Я за что угодно проголосую... только выпустите меня отсюда!
Фильм «Гараж»
Весь прошедший четверг депутаты принимали законы, так или иначе влиявшие на показатели государственного бюджета. Попутно спикер парламента В.Гройсман настаивал на немедленном принятии и самой госсметы. Вынуждая парламент голосовать за документ, которого еще нет, за итоговые цифры, которых никто не видел, за смету, пересчитывать которую будут уже потом, по окончанию голосования.
Правительство, очевидно, решило, что раз такая тактика прокатила в прошлом году, то и в этом можно будет выехать. Премьер загодя, дабы дополнительно мотивировать народных избранников, выступил с речью о том, что если не принять бюджет здесь и сейчас, то утром наступит экономический апокалипсис. Оспаривать его пусть и несколько преувеличенные утверждения сложно — действительно, следующий год лучше начинать с бюджетом. Но все-таки справедливо ли говорить только о безответственности депутатов, не желающих принимать кота в мешке, или же о безответственности правительства тоже?
В конце концов, Минфин, взявшийся за налоговую реформу, год обсуждал с общественностью документ, которого никто не видел. Лишь в конце ноября он представил свое весьма спорное детище депутатам, нарушив нормы налогового законодательства о том, что любые изменения в него не должны вноситься менее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года. Ведь именно из-за того, что новая налоговая база была внесена так поздно, оказалась сырой и вызвала шквал критики, госбюджет еще не был принят. Более того, все предыдущие заверения в том, что принимать госсмету будут на старой налоговой базе, с необходимыми для сведения баланса корректировками, тоже оказались обманом. Последующие предложения уж никак не похожи на корректировки, а все больше на депутатские «хотелки», лоббизм отдельных отраслей и коррупционные схемы.
И тут тоже нужно сказать спасибо именно Минфину, который организовал бюджетный процесс именно таким образом, дав возможность отдельным заинтересованным воспользоваться сумятицей и протащить то, что в обычном рабочем режиме вызвало бы массу споров. Например, вместо создания единого публичного реестра претендентов на возмещение НДС и возмещения, собственно, в порядке строгой очередности депутаты в лице Виталия Хомутынника предложили создать два реестра — для крупных экспортеров и всех остальных. То есть они вроде как за равенство налогоплательщиков, но кто-то все равно должен быть равнее.
Минфин с марта морочил всем голову, в итоге вынудив парламент принимать не налоговую реформу, а точечные изменения, призванные не задать курс развития экономики, а элементарно свести показатели госбюджета. Еще один год потерян. Результативность принятых изменений сомнительна.
С одной стороны, есть позитивы. Например, в Налоговом кодексе появились важные изменения в администрировании. Контролирующим органам запрещено отменять суммы налогового кредита по формальным признакам. Установлен механизм доначислений обязательств в случае недостач. Улучшена система защиты добросовестных налогоплательщиков от несвоевременной регистрации налоговых накладных. Урегулированы технические вопросы функционирования системы электронного администрирования НДС для плательщиков, использующих кассовый метод. Отменена оплата авансовых взносов по налогу на прибыль. Зато Нина Южанина подтвердила договоренность о введении с 1 февраля 2016 г. уже упомянутых двух реестров плательщиков НДС. В первый войдут претенденты на автоматическое возмещение (с долей экспорта не менее 40%), во второй — все остальные, которые своих денег не увидят. Есть все-таки незыблемые вещи в этом мире, например, влияние Хомутынника на налоговую политику Украины.
Ожидаемо камнем преткновения стал спецрежим НДС для аграриев. Его сначала хотели весьма обоснованно отменить, потом отмену перенесли на 2017 г., предложив в 2016-м отдавать в госбюджет только 75% НДС. После чего в результате кулуарных торгов нормы переходного периода трансформировались следующим образом: растениеводы должны отдавать в госбюджет 85% налога, свиноводы и птицеводы — 50%, молочники и держатели крупного рогатого скота — только 20%. При этом всем экспортерам зерновых и технических культур вернули право на бюджетное возмещение НДС.
Вполне предсказуемо вопрос акцизов также стал предметом торга. Если верить озвученным Южаниной результатам договоренностей, акцизы на пиво и вино повысятся на 100%, а вот на спирт и алкогольные напитки — на 50%, на слабоалкогольные напитки — на 300%. Напомним, в предыдущей версии акциз на спирт также повышался на 100%, но успели договориться.
Сторговались с парламентом и табачные компании, правда, не так успешно. Акциз все еще повышается на 40%, а вот повышения на 3% адвалорной ставки не будет. При этом, правда, правительство сможет устанавливать минимальные оптово-отпускные и розничные цены на табачные изделия.
