Правительство продолжает менять недавно принятый Налоговый кодекс. Весомую порцию правок депутаты с подачи Кабинета министров внесли на прошлой неделе. Под шумок закона о языках Рада проголосовала за законопроект №10224 с неприметным названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине)». На этапе между первым и вторым чтениями в документ попали нормы, не имеющие ничего общего с админреформой, главная из которых — усиление полномочий Государственной налоговой службы (ГНС) Украины. Цель — ужесточить контроль над уплатой налогов.

Если президент подпишет закон, у налоговой вновь появится право требовать от предпринимателей уплату авансового платежа с налога на прибыль. Это требование коснется предприятий с годовым доходом более десяти миллионов гривен, а сумма аванса — не менее одной двенадцатой от начисленных сумм налога за предыдущий год. Причем декларацию компании будут подавать не ежеквартально, как это происходит сейчас, а раз в год.

По сути, Рада пытается узаконить уже сложившуюся в Украине практику авансовых платежей, когда налоговики в добровольно-принудительном порядке предлагают предпринимателям заплатить аванс по налогу на прибыль. «Аргументация фискалов — надо наполнять государственный бюджет. А что получается? Мало того, что отсутствует нормальное кредитование для пополнения оборотных средств, так еще и государство, чтобы наполнить бюджет, будет требовать платить налоги авансом», — возмущается руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский.

Если закон вступит в силу, то через полгода в Украине может появиться еще две категории плательщиков единого налога — пятая и шестая группы. В пятую группу попадут предприниматели-физические лица с доходом не более 20 млн гривен (и до 20 наемных сотрудников). Для того чтобы работать в шестой категории упрощенцев, доход юридического лица не должен превышать те же 20 млн гривен, а вот штат работников может быть от 20 до 50 человек.

Ставка единого налога для упрощенцев этих групп составит десять процентов (если они не являются плательщиками НДС) или семь процентов (если являются). При этом ювелирам предоставят право работать в двух группах — третьей и пятой (сейчас можно только в третьей, а до недавнего времени ювелиры вообще не могли работать по упрощенной системе). Такое нововведение опрошенные «Экспертом» предприниматели называют реверансом тем представителям малого и среднего бизнеса, которые продолжают критиковать новый налоговый режим, установленный для «упрощенцев». «Учитывая условия налогообложения данных категорий, предприятия фактически будут платить налог с оборота. Думаю, введение двух дополнительных категорий "единщиков” — первый тест перед пошаговым введением налога с оборота. Такой налог намного легче администрировать», — считает управляющий партнер аудиторской фирмы «Аксёнова и партнеры» Елена Макеева. (Кстати, в распоряжении «Эксперта» оказался проект концепции с очередными правками в Налоговый кодекс, где действительно предлагается внедрить налог с оборота в размере 2,5%.)

Принятый парламентом закон затронул и критерии автоматического возмещения НДС. Теперь НДС «автоматом» (то есть по ускоренной процедуре) не вернут убыточным компаниям. По информации «Эксперта», сегодня в Министерстве финансов готовится проект закона о пересмотре существующих критериев и требований к предприятиям-претендентам на получение ускоренного НДС. В частности, коррекции могут подвергнуть требования к средней зарплате компаний, получающих быстрый возврат НДС (сейчас она должна составлять два с половиной размера минимальной зарплаты).

Но и это не всё. Принятый закон вновь изменит правила работы сотрудников налоговой службы. Все функции и полномочия фискального органа будут прописаны в Налоговом кодексе, а не в отдельном Законе «О Государственной налоговой службе в Украине». Произойдет это по примеру Таможенного кодекса, в котором также прописали обязанности таможенников: большинство из них в рамках административной реформы перешли из подчинения таможенного ведомства к Министерству финансов.

Например, налоговики могут лишиться права формировать и утверждать план-график проведения документальных проверок. Кроме того, министерство, а не налоговая будет устанавливать порядок рассрочки налогового долга и его списания. Ведение Единого реестра налоговых накладных в электронном виде тоже станет обязанностью министерства, а не службы.

В рамках недавно проведенной админреформы ГНС окончательно лишилась права утверждать формы налоговой декларации, отчетов о предоставлении данных по ввозу на таможенную территорию импортных товаров, а также отсрочки обязательств или налоговых долгов предпринимателей.

