Многие с радостью выдохнули, когда узнали, что налоговые милиционеры не сольются с ОБЭП, КРУ и другими силовыми подразделениями в мегаорган Служба финансовых расследований (СФР). Однако радость была преждевременной. Министерство доходов и сборов, которое с недавних пор называется Государственная фискальная служба (ГФС), подало на премьер-министра очередной вариант законопроекта о создании СФР.
По сравнению с предыдущим вариантом, изменений почти нет. Руководитель налоговой милиции Владимир Хоменко все так же пытается создать карательную машину в руках правительства. И все бы ничего, но в своих действиях он пользуется безусловной поддержкой премьер-министра Арсения Яценюка.
Если бы решение о создании СФР принимало правительство, то в Украине уже появились бы налоговые опричники. К счастью, проект представляет собой лишь пакет законопроектов, который – хочется надеяться – не пройдут через Верховную Раду.
Три Налоговых и две Таможни
Затянувшаяся интрига вокруг создания СФР удивительным образом дополняют бардак, который уже много месяцев творится вокруг налоговых и таможенных органов. Уже четвертый год ведомство, обеспечивающее основную часть доходов бюджета, "последовательно" реформируют и преобразовывают.
Сначала в 2011 году было решено преобразовать Государственную налоговую администрацию в Государственную налоговую службу. Делалось это тогда в рамках административной реформы, затеянной Виктором Януковичем.
В конце 2012 года уже Государственную налоговую службу было решено преобразовать в Министерство доходов и сборов путем присоединения таможни и функций по администрированию единого социального взноса.
В марте нынешнего года было принято решение расформировать Миндоходов, теперь разделив его на две структуры: налоговую и таможенную. Однако возникла реальная угроза разрушения стройной системы обмена информацией, что означало бы несогласованность действий Налоговой и Таможни.
В итоге, совсем недавно решение о преобразовании Миндоходов вновь было пересмотрено. Вместо расформирование было решение понизить статус ведомства, сделав его Государственной фискальной службой. Это все то же министерство, созданное Александром Клименко, только с другим названием и в несколько более низком официальном статусе. Хотя, учитывая реальный вес Налоговой и Таможни, они даже в статусе службы будут иметь огромную власть – не меньшую, чем в статусе министерства.
Официально,Миндоходов уже ликвидировано. Но это официально. На самом деле, в процессе ликвидации до сих пор находится Государственная налоговая служба, а о реальном исчезновении Министерства даже речь не идет. Принимают отчетность и проводят проверки налоговики, которые частично числятся в Миндоходов, а частично в ГФС, но существуют и сотрудники ГНС. Вместо одной Налоговой, в Украине их три.
По состоянию на середину июля, правительство так и не получило обещанное положение о Государственной фискальной службе. Руководители налогового ведомства никак не решат, как разделить между собой полномочия.
То же самое творится на Таможне. Реальным руководителем этого блока является Анатолий Макаренко. Однако, по нашим данным, права подписи он не имеет, и все решения подписывает его предшественник Виталий Науменко. Который руководителем якобы не является.
Кто из них несет ответственность за контрабанду и поборы с бизнеса, которые все так же существуют? Пока что Макаренко может показывать пальцем на Науменко, а тот – на нового шефа.
Но пока в центральной Таможне царит двоевластие, на местах процветают схемы.
Состояние постоянной реформы Миндоходов сродни состоянию постоянного переезда компании. "В пути" могут теряться многие вещи, "грузчики" могут шалить, а "завхоз" может списать на "грузчиков" собственные хищения.
Что такое налоговая милиция
Таков фон, на котором налоговая милиция пытается получить дополнительные полномочия.
Наверняка, этот орган выполняет полезную функцию. В Украине, как и в любой другой стране мира, достаточно тех, кто не хочет платить налоги добровольно. Государству нужна принуждающая сила, чтобы предприятия сохраняли дисциплину отношений с бюджетом.
С другой стороны, украинская реальность имеет свои нюансы. Если Налоговую в целом обвиняют в довольно невинных вещах, как авансовый сбор налогов, схемы с возмещением НДС и недостаточная борьба с коррупцией, то налоговая милиция является носителем совершенно иного имиджа. Чтобы понять, как работает это ведомство, приведем краткий пример, рассказанный со слов непосредственного фигуранта.
Представим себе предприятие, которое работает много лет. Оно совершенно типичное. Это значит, что в нем есть и "черная бухгалтерия", и периодическое использование "конвертов", и ошибки в документах. Но оно живет, платит налоги и решает вопросы с налоговиками.
В один прекрасный день после Майдана бухгалтер предприятия узнал, что по ним открыто сразу 5-7 производств. Это значит, что органы налоговой милиции сразу 5-7 районов хотят прийти с проверкой. Так и происходит. Налоговые милиционеры приходят без предупреждения, и делают так называемую выемку. Они забирают не только бухгалтерские документы, но и все компьютеры. Плюс, еще и опечатывают склад.