Изменения в упрощенной системе также минимальные, ведь эту коровку тоже многие доят. Остаются четыре группы налогоплательщиков, первая и вторая — без изменений. Для третьей годовой оборот уменьшен с 20 млн грн до 5 млн, а ставка увеличена на 1% — с 2 до 3% для плательщиков НДС, с 4 до 5% для неплательщиков. Четвертая, сельскохозяйственная группа, по словам Южаниной, тоже сохранена. Правда, глава парламентского комитета не уточнила, сохранен ли для четвертой группы коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель для определения базы налогообложения. Первоначально эту норму хотели отменить. Пока на сайте Верховной Рады не появятся окончательные тексты принятых на авральном заседании законов, этот и другие нюансы неизвестны.
В общих чертах, ибо подробностей мы все равно не узнаем в ближайшее время, для НДФЛ установили единую базовую ставку 18%. Ставку для дивидендов решили не повышать, оставив на уровне 5%. ЕСВ все-таки снизили, но не до 20, а до 22%.
Приняв изменения в налоговое законодательство, депутаты, выдержав паузу в несколько часов, взялись принимать государственный бюджет. Важно понимать, что весь процесс был поставлен с ног на голову. По большому счету, правки в налоговое законодательство вносились исключительно ради сведения госбюджета, с целью приведения его в соответствие с требованиями МВФ. Хотелось бы наоборот, конечно. Но нет, снова надеваем хомут с хвоста. С учетом того, что обсуждения налоговых новшеств очень быстро превратились в базарные торги за интересы, изменения вносились пачками, озвучивались неконкретно и бегом — в течение 30 минут парламентарии приняли семь (!) законопроектов, прямо или опосредованно влияющих на государственный бюджет. Завидная скорость, незавидное качество.
Поверить, что за несколько часов все принятые нормы были учтены в госбюджете, невозможно. Да и проверял ли это хоть кто-то? Говорят, что весь аврал с принятием бюджета был связан исключительно с желанием Арсения Петровича принять госсмету в отсутствие Петра Алексеевича. Вот, мол, какой у нас мудрый и влиятельный премьер, способный вмешаться в процесс и повлиять на нерадивых депутатов. Согласитесь, приоритет достойный того, чтобы принимать ночью документ, который большинство не читало. И правки к нему, которые большинство не услышало.
В итоге ближе к четырем часам утра парламент принял государственный бюджет на 2016 г. с доходами 595 млрд грн и расходами 667 млрд грн. Предельный объем дефицита госбюджета установлен на уровне 83,6 млрд грн. Предельный объем госдолга — 1,5 трлн грн, то есть в следующем году он увеличится на 7,7%. Рост ВВП — 2%. Инфляция — 12%. Среднегодовой курс на уровне 24,1 грн за доллар.
Также бюджет предусматривает поэтапное повышение в 2016 г. минимальной заработной платы. Ее размер предлагается установить с 1 января — 1378 грн, с 1 мая — 1450 грн (+ 5,2%), с 1 декабря — 1550 грн (+ 6,9%). Прожиточный минимум составит в среднем на одного человека с 1 января — 1330 грн, с 1 мая — 1399 грн (+ 5,2%), с 1 декабря — 1496 грн (+ 6,9%). Таким образом, в целом рост прожиточного минимума и минимальной зарплаты в 2016 г. в расчете декабрь к декабрю предыдущего года составит 12,1%.
Тут все без изменений. А вот деталей не знает никто. По словам самой Яресько, депутаты подали к проекту свыше 600 поправок. Да, некоторые, например, проведение фестиваля патриотической песни за 25 млн грн, всплыли сразу. Но остальные растворились в многостраничных приложениях к госбюджету и найдены не будут. Да и искать их тоже никто не планирует. Главное для Минфина и правительства, чтобы чиновники МВФ подтвердили, что бюджет после всех изменений остался сбалансированным. И речь идет лишь о дефиците госсметы, который не должен превышать 3,7% ВВП. Все остальное — неважно, даже если все собираемые деньги налогоплательщиков мы будем тратить на фестивали песен и плясок.
За счет чего будет пополняться выросшая по сравнению с прошлым годом на 15% доходная часть, если налоговая реформа так и не состоялась? За счет инфляции? За счет чего будут компенсировать недобор по ЕСВ, если финансовую независимость местных бюджетов вроде как удалось отстоять? За счет невозмещения НДС компаниям из второго списка? На чем основан рост поступлений налога на прибыль, если авансовые платежи отменяют? Почему в плане увеличены поступления от ренты, если ее снизили?
Аналогии с уходящим бюджетным годом напрашиваются сами собой. А в нем не только авральное принятие госсметы и плохая налоговая реформа, но и инфляция 46% при обещанных 20, и доллар по 24 грн при заложенных в бюджет 17, и мнимый профицит госбюджета, и вконец обнищавшее население. Мы выходим на второй круг. И нас опять ждет налоговая реформа, потому что принятые в четверг законы сохраняют многие старые схемы и закладывают новые. И нас опять ждет очередной год «реформ», так как принятый нами бюджет основан на обещании изменений, которые пока никто и не планировал делать.