Накануне провозглашения независимости наша страна считалась наиболее экономически развитой республикой СССР. В УССР находилась четвертая часть союзной промышленности, а в металлургии, машиностроении и химпроме республика входила в число лидеров. Под управлением Киева в 1991 году оказалась и примерно треть союзных мощностей военно-промышленного комплекса — около 3,6 тыс. предприятий ВПК (с более чем 3 млн. сотрудников). Также республике досталась треть ракетно-космического производственного потенциала СССР. Полторы сотни предприятий, бессчетное количество конструкторских бюро и научно-исследовательских центров обеспечили лидерство и в этой сфере — из двадцати типов советских ракет двенадцать проектировали и производили в УССР.
Сырьевой поток
Попытка эксплуатировать наследие Советского Союза, как показала практика последних двадцати лет, оказалась не только бессмысленной, но даже вредной. Прежде всего по причине чрезвычайной энергозависимости отечественных индустриальных гигантов. Предприятия металлургии и химпрома, спроектированные и построенные в советское время, были заточены на безбрежное и бесконтрольное использование природного газа, стоимость которого тогда составляла копейки.
Когда за газ пришлось платить много, выяснилось, что при высокой доле энергоносителей в себестоимости продукции развивать производство товаров высокого передела невыгодно. В результате доля машиностроения в структуре промышленного производства упала более чем вдвое — до 14%. А вновь образованные корпорации сосредоточились на экспорте руды, химикатов и стали. До поры до времени все было хорошо, однако поставки сырья за рубеж имеют существенный недостаток — сильную зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка. Это привело отечественную тяжелую промышленность (и зависимую от нее госказну) к наибольшей уязвимости в период глобальных финансово-экономических потрясений в 1998-м и особенно в 2008 году.
В прошлом году Украина потребила около 50 млрд. м3 природного газа. Из них 20 млрд. м3 сожгла отечественная индустрия. В том числе более 12 млрд. м3 освоили энергетики и химики, а 4,5 млрд. м3 — металлурги. Доля промышленности в общем объеме потребления газа в 2013 году составила почти 40%, а населения и бюджетных организаций — около 35%.
Сравнительно дешевым энергоносителем в Украине остается электричество (около 30 коп. за 1 кВт•ч), половину которого производят четыре отечественные АЭС с полутора десятками энергоблоков. Но и здесь не обошлось от влияния советского наследия — станции спроектированы под использование российского ядерного топлива ТВЭЛ.
Аграрная академия
Традиционный валютный донор госбюджета — горно-металлургический комплекс — стремительно теряет статус кормильца. И пальма первенства переходит к АПК. Так, в прошлом году более четверти украинского экспорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию — $17 млрд. Впервые за годы независимости аграрии обогнали по этому показателю металлургов, которые заработали на экспорте чуть больше $14 млрд. Тенденция смены внешнеторговых приоритетов наблюдалась уже последние несколько лет. Еще в 2011 году в структуре внешних поставок ГМК занимал 40%, год спустя — 32%.
На днях первый заместитель министра экономики Анатолий Максюта заявил, что правительство планирует изменить структуру украинской экономики, уменьшив удельный вес энергоемких отраслей. По его словам, перспективными для нашей страны являются сельское хозяйство, пищевая промышленность, IT-технологии, машиностроение, авиа- и судостроение.
И если к планам чиновников у нас всегда относились скептически — мало ли о чем мечтают в правительственных кабинетах, — то в перспективной прозорливости отечественных олигархов мало кто сомневается. Так, уже после кризиса 2008 года в аграрный сектор начали инвестировать крупные суммы владельцы металлургических и сырьевых активов — Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и Сергей Тарута. А бывший гражданина России Вадим Новинский уже давно контролировал крупного украинского переработчика сельхозпродукции «Верес».
В этом свете уже не кажется странным решение президента Петра Порошенко, который сам вышел из отрасли по производству продуктов, о назначении бывшего президента «Мироновского хлебопродукта» (ТМ «Наша Ряба») Юрия Косюка первым замом руководителя АП — куратором силового блока правительства.
Ядерная альтернатива
В 1999 году правительства Украины и США в процессе ядерного разоружения нашей армии начали программу квалификации американского топлива для украинских АЭС.
Сначала это позволило Киеву сохранить потенциал ведущей в стране ядерной лаборатории, которая позже получила национальный статус и была преобразована в ННЦ «Харьковский физико-технический институт». Заработало полноценное Ядерное отделение НАНУ.
