Международная организация Transparency International в своем ежегодном докладе о коррупции в мире отвела Украине 134-е место из 178. Это где-то на уровне Гондураса, но все равно на 12 позиций лучше, чем в прошлом году (были на 146 месте). То есть Украина пусть понемногу, но наращивает борьбу с коррупцией. Мы решили узнать, как на самом деле обстоит вопрос с коррупцией после смены власти.

Бизнес: налоговая лютует, но есть надежда

Опрошенные нами предприниматели говорят, что ситуация в сфере их отношений с чиновниками никак не изменилась. А по налоговой — ухудшилась. Причем предприниматели проводят аналогии с 2005 годом, когда тоже поменялась власть и на места пришли новые налоговые начальники, которые пытаются быстро накопить жирок, а потому аппетиты их выросли. «Возникает дежавю. То же самое было в 2005-м году, — говорит киевский предприниматель Владимир. — Налоговики заявили о том, что начали активно бороться с минимизаторами и начали масштабные проверки с «масками-шоу». Чтобы откупиться, нужно дать $10—15 тыс. Дошло до того, что если налоговика не устраивают отчеты, он просто их возвращает вместе с решением налогового органа о непризнании декларации как налогового документа. Инспектор сам «на глаз» определяет, сколько конкретно денег предприятие должно заплатить в бюджет. Можно откупиться — за 25% от размера суммы допуплаты налогов».

«Пожарники, СЭС и прочие прихлебатели к нам заходят с внеплановыми проверками точно так же, как и раньше, — говорит предприниматель Игорь Филонов из Днепропетровска, владеющий торговым павильоном. — На должности пришли новые люди, заплатившие за назначение деньги. Теперь отбивают затраты».

Правда, предприниматели надеются, что в ближайшее время им станет гораздо легче, так как вступит в силу пакет законов, по дерегуляции. Например, недавно было отменено лицензирование 23 видов деятельности. Пока его эффект еще не проявился, поскольку большая часть предпринимателей уже получила ранее необходимые документы. Однако теперь предприятия могут строить планы на расширение видов деятельности и услуг, не опасаясь, что какой-то чиновник просто не поставит подпись или штамп (за это и брали взятки). «Даже не верится, что теперь никому не нужно будет ничего заносить за ускорение процедуры и ни с кем ни о чем договариваться», — говорит предприниматель Сергей Микуленко из Киева.

Бюджет: согласны уже и на 10% отката

Основной коррупционный бизнес бюрократии — на откатах и освоении бюджетных средств, естественно, никуда не делся. Хотя с принятием нового закона о госзакупках и тендерах многие беспредельные схемы ушли в прошлое, но все равно чиновники находят лазейки. «Традиционные схемы «откатов» сохранились: государство платит за товар больше рыночной цены, разницу обналичивают и тому, кто принял решение о закупке, отдают «кэшем», — говорит экономист Александр Жолудь. Правда, по словам бизнесменов, аппетиты чиновники поумерили. Боятся арестов, которые сейчас идут повсеместно (особенно это касается Киева). «Когда мой товарищ договаривался о поставках товара по госзаказу, ему весной сказали — увеличивай сумму на 35%, обналичивай и отдавай нам, — говорит предприниматель Павел. — Несколько месяцев шли согласования, после чего чиновники вдруг уменьшили сумму отката до 25%. А недавно они сказали, что согласны и на 10%, добавив, что в их ведомстве уже несколько человек за эти схемы задержали и они боятся. И вообще они уже ничего не гарантируют. Говорят, такие вопросы теперь решаются только на самом верху».

Суды: приказано бояться

Тут, как говорят наблюдатели, уменьшилась судейская коррупционная вольница. Если раньше судья даже низшего уровня мог вынести какое угодно решение (получив мзду), то теперь с этим сложнее. Характерный показатель: снизилось количество рейдерских атак с участием судей. Они боятся ответственности, ибо принят закон, изменяющий право судьи на обжалование решения Высшего совета юстиции (ВСЮ) и парламента о его увольнении. Раньше такое решение можно было обжаловать в любом суде, даже у коллеги или подчиненного. Сейчас же такое право имеет только Высший административный суд. Новый закон также уменьшил кворум ВСЮ с 14 до 11 человек, так что теперь решения об увольнении проворовавшихся судей принимаются чаще (раньше собрать кворум часто было невозможно). С мая уже уволено около 40 судей, столько же дел в ВСЮ на подходе. Многие служители Фемиды сейчас пишут заявления на увольнение. Это связано с тем, что они боятся в будущем люстрации. Ведь с нового года судьи обязаны будут подавать декларации не только о доходах, но и о расходах. То есть купил машину дорогую или дом — отчитайся, за какие средства. С другой стороны, как говорит оппозиция, центр коррупции просто переместился на более уровень — во ВСЮ (который теперь решает — карать или миловать судей) и высшие специализированные суды.

«Тень»: гайки закручивают

Контрабанда, обналичка, теневая экономика — все это как существовало, так и существует не без помощи высоких чиновников и правоохранителей. Но и тут наметились определенные перемены. Прежде всего, как говорят люди, задействованные в этих сферах, изменился интерес госаппарата. Если раньше, в период политического безвластия, чиновники и силовики боролись за контроль над крышеванием «окон» на таможне, каналов обналички и прочих теневых схем, то теперь, когда уже ясно, кто что в стране решает, власть стала кровно заинтересована в том, чтобы побольше средств шло в бюджет, а уже оттуда они, скажем так, осваивались правильными людьми (подобный процесс в прошлые годы, кстати, проходил и в Росии, по мере укрепления там «вертикали власти»). Именно поэтому в ближайшее время можно ожидать мощного удара по контрабанде и «обналичивающим» конторам, а также вообще по всему сектору теневой экономики. Наметки к этому уже есть сейчас. Например, как говорит один из одесских таможенных брокеров Алексей, «сейчас все больше и больше фирм стараются работать «по белому», избегая «черных» и «серых» схем растаможки — постепенно это становится невыгодным, ибо риск слишком велик, да и «тарифы» взяток за провоз контрабанды выросли. Например, провезти «вчерную» контейнер контрабандной бытовой электроники будет стоить до 10 тыс. долл. за контейнер. Но «запалить» контейнер (проверка правоохранителей — СБУ или милиции) могут в любой момент, даже после того, как он выйдет за шлагбаум порта после растаможки. Новые взятки могут съесть всю прибыль, поэтому «совсем теневые» схемы уходят в прошлое». Вместе с тем, по словам Алексея, на границе резко усилились позиции СБУ (по сравнению с прошлыми годами). Именно через «чекистов» сейчас решаются многие вопросы.