Как свидетельствует министр финансов Федор Ярошенко, по итогам девяти месяцев ГНАУ и Гостаможслужба недобрали в казну 4,9 и 4 млрд. грн. соответственно. А по итогам года разрыв между плановым и реальным наполнением бюджета может оказаться еще значительнее. Чтобы не допустить этого, фискалы придумывают новые способы искусственного завышения подлежащих к уплате налогов.
Бум «плохих» деклараций
В отношениях ГНАУ и налогоплательщиков и ранее бывали случаи, когда местные налоговые подразделения отказывались принимать убыточные декларации. Теперь же фискалы развили эту новацию — отказ в приеме декларации можно получить, если в ней зафиксированы слишком маленькие с точки зрения инспектора налоговые обязательства. При желании фискалы могут найти достаточно аргументов для обоснования своего решения. Например, в названии предприятия не расшифрована аббревиатура ООО или ЧП, не указан телефон или адрес электронной почты, не поставлен прочерк в графе «принадлежность к авиастроительной или судостроительной отрасли» и пр. «В подобных действиях налоговиков есть признаки состава преступления. Ведь согласно Закону «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. При этом принимать декларацию нужно без предварительной проверки показателей. На отказ принимать документ есть прямой запрет. Это расценивается как превышение служебных полномочий и наказуемо ст. 365 УК в виде штрафа или лишения свободы на срок до пяти лет», — поясняет «k:» советник адвокатской компании «Соколовский и партнеры» Наталья Куриленко.
Чтобы избежать такой ответственности, рассказывает управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга» Артур Нонко, налоговики принимают поданные налогоплательщиками декларации, предварительно поставив на них отметку «к сведению». «Фактически это означает, что декларация не принята. Зачастую предприниматели, не имея намерения портить отношения с налоговыми органами, довольствуются декларацией с такой отметкой и не обращаются в административный суд. Но тогда в суд может подать уже сама налоговая», — говорит юрист. Единственным выходом в этом случае, считает партнер ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» Владимир Ващенко, может быть пересылка налоговой декларации почтой с вложенной описью и уведомлением о вручении за десять дней до окончания срока подачи. «Если осталось меньше десяти дней и попытки сдать декларацию в канцелярию не увенчиваются успехом, предприниматель имеет право направить документы по почте. Но при этом к декларации необходимо приложить заявление в произвольной форме на имя начальника налоговой, в котором указать фамилию служебного лица, отказавшего в принятии отчетности, и дату отказа. Датой подачи декларации в таком случае считается дата сдачи письма на почту (отметка почтового штемпеля на конверте)», — отмечает юрист.
Отдельной причиной непринятия декларации является выявленное на основании автоматической базы данных сопоставления налоговых накладных расхождение между налоговым кредитом одного из контрагентов и налоговыми обязательствами другого. Иногда «заботливые» инспектора предлагают поменять контрагента в декларации. Выглядит это следующим образом: проверив по базе налоговые обязательства или кредит контрагента, указанного в декларации, и выявив несоответствие, инспектор за определенное количество аргументов предлагает налогоплательщику заменить этого проблемного партнера «чистым». Как правило, это специально созданная для таких случаев подставная фиктивная фирма, за сотрудничество с которой предприниматели якобы не будут иметь проблем. Хотя через время фискалы смогут навесить на предпринимателя штрафы за сотрудничество с «налоговой ямой».
Впрочем, в большинстве случаев (если речь идет о мелких фирмах) фискалы выбирают менее кровожадный способ наполнения казны, выписывая штраф за нарушение сроков подачи налоговой декларации (170 грн.). По данным опрошенных «k:» юристов, такие штрафы ежемесячно уплачивают до 80% предпринимателей, которые не хотят из-за такой «мелочевки» судиться с налоговиками. В целом же по стране выходит довольно приличная сумма, если учесть что, по информации самой ГНАУ, по состоянию на 1 октября на учете в органах налоговой службы состояло почти 3,3 млн. налогоплательщиков.
