О том, как вскоре украинский потребитель сможет с легкостью отличить в магазине натуральное молоко от ненатурального, о том, куда ему обращаться в случае нарушения его прав и где в наше время лучше покупать продукты – в магазине или на базаре, рассказала первый вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» Ирина Назаревич.
- Ирина Сергеевна, стало известно, что в украинских магазинах может появиться отдельная полка для молочной продукции с заменителями. Об этом заявил премьер-министр Николай Азаров и поручил Минагрополитики разработать соответствующий закон. Как Вы считаете, нужно ли в Украине такое новшество и улучшится ли жизнь украинских потребителей?
- Я считаю, что это очень нужное дело – мы сотрудничаем с разработчиками этого закона. Что касается молочного вопроса, то просто страшно, что сейчас творится у нас на рынке. И люди, особенно из малообеспеченных семей, бросаются на низкую цену, а потом оказывается, что купили вообще не молочный продукт.
Были такие случаи, что в сгущенке, которую проверял наш киевский центр-тест, вообще не было молока, хотя написано «Молоко сгущенное». Такой продукции сейчас появилось очень много, даже мороженое делается не из молока. Поэтому мы вводим такое понятие (конечно, это делают разработчики, а не мы, но мы принимаем в этом участие) – молокосодержащие продукты, то есть пищевые продукты, которые изготовлены из молочного сырья, плюс сырье не молочного происхождения.
Раньше у нас в законе про молоко было, что в молокопродуктах не допускаются жиры не молочного происхождения. Теперь это сплошь и рядом, а я считаю, что люди должны знать, что они покупают. Поэтому надо ставить эти продукты отдельно, чтобы люди знали, куда им идти покупать чисто молочные продукты.
- Почему акцент ставится именно на молочной продукции?
- Потому что больше всего появилось не молочных продуктов с молочными названиями. Сгущенное молоко, в котором вообще нет молока, – это уже переходит все границы. Именно на молочных продуктах больше всего нарушений. И что интересно: у нас есть производители, которые производят продукцию из молока, и именно они инициировали введение этих изменений.
Они возмущены тем, что выпускают хорошую молочную продукцию, а она стоит с продукцией не молочной. И покупатели её игнорируют, потому что, естественно, молочная дороже. Я считаю, что это очень правильно, что взялись именно за молоко. Кроме того, учтите, что молоко – продукт, который нужен детям, это здоровье нашего будущего поколения. И обязательно нужно знать, что ты маленькому ребенку берешь именно молоко, а не какой-то заменитель.
- Госпожа Назаревич, по Вашему мнению, какие есть украинские производители настоящей молочной продукции? И в какой упаковке посоветуете покупать молоко – в мягкой или в стеклянной?
- К нам обращались «Милкиленд Украина», после этого я теперь стараюсь искать их продукцию, рекомендую и вам. Конечно, лучше покупать молоко в «стекляшке», но у нас есть качественные и мягкие упаковки.
- Ирина Сергеевна, не кажется ли Вам, что если появятся такие полки только для молочных продуктов, то на них нужно будет перенести и все остальные продукты? Ведь в наше время качество любого продукта оставляет желать лучшего…
- У нас сейчас вносятся изменения в закон «Про безопасность и качество пищевых продуктов». Теперь безопасность будет контролировать Государственная ветеринарная и фито-санитарная служба, то есть производитель будет нести больше ответственности. Мы за то, чтобы этот закон скорее был принят. Возможно, эти изменения можно будет внести и в отношении других продуктов.
Но пока что мы занимаемся этим законом про молоко в том смысле, чтобы ввести в него понятие молокосодержащие продукты – это не молоко, а продукты, которые имеют какую-то часть молока и заменители. Ввести закон про молоко, затем ввести изменения в правила торговли молоком.
В правилах торговли пищевыми продуктами есть раздел «Молоко». И в этот раздел надо внести следующие изменения: когда продается молоко, должно быть отдельно выставлено настоящее молоко, и отдельно то, которое из заменителей. И, кроме того, внести изменения в административный кодекс. Ввести наказание, потому что будут стараться все равно выставить неправильно: поставить туда, где чисто молочные продукты, сметану, которая не сметана, и т.д. За это будет большой штраф. Мне кажется, что это позволит торговле как-то следить за тем, чтобы продукты из заменителей стояли отдельно.
- Госпожа Назаревич, чем нужно руководствоваться при выборе продуктов? Как определить, натуральный ли продукт?