По законодательству, они могут удерживать у себя документы и компьютеры как угодно долго. Как работать предприятию? Если бухгалтер не делал копии документов на "облаке" в интернете, это его проблемы. Директору компании намекают: приди на следующий день, и мы обсудим условия возврата компьютеров и документов.
Предположим, директор намека не понял, и купил новое оборудование. Из "облака" предприятие "подтягивает" базу документов, и продолжает работать. Тогда к нему опять приходят налоговые милиционеры, и изымают уже вторую партию компьютеров. Склад опять опечатан. Но теперь дело переквалифицируется по статье, которая позволяет уже приходить с обысками домой к директору и бухгалтеру.
Расчет милиционеров следующий. Рано или поздно предприятие начнет подводить своих бизнес-партнеров, и окажется под угрозой ликвидации. А бухгалтера и директора можно посадить по минимальной статье. Поэтому владелец бизнеса явно предпочтет прийти и договориться. Если же он будет упорствовать, у него изымут еще что-то. И, конечно, доведут уголовные дела до логичного наказания "виновного". Потому что невиновным в украинской действительности быть трудно.
Что изменилось в работе налоговой милиции после Майдана? Со слов ее руководителя Владимира Хоменко– практически все. Со слов предприятий, которые преследуются "слугами закона", - ничего. Почему-то последним верится больше.
Теперь представим, что налоговая милиция по духу останется прежней, но расширит свои полномочия по проведению проверок, дознаний и выемок. Она заберет под себя функции КРУ, ОБЭПа, экономического подразделения СБУ и прочих силовых органов. Представьте, что работники Службы финансовых расследований будут сами под себя писать нормативные акты, и сами же будут их выполнять.
Вот что пытаются сделать налоговики.
Чем пожертвовал Хоменко
Новый этап в вопросе создания монстроподобного органа открылся 2 июля. В этот день тогда еще заместитель министра доходов и сборов, Владимир Хоменко за своей подписью направил в адрес премьер-министра Арсения Яценюка письмо №861/3/99/99-09-01-10 "Об исполнении поручения Правительственного комитета социально-экономического развития и по вопросам международного сотрудничества".
В нормальной ситуации, подобные письма на премьера имеют право подписывать только руководители министерств и ведомств. Однако в реальности же Хоменко напрямую общается с главой правительства, и фактически руководит половиной ГФС в обход своего непосредственного начальника. С позволения Арсения Яценюка.
В своем письме на главу правительства Хоменко сообщает, что он полностью выполнил поручение заседания Правительственного комитета от 23 мая 2014 года №7. В документе Минюсту и Миндоходов поручено "доработать проекты актов законодательства с учетом результатов обсуждения, в частности относительно урегулирования вопросов направления и координации деятельности службы, ее функций, обеспечения проработки вместе с Европейскими экспертами практики европейских стран относительно существования соответствующих структур, и в установленном порядке подать Кабинету министров Украины соответствующие проекты, предварительно проведя их обсуждение с представителями бизнеса".
Что, собственно и было сделано с бюрократической точностью. Проект не вывешивался на официальном сайте ГФС, зато Хоменко встретился со всеми общественными группами. Он лично выступал и рассказывал, что и как будет после создания Службы финансовых расследований.
В Кабмин Владимир Хоменко доложил, что проект создания службы прошел общественное обсуждение. По его словам, в документе найдены компромиссы по "урегулированию вопроса направления и координации деятельности Службы, ее функций, обеспечения проработки вместе с Европейскими экспертами практики Европейских стран относительно существования соответствующих структур".
На самом деле, после всех встреч Хоменко вписал в законопроекты лишь те косметические правки, которые счел нужным.
Совершенно непонятна функция Общественного совета при ГФС. Старый его состав, который поддерживал режим Януковича, был недавно распущен. О формировании нового ничего не слышно. Зато группа участников старого совета успела "прогнуться" под новое руководство ГФС, получила хорошие кабинеты и неплохие должности. Как и прежде, они занимаются решением вопросов, хотя ради этого пришлось немного походить в вышиванке и поскандировать лозунги Майдана.
Основная доля критических замечаний осталась не учтенной. В письме указано, что в майские законопроекты были внесены изменения, которые касаются следующих сфер деятельности будущей службы:
- функции контрольно-проверочной работы службы;
- внедрение общественного контроля за деятельностью службы;
- внедрение системы "сдержек и противовесов";
- вопросы подбора кадров и демилитаризации службы;
- повышение социального статуса служащих и сотрудников службы.
На самом же деле, в законопроекте "Об основах предупреждения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществлении финансового контроля" ничего подобного не наблюдается.
Например, Ассоциация плательщиков налогов высказывала массу замечаний в адрес налоговиков. Но с ней не было даже серьезного обсуждения проекта Службы финансовых расследований.