Реализована совместная американо-украинская разработка новой электронной системы контроля над активной зоной реакторов российского производства. Благодаря этому удалось загрузить части мощностей харьковского завода «Хартрон» и спасти большинство активов этого предприятия от недобросовестного поглощения.
Далее Украина начала самостоятельные работы по захоронению выработанного топлива АЭС. В ходе реализации программы запущено лицензионное производство железнодорожных контейнеров технологии Holtec Inc. на заводе «Азовмаш», а также завершена разработка национальной технологии вентилируемых контейнеров хранения для их производства на мощностях «Атомэнергомаша». Этот этап программы квалификации американского топлива для АЭС Украины позволил нашей стране приступить к проекту строительства собственного сухого хранилища ядерного топлива и вплотную приблизиться к демонополизации услуг российских компаний по обеспечению вывоза и хранения топлива на территории РФ.
По состоянию на 2013 год 14 государств мира эксплуатировали энергетические реакторы РФ и были обязаны закупать только российское топливо. Украине удалось стать первой страной мира, которая получила возможность совместной загрузки в реакторы АЭС топлива американского и российского производства и таким образом использования одновременно технологических достижений двух мировых гигантов.
Технологии войны
Украинские оборонные предприятия зависимы от импорта комплектующих, прежде всего — российских, и говорить о самодостаточном развитии всего национального ВПК невозможно. И эксперты полагают, что необходимо развивать лишь отдельные перспективные направления, в которых имеется наименьший уровень зависимости от традиционных схем кооперации.
К таким направлениям относится производство ракет «воздух-воздух» киевской АХК «Артем» или крылатых ракет «воздух-земля», которые ранее собирались в Харькове и оснащались двигателями «Мотор Сичи». В конце XX века производство последних было выведено за пределы Украины. За разработку более совершенных моделей крылатых ракет на основе запорожских двигателей вместо предприятий Харькова в начале 2000-х годов взялись днепропетровские «Южмаш» и КБ «Южное». Первым их проектом на этой ниве стала разработка в конце 1990-х годов комплекса крылатых ракет «Борисфен». В 2001–2004 годах на базе этого так и не созданного комплекса появилась более совершенная разработка комплекса «Гром», который тоже не дошел до испытаний. Указанные первые пилотные разработки в конце 2000-х стали основой более широко известных проектов «Коршун» и «Сапсан». Ныне их разработка нашла свое место в оборонном заказе в ряду основных приоритетов, несмотря на чрезвычайную технологическую сложность, а также на политический фактор. Последний был связан с проявлениями недобросовестной конкуренции на рынке вооружений — эта конкуренция выливалась в громкие оружейные скандалы, тормозившие развитие отечественного ракетостроения.
Переломным моментом в прекращении проявлений такой конкуренции стал 2005 год, когда в Киеве успешно завершился секретный судебный процесс против группы частных лиц по так называемому делу Евдокимова. Его фигуранты организовали в 2001 году несанкционированное перемещение через воздушные границы государств бывшего СССР и Исламской Республики Иран 18 не оснащенных ядерными боеголовками авиационных крылатых ракет дальнего радиуса действия Х-55.
Крылатые ракеты Х-55 производства украинского предприятия ХГАПП и разработки российского КБ «Радуга» были выведены из Украины по Ялтинскому соглашению 2001 года об урегулировании погашения задолженности Украины за природный газ.
Во многом благодаря внутриполитическим переменам 2005 года Киеву удалось побороть скандальное обстоятельство своего выхода на международный рынок конвенциональных ракетных вооружений. Словом, после того как Киеву удалось избежать санкций по выше упомянутому инциденту, Украину начали воспринимать на мировом рынке гражданских технологий ракетостроения как страну, доказавшую способность контролировать передачу технологий двойного назначения и нивелировать их чрезвычайную подверженность политическим рискам. С 2008 года Украина начала стабильно участвовать в многочисленных ракетостроительных проектах с ЕС, США, КНР, Бразилией и другими партнерами. А несколько лет для такого продвижения на рынки — это совсем немного. Ведь большинство молодых ракетостроительных стран — Индия, Пакистан, Иран, ЮАР, Индонезия и Аргентина — потратили на такой выход не одно десятилетие, и не все из них сделали это успешно.