Взамен депутаты озаботились социальными гарантиями налоговиков. Так, предлагается ввести обязательное государственное личное страхование сотрудников Государственной налоговой службы Украины. На случай гибели или смерти — на сумму десятилетней зарплаты, а при ранении, контузии, травме, заболевании или инвалидности на службе — от шестимесячной до пятигодичной заработной платы. По словам источника «Эксперта» в налоговой, под этот план «подтягиваются» две дружественные страховые компании, деятельность которых негласно будет патронировать председатель парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

Принятые поправки — лишь начало второго этапа налоговой реформы действующей власти. По информации «Эксперта», к концу июля Министерство финансов рассчитывает доработать проект закона, вносящий очередную порцию изменений в налоговое законодательство. Среди ключевых обсуждаемых идей — снижение ставки НДС для внутренних производителей и отмена оставшихся налоговых льгот.

Комментарий

Александр Данковский

Так уже исторически складывается, что самые громкие случаи предоставления налоговых льгот в Украине связаны с Южной Кореей.

В 1998 году немыслимое количество поблажек получило совместное предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». Сейчас оно называется иначе, корейской доли в нем нет, да и корпорация Daewoo с тех пор обанкротилась. Но автомобили с корейскими шильдиками по стране бегают, хотя в 1990-х Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине» был синонимом слова «коррупция».

А в начале июля нынешнего года депутаты ввели нулевую ставку НДС на железнодорожные билеты. Не на все, естественно, а только для поездов «Интерсити+» производства южнокорейской компании Hyundai. Любопытно, что НДС по билетам на другую новинку — двухэтажные поезда Skoda Vagonka — платить надо!

Способствовать отмене НДС на свое любимое детище вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников обещал с весны и говорил, что при этом билеты подешевеют на 16,67%. Правда, подвел Кабмин: соответствующее решение он принял только 4 июля. Но уже на следующий день глава финансового комитета ВР Виталий Хомутынник предложил поддержать правительство и срочно внести соответствующую поправку в Налоговый кодекс. Что депутаты и сделали.

Вообще говоря, когда в стране только-только формировалась налоговая система, знающие люди недоумевали: «Какой налог на добавленную стоимость? Он же был придуман во Франции для борьбы с перепроизводством и вводился дифференцированно, а с чем у нас нужно бороться?» Например, в Германии традиционная ставка НДС — 19%, но книги и продукты облагаются «семерочкой» как товары социально значимые. В Люксембурге общая ставка — 15%, а сниженные — 12, 9, 6 и 3%.

Дифференциация — это, в общем, правильно. Ибо, как говорят теоретики-экономисты, налоги выполняют не только фискальную (у одних деньги забрать — другим отдать), но и регулирующую функцию. Считает, например, государство такую-то деятельность (например, производство фильмов на таком-то языке) социально полезной — дает льготы. Заметим, не конкретной фирме, а отрасли, направлению деятельности. Считает такой-то товар (скажем, табак) общественно вредным — поднимает на него налог. В общем, налогообложение по принципу «кого люблю, того целую», но всё же любовь надо обосновать.

В Украине всё иначе: по НДС только две возможные ставки — 20% и 0%. Наверное, чтобы хоть в чем-то бухгалтерам проще было.

Но давайте вернемся к главному вопросу — за что ж это вице-премьер и 262 депутата так возлюбили корейские поезда? Их ведь никак не назовешь двигателями экономики: они не возят руду, лес, удобрения или, скажем, шахтеров к месту приложения усилий. «Укрзалізниця» постоянно жалуется на убыточность пассажирских перевозок, а тут держава своей рукой дополнительно уменьшает поступления.

Они не являются социально значимым транспортом: врачи, учителя и пенсионеры не станут ездить за 300–500 гривен в один конец. Более того, когда вводились новые экспресс-маршруты, часть дешевых поездов из расписания исчезли. Судя по расписанию, «корейцы» изначально заточены под богатых. Например, на утренний поезд из Киева до Харькова без такси не поспеть (он отправляется в 6.15, а метро открывается за несколько минут до 6.00). Для состоятельных пассажиров цена не является определяющим фактором при выборе вида транспорта, их интересуют скорость и комфорт. Так почему дешевеет дорогой скоростной поезд Киев—Львов, а не, допустим, бюджетный и очень социально важный Львов—Рахов?

Зная нашу действительность, едва ли железнодорожное ведомство тщательно исследовало изменчивость спроса на железнодорожные билеты, емкость рынка, его потенциал, покупательскую способность пассажиров. Но что самое любопытное — вносилась эта «хюндаевская» поправка в закон, который в целом закручивает налоговые гайки. Так что билетный реверанс можно объяснить только большой любовью Бориса Колесникова к скоростным железнодорожным перевозкам. Точнее, к своим обещаниям — ведь он говорил, что будет дешевле. А свое слово нынешняя власть старается держать во что бы то ни стало. Пусть если даже это дорого, нелогично и не очень законно.