Контора пишет
Весьма интересная схема выколачивания денег, изобретенная фискалами относительно недавно, заключается в следующем: предприятиям, которые собираются стать на учет как плательщики НДС, инспектора предлагают подписать что-то вроде долговой расписки, в которой указывается, какой процент от своего оборота субъект хозяйствования обязуется перечислять в бюджет в виде налогов. В зависимости от профиля деятельности, размеров компании и региона, в котором она работает, эта цифра может колебаться в пределах 3–6%. В случае отказа подписывать подобный документ предприятию стопорят регистрацию плательщиком НДС. Формальная отписка — данные в заявлении на получение свидетельства не отвечают единому госреестру, потому требуют уточнения в органах налоговой милиции. В свою очередь милиционеры предлагают посетить вышестоящие инстанции и решить проблему «единым взносом» на развитие инфраструктуры налоговых органов. К слову, с доначислением 3–4%, а в некоторых случаях даже 8% от оборота по НДС или налогу на прибыль дополнительно к уже внесенным обязательством юристы сталкиваются и при работе с существующими плательщиками налога.
Чтобы увеличить количество новичков, фискалы активно аннулируют действующие свидетельства плательщиков НДС. В соответствии с правками, внесенными в профильный закон в мае этого года, основанием для этого может стать внесение записи в госреестр данных об отсутствии субъекта хозяйствования по месту его регистрации. Чтобы организовать такую запись, инспектору достаточно, скажем, один раз не застать работающего на квартире чепешника. «Некоторые инспектора уже стали применять на практике нормы еще не принятого Налогового кодекса, одна из редакций которого лишает права добровольной регистрации плательщиком НДС без наличия определенного объема налогооблагаемых операций. В первую очередь от такой практики страдают предприятия, инвестирующие в строительство и развитие производства», — отмечает старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Иван Юрченко.
Абсолютной новацией последних месяцев стало активное признание сделок недействительными, что позволяет фискалам доначислять налоговые обязательства. Сначала налоговики собирают по своим каналам информацию о предпринимателях, которые могли иметь отношения с подающими признаки фиктивности контрагентами. Затем направляют таким налогоплательщикам запросы с требованиями дать расширенные пояснения относительно этих операций. Среди запрашиваемой информации — хозяйственная или экономическая цель, способы осуществления купли-продажи, место хранения и способ транспортировки товара вплоть до фамилии завскладом или водителя фуры. Кроме того, налоговики интересуются обстоятельствами знакомства с контрагентом, данными предыдущих контрактов. Зачастую предприятию легче заплатить дополнительную сумму, нежели откровенничать с фискалами о деталях своего бизнеса.
Немалый дополнительный урожай снимают налоговики и с операций с ценными бумагами. В частности, фискалы стали оспаривать отнесение затрат на покупку акций и векселей на валовые расходы. Оспорить такие операции можно в тот момент, когда, скажем, в судебном порядке признаны недействительными учредительные документы, происходит процесс ликвидации компании, возбуждено дело о банкротстве или аннулировано свидетельство о регистрации эмиссии. При этом некоторые из данных процедур налоговики могут инициировать сами. «Зачастую главным аргументом налоговой в таком случае будет отсутствие экономической выгоды в приобретении бумаг компании-банкрота. А последствием, конечно же, будет доначисление налоговых обязательств по налогу на прибыль», — объясняет Артур Нонко.
Суд поможет
Все опрошенные «k:» юристы настаивают на целесообразности обжалования малейших нарушений инспекторов в судебном порядке. Более того, статистику ГНАУ относительно выигранных у налогоплательщиков дел (варьируется от 80 до 90%) они называют базирующейся на удовлетворенных судами вопросах процедурного характера. «Если у предпринимателя есть все доказательства подачи декларации и уверенность в том, что все начисления обязательств и расчет кредита сделаны правильно, судебная перспектива очень неплохая. В нашей практике абсолютное большинство подобных дел судьи решают в пользу налогоплательщика в течение одного заседания. Большинство схем налоговой построены на убеждении, что бизнес не будет портить отношения. Это убеждение нужно ломать», — говорит Наталья Куриленко из АК «Соколовский и партнеры». Владимир Ващенко дополняет, что недавние изменения в ст. 163, 207 и 267 Кодекса административного судопроизводства обязывают админсуды в резолютивной части решения устанавливать госорганам срок подачи отчета об исполнении судебных решений. «По результатам рассмотрения отчета суд может наложить штраф на лицо, ответственное за неисполнение (от 100 до 300 минимальных заработных плат, сегодня это 90,7–272,1 тыс. грн. — Ред.). Половина его взыскивается в пользу истца, половина — госбюджета. В случае с налоговым органом таким лицом будет начальник», — отмечает юрист. Впрочем, одно из последних разъяснений Высшего административного суда ограничило срок обжалования уведомлений-решений налоговых органов одним месяцем. Таким образом, на принятие решения о том, как бороться с налоговиками, времени не так уж и много.