Но - поскольку встречи с общественностью состоялись - Хоменко подал в Кабмин обновленные законопроекты.
Автор законопроекта сохранил за СФР полномочия по осуществлению функций налогового и таможенного контроля, наряду с оперативно-розыскной деятельностью и проведением досудебных расследований.
По-прежнему под крышей новой службы предлагается объединить функции, которые сегодня осуществляют подразделения налоговой милиции, борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, борьбы с экономической преступностью МВД, борьбы с организованной преступностью МВД, контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ и даже Государственной финансовой инспекции Украины (бывшее КРУ).
В качестве еще одной грандиозной уступки подается то, что работники новой службы не будут иметь права на постоянное ношение оружия, а также применения этого самого оружия и всевозможных спецсредств. Но при этом в составе службы планируется оставить соответствующее подразделение, имеющее право на все выше перечисленное.
Хотя, как легко догадаться, пистолет в руках работника службы финрасследований - далеко не главная угроза для бизнеса. Гораздо страшнее сосредоточение немыслимых количеств полномочий, определенных одновременно Налоговым кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, а также законами "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности".
Легко предположить, почему создание Службы финансовых расследований может поддерживать Арсений Яценюк. Мало того, что по нынешней конституции он является самой мощной фигурой в исполнительной власти. Так еще и СФР по-прежнему предполагается подчинить главе правительства.
Видимо, "существенно уступкой" авторы считают то, что теперь один раз в году (по итогам заслушивания о результатах работы службы) Верховной Раде будет дано право рекомендовать премьеру сменить главу службы. Кстати, рекомендовать – не приказать.
В любое другое время уволить главу СФР будет невозможно. Он станет самым защищенным чиновником в стране, в плане сохранения должности.
Главу службы предлагается назначать сразу на шесть лет – на срок больший, чем избираются президенты и народные депутаты. И что любопытно, работать на своей должности он сможет до 65 лет, что крайне важно для Владимира Хоменко, которому уже более 60-ти. Он явно рассчитывает стать первым руководителем мегаоргана.
"Экономическая правда" направила подробные запросы в адрес Государственной фискальной службы и премьера Арсения Яценюка. Чиновники не нашли времени, чтобы ответить на наши вопросы.
Комментарий эксперта
Оксана Продан, народный депутат от фракции "Удар"
- Мы читали новый проект, и даже делали сравнительную таблицу того, что было, и того, что стало. Никакой разницы.
Владимир Хоменко в своем письме на Кабмин не обманывает. Он подробно излагает, с кем обсуждался законопроект. Он не пишет "согласовали". А потом пишет "по результатам обсуждения доработано".
Он очень грамотно все изложил. "Я обсудил. Вы ж не говорили, чтобы они поддержали".
Доработали они только пункты в таможенном и бюджетном кодексах, касающиеся нюансов работы службы. А рамочный законопроект, который был, остался неизменным.
Если правительство захочет спросить позицию бизнеса, у него такая возможность есть. На всех заседаниях Кабмина присутствуют представители Федерации работодателей и руководитель Совета предпринимателей при Кабмине. У Кабмина есть возможность спросить, согласовали ли они.
А у бизнеса как были, так и остались концептуальные замечания. Главное из них состоит в том, что подобную службу-монстрика можно создавать только после того, как бизнесу будут созданы нормальные условия для работы. А существующие проблемы никто не решает, и такими проектами только загоняет их глубже. Кабмин пытается создать структуру, которая имеет гораздо больше полномочий, чем любые из действующих органов в сумме.
Кроме того, КРУ объединяется с налоговой службой. Что теперь, КРУ будет ходить и проверять всех? У них абсолютно разные мировоззренческие подходы. КРУ считают, чтобы больше не потратили, налоговики – чтобы больше не взяли на расходы.
Плюс нельзя объединять в одном органе определение политики и контроль за выполнением политики. Оно там есть, и никуда не делось.
А самый большой по количеству статей раздел закона – это социальная защита работников службы. По расчетам, там зарплаты будут чуть ли не выше, чем у президента. И это в то время, когда всех чиновников вообще освобождают на два месяца.
Мне кажется, что принятие такого проекта – это декларация того, что мы возвращаемся к полицейскому государству. Это создание монстра, который не имеет права быть.
Тот же Игорь Билоус (глава Государственной фискальной службы – ЭП) не высказывается "за", и не участвует в обсуждении. Он ведет себя очень осторожно. Он отстраняется, и не хочет в этом участвовать. Видимо, он прочитал и понял, что это не то, что должно быть.
Я не думаю, что этот проект могут поддержать. Наша фракция выступает за то, чтобы расчищать зону действия контролирующих правоохранительных органов.
Их нужно разъединять, чтобы все было прозрачно. А не объединять все в одном органе: "я буду формировать политику, я буду контролировать, я буду проводить проверки, я буду открывать уголовные дела, я буду параллельно контролировать использование государственных средств, я буду делать все!"