На упаковке полностью указан состав сырья, который входит в продукт, поэтому надо смотреть, из чего он состоит. Все это должно быть записано. И желательно читать, что написано на упаковке, до покупки.
- Куда Вы посоветуете ходить за продуктами: в магазин или на базар? Чему больше можно доверять?
- Конечно в магазин! Только в магазин! Обратите внимание, что сейчас в магазинах цены даже ниже, чем на базаре, хотя раньше было наоборот. Стоит отметить то, что в магазине уже двойная ответственность: и производителя, и продавца. Поэтому здесь получается как бы и двойной контроль.
Что касается рынка, то очень сомнительно, что там все продукты будут проверены, что все они прошли через лабораторию, которая есть на рынке. Очень часто на рынок люди просто приходят и торгуют, не имея никакой справки из лаборатории. Поэтому риск очень большой, особенно по молочной продукции, ведь и коровы бывают лейкозные. Это экология сейчас такая. Когда мы раньше слышали, чтобы у коровы был паспорт? Теперь корова обязательно должна иметь паспорт и проверяться. Раньше этого не нужно было, потому что у нас было экологически чище на Украине. Сейчас все загрязнено. Эта информация уже не раз появлялась в прессе. Поэтому покупать на рынке намного опаснее, хотя считается, что там все свежее.
- Как определить – качественный продукт или нет?
- Пока товар в упаковке, определить это невозможно. Если вы вскроете упаковку, то на анализ не принимается тот продукт, который у потребителя, надо только отбирать из остатка этой партии, который есть в магазине.
Есть такое постановление Кабмина № 215, которое запрещает анализировать тот продукт, который у потребителя. Это логично, конечно, потому что можно заменить его. Поэтому надо внимательно смотреть на упаковку. Если это мясные продукты, смотрите, чтобы упаковка не была вздутая. А качество остальных продуктов очень трудно определить. Смотреть надо на дату изготовления, на срок годности.
- Каким образом можно защитить современного потребителя? Предложите несколько методов. Во многих ситуациях, когда человек покупает какой-либо товар и потом выясняется, что он или просроченный, или некачественный, у него появляется желание этот товар сдать обратно. Но, по большому счету, из-за незнания своих прав люди в большинстве случаев не идут разбираться. Расскажите, как потребителю бороться за свои права?
- Прежде всего, качественные пищевые продукты возврату не подлежат. Есть такое постановление Кабмина, поэтому внимательно надо смотреть сам продукт или его упаковку до того, как купили. Если же купили, то вернуть качественный продукт уже нельзя. Но если в этом продукте что-то не то – можно, конечно, сразу обратиться в магазин и потребовать возврата. Чаще всего, магазины такие вопросы решают сразу, и некачественная партия снимается с реализации.
Если же случается какой-то конфликт, то надо обратиться или в санэпидемстанцию, или в Потребинспекцию. К примеру, санэпидемстанция имеет право приходить сразу же. Там работники очень мобильные - быстро реагируют. Они могут из этой партии продуктов, из которой вы приобрели некачественный продукт, отобрать образцы для проведения анализа. И если действительно подтвердится, что он некачественный, значит, будут возвращены деньги и применены административные меры или какие-то санкции к нарушителям. Также теперь этим будет заниматься ветеринарная и фито-санитарная служба – поэтому обращайтесь уже туда, только письменно.
- То есть Вы советуете людям обращаться в соответствующие инстанции, когда нарушаются их права, не взирая на «излюбленную» украинскую бюрократию?
- Конечно! И ради самого себя, и ради остальных покупателей, потому что если ты промолчишь, то продукция останется на витрине, будет дальше портиться, и другие люди тоже будут травиться.
У меня были девочки на практике, и сейчас они работают в главном предприятии магазинов «Сильпо» (которые входят в «Fozzy Group»). У этого главного предприятия заключены договора со всеми поставщиками так, что если потребитель обратился и товар действительно некачественный, то они имеют право применить экономическую санкцию к поставщику. Тогда он в бесспорном порядке платит 1000 гривен. Понимаете, насколько это дисциплинирует поставщика?
Вопросы эти решаются. Целый отдел сидит и работает с жалобами, забирает товар, отдает на анализы. То есть понемногу у нас начинает наводиться порядок. Так что надо всем вместе браться за это, и тогда будет действительно качественная продукция в магазинах.