла плательщикам штрафы по каждому из обязательств, не глядя на сертификаты о форс-мажорах. К 2017 г., когда предположительно вступят в силу предложения Минфина, неопределившихся с регистрацией не будет, их там уже нет. Все, кто хотел и мог, перерегистрировались, и таких на сегодняшний день не более 4% от общего количества плательщиков в областях. Те, кто не хотел или не мог изменить регистрацию, с огромной вероятностью продолжат работать на неподконтрольных территориях. Только вот с 2017-го они смогут не платить в бюджет и не бояться доначислений в обозримом будущем.
«Введение моратория на начисление штрафов, взыскание налогового долга, применение налогового залога и административного ареста активов фактически позволяют без каких-либо негативных последствий не платить налоги либо до даты окончания АТО, либо до даты перерегистрации на подконтрольной территории, в зависимости от того, какое событие наступит раньше», — объяснила ZN.UA юрист юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Галина Мельник. Согласитесь, это большой соблазн для бизнеса, который платит не только украинскому бюджету.
А то, что освобождение от штрафов и санкций не применяется с момента изменения налогоплательщиком местонахождения юрлица на другую территорию Украины, означает, что если предприниматель все-таки решит перерегистрироваться, например, в недавно освобожденном соседнем населенном пункте, штрафы и доначисления ему гарантированы. Читай — либо работай, не меняя места дислокации, либо готовься к длительным переговорам с фискальной службой и не только.
«Власти пытаются юридически отложить решение чувствительных для бизнеса вопросов банальным переносом на период «после окончания АТО» или заставить субъектов хозяйствования, которые ведут свою деятельность на неподконтрольной территории, перерегистрироваться, чтобы их операции в полной мере подпадали под государственный контроль, — считает эксперт Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников. — Такой подход понятен с точки зрения организации государственного контроля, но он не учитывает проблем представителей малого и среднего бизнеса, которые не только ведут хозяйственную деятельность, но и живут на неподконтрольной территории. Они будут поставлены перед выбором — осуществлять юридическую перерегистрацию и ощутить на себе возможные репрессии террористов или окончательно и полностью выйти из правового поля Украины. Высока вероятность того, что они выберут именно последний вариант, ведь санкции со стороны государства наступят только после возвращения соответствующей территории под контроль Украины и в границах правового поля, в то время как давление террористов будет незамедлительным и может нести угрозу не только имуществу, но и жизни предпринимателей».
Информация о суммах налогового долга налогоплательщиков за чертой разграничения будет сохраняться в информационных базах контролирующих органов в отдельном (внебалансовом) порядке, а отсчет срока давности будет приостановлен на период проведения АТО. Своеобразный фискальный тайм-аут, свидетельствующий не столько о желании облегчить жизнь налогоплательщиков, сколько о невозможности со стороны государства их контролировать и о нежелании признавать это в течение последних двух лет. Но отделить бизнес неконтролируемых территорий от остальной Украины и забыть о нем не так-то просто, сделать это изящно и безболезненно не получится.
Например, согласно предложениям, если филиал или представительство юрлица находится в зоне АТО, а центральный офис — на подконтрольной территории, то в период проведения антитеррористической операции подразделение будет платить налоги и подавать налоговые декларации по основному месту учета юрлица, то есть на общих основаниях. Если же и филиал, и главное представительство — на временно оккупированной территории, то такие обособленные подразделения находятся на учете, как отдельные плательщики налогов и сборов, и будут уплачивать налоги и сборы на отдельных условиях.
«Этими нормами создаются предпосылки для двойного налогообложения филиалов украинских предприятий, расположенных на оккупированных территориях. При этом предлагается усиление ответственности за двойное налогообложение. Но не решаются вопросы с администрированием и возмещением НДС, учетом подакцизных товаров, взиманием рентных платежей, налогообложением физических лиц-предпринимателей, зарегистрированных на неподконтрольных территориях, но осуществляющих деятельность в Украине, — отмечает управляющий партнер АО «Suprema Lex» Виктор Мороз. — К сожалению, Минфином не были решены проблемные вопросы, волнующие бизнес на неподконтрольных территориях. Но проблема необходимости ведения параллельного налогового учета и двойной уплаты налогов не просто не решена, а усугубляется».
Особое внимание в законопроекте уделено вопросам взимания НДС. Все субъекты хозяйствования на неподконтрольной территории попали в перечень рискованных, по мнению Минфина, плательщиков, и минимальные подозрения в невыполнении ими своих налоговых обязательств (неподача отчетности на протяжении конкретного периода, отсутствие налогооблагаемых операций, не проведение своевременных расчетов с бюджетом) будут поводом для аннулирования регистрации плательщика НДС. Тут речь уже идет о потенциальных рисках для предпринимателей, находящих и на подконтрольной территории.
«Например, плательщик НДС из зоны АТО зарегистрировал налоговые накладные, но вовремя не предоставил декларации по НДС и/или не провел расчеты с бюджетом (что является достаточно размытым понятием). В таком случае покупатель лишается права включения суммы НДС по таким налоговым накладным в налоговый кредит, и он, соответственно, задним числом будет уменьшен по не зависящим от покупателя причинам, — объяснила ZN.UA руководитель практики налогового и таможенного права АО «Вдовичен и партнеры» Мария Золотарева.
По словам юриста, эти нормы фактически делают невыгодными хозяйственные взаимоотношения с предпринимателями неподконтрольных территорий и содержат коррупционные риски, ведь, как показывает практика, процедура принятия налоговой декларации по НДС (от которой зависит налоговый кредит покупателя) часто сопряжена с произволом фискальных органов.
Бюджетное возмещение НДС и возврат переплат производиться не будут. Суммы ошибочно или излишне зачисленных в бюджеты средств подлежат возврату опять-таки по окончании АТО. А на возмещение НДС можно будет претендовать не только после завершения антитеррористической операции, но и после дополнительной фискальной проверки. Сейчас на неподконтрольных территориях работает порядка ста крупных налогоплательщиков, большинство из них — экспортоориентированные предприятия, для которых возмещение НДС — это существенная доля оборотных средств, которых сейчас минимум. Уйти в «тень» им не позволят нормы международной торговли, они наверняка сохранят украинскую регистрацию, не станут терять рынки сбыта и продолжат работать, правда, теперь уже в неравных с другими украинскими налогоплательщиками условиях. Да, с одной стороны, эти компании, получая возмещение из госбюджета, прямо или косвенно финансируют террористов. С другой — официально украинские власти не разрывают экономических связей с зоной, продолжают закупать там уголь и благодарно принимать экспортную выручку этих предприятий. Не время ли определиться с тем, какие же экономические отношения Украина строит с этой группой плательщиков, раз уж правительство решилось на изменение норм налогового законодательства в зоне?
Не менее важным является и вопрос освобождения от налогообложения недвижимого имущества и земельных участков в зоне АТО. «Представители бизнеса неоднократно обращали внимание на нелогичную ситуацию, когда компании, прекратившие хозяйственную деятельность на неподконтрольных территориях, вынуждены платить налоги за недвижимость и землю. Однако освобождение от налогообложения тоже осуществляется неравномерно. В частности, освобождение на недвижимое имущество осуществляется с начала 2016 г., и, соответственно, все переплаты зачисляются в счет будущих платежей по уплате налога на недвижимое имущество. Но относительно земельных участков освобождение происходит только с начала 2017 г. и до 31 декабря года, в котором закончится проведение АТО. То есть потенциально, если в январе закончится АТО, компании будут на год освобождены от налогов на недвижимое имущество и земельные участки. Однако АТО может закончиться и в декабре, и компании не смогут воспользоваться этим преимуществом. При этом о возвращении переплат за предыдущие два года, к сожалению, ничего неизвестно», — комментирует инициативы Минфина координатор рабочей группы по поддержке бизнеса в зоне АТО Европейской бизнес-ассоциации Евгения Лугановская.
Эти и другие предлагаемые изменения говорят о том, что правительство намерено взять некую фискальную паузу во взаимоотношениях с налогоплательщиками с неподконтрольных территорий, что может разрушить те немногие экономические связи с ними, которые остались. Поверхностные и бессистемные инициативы Минфина не решают слишком многих проблем предпринимателей — остались без ответов вопросы проведения налоговых проверок, амортизации основных средств, невозможности восстановления ими утерянных первичных документов и, как следствие, предоставления их при осуществлении проверок, проведения такими плательщиками инвентаризаций, обоснования реальности хозяйственных операций и проч.
Вместо этого Минфин четко дает понять предпринимателям, что государство учится жить без той части экономики, которая осталась за линией разграничения. Не решая при этом проблем с контрабандой, курсирующей из и в зону, контрафактом, который в ней производится, защитой прав тех немногих плательщиков, которые пытаются там работать честно, и контролем над работой недобросовестных предпринимателей.
Отсутствие общегосударственной политики в отношении неподконтрольных территорий, их будущего и потенциальной реинтеграции в украинскую экономику порождает массу сиюминутных и точечных решений, последствия которых сложно оценить. В попытке в очередной раз уйти от ответов на глобальные вопросы власть собственноручно у себя же под боком создает неподконтрольную экономическую зону со всеми вытекающими, и сокращение налоговых платежей, которое однозначно произойдет после принятия минфиновских предложений, — меньшее из зол. Ведь чем слабее экономические связи бизнеса этой территории с Украиной, тем крепче ее связи с захватчиком и тем сложнее будет развернуть эти процессы в обратном направлении, когда (или если) антитеррористическая операция